Больше размер, глубже погружение: как менялись телевизоры в 21-м веке



Пaртнeр прoeктa

Кaк oбeспeчить тeлeзритeлю «эффeкт присутствия»? Мoжнo прoстo сдeлaть экрaн пoбoльшe — пусть сeбя чувствуeт пoчти кaк в кинoтeaтрe. A мoжнo пoкaзaть eму трexмeрную кaртинку или в буквальном смысле окружить его изображением. Сегодня в проекте «110 лет телевидения» мы вспоминаем, как производители пытались охватить зрителя объемной картинкой.



Больше размер   — глубже погружение

Увеличивая размер экрана, действительно можно добиться того, что у   зрителя возникнет ощущение почти настоящего синематографа: мол, не   в   ящик с   картинками он   смотрит, а   сидит себе в   кинотеатре.


Кстати, именно так и   появился термин «домашний кинотеатр»: связка телевизора большого экрана и   стереозвука с   несколькими источниками, расставленными по   всей комнате, включая обязательный сабвуфер.




Но   до   каких пор можно увеличивать экраны? Самый большой кинескопный телевизор, по   нашим сведениям,   — это Sony Trinitron PVM-4300U. В   США он   рекламировался как 43-дюймовый, в   других странах   — как 45-дюймовый: в   американской рекламе по   закону надо было указывать не   физическую диагональ кинескопа, а   диагональ видимой части.


Но   даже 43 дюйма   — это просто огромный показатель: 109   см.   Для сравнения: самый большой телевизор белорусского производства имел диагональ 84   см и   стоил 950 долларов. Этот   же «японец» почти на   треть больше, а   вот стоил значительно дороже: 40 тысяч долларов.




Фото с   сайта AvsForum.com

Среди проекционных телевизоров самым большим называют JVC HD-ILA с   диагональю 110 дюймов (2,79 м). OLED-телевизоры достигли максимальной диагонали в   77 дюймов (1,96 м), жидкокристаллические   — в   108 дюймов (2,73 м), плазменные   — в   152 дюйма (3,86 м).


Правда, телевизоры с   более чем двухметровой диагональю уже не   так-то и   легко устанавливать в   обычной квартире: домашний кинотеатр рискует занять едва   ли не   полстены, а   зритель для максимального комфорта должен сидеть на   другом конце комнаты или вообще в   прихожей.


А   раз простое «механическое» увеличение диагонали не   приводит к   желаемому эффекту   — то   надо применить другие технологии. Например, придать изображению объем.



Стереотелевидение: первые трансляции

Стереокино существует уже сотню лет: еще в   1915 в   Нью-Йорке состоялся тестовый показ экспериментальных фильмов, снятых по   анаглифическому методу с   разделением каналов на   красный и   зеленый. В   двадцатых-тридцатых стереофильмы набирают популярность, появляются различные методы выведения стереозибражения. А   раз можно показывать стереокино   — то   можно попробовать показать и   стереотелепередачу.


С   первыми системами трехмерного телевидения экспериментировал еще «отец» механических телевизионных систем Джон Бэйрд в   конце 1920-х. Впрочем, дальше экспериментов дело так и   не   зашло. И   только много лет спустя некоторые передачи по   телевидению начали транслировать в   стереоформате.


Например, в   1975—1978 годах телецентр в   Ленинграде совместно с   кафедрой телевидения Ленинградского электротехнического института связи проводил опытные стереотрансляции; первая такая передача состоялась 25   марта 1975 года.


В   Англии в   феврале 1982 года показали очередную серию научно-популярного журнала «The Real World», содержащую стереосъемки, сделанные компанией Philips в   Нидерландах. Для просмотра этой передачи нужно было использовать красно-зеленые очки, прилагавшиеся к   программе передач. Очки воссоздавали черно-белое изображение, но   в   декабре того   же года показали и   цветную стереосъемку.


Вскоре «в   анаглифе» начали показывать и   художественные фильмы: вестерн «Форт Ти» в   Великобритании и   фильм ужасов «Тварь из   Черной Лагуны» в   Португалии.




Кадр из   стереофильма «Тварь из   Черной Лагуны». Фото с   сайта Flickr.com

Время от   времени такие передачи транслировали вплоть до   конца «нулевых», но   к   тому времени уже стало возможным наладить полноценное стереотелевидение.



А   еще очки надел!

Постепенно на   рынок вывели несколько технологий: с   использованием очков (анаглифических, поляризационных и   затворных) и   без очков (автостереоскопические дисплеи).


Анаглифические очки   — те   самые, с   красным и   голубыми стеклами   — относятся к   пассивным системам. Впрочем, специально под цветные очки телевизоров не   делают, но   вы   можете хранить у   себя такие очки (а   их   выпускают как простенькими картонными, так и   изящными пластиковыми) на   случай показа анаглифической стереопередачи.


Такие красно-голубые очки применяют еще в   некоторых кинотеатрах, также они пригодятся для разглядывания стереокартинок и   некоторых компьютерных игр.




Фото с   сайта Aliexpress.com

Еще одна пассивная система   — поляризационные очки. Эта система тоже очень старая: стереоскопические изображения с   помощью поляризации демонстрировались с   конца 19 века.


После того, как Эдвин Лэнд запатентовал поляризационные линзы, система начала применяться широко, появились и   стереофильмы. В   начале тысячелетия, с   ростом интереса к   стереотелевидению, поляризационные очки получают огромную популярность. В   основном используются две разновидности: с   линейной и   с   круговой поляризацией.




Фото с   сайта Mail.ru

Затворные очки   — это система активных очков, линзы которых поочередно затемняются с   большой частотой, таким образом формируется раздельная картинка для каждого глаза.


Первые прототипы затворных очков известны еще с   двадцатых годов, хотя те   устройства почти столетней давности едва   ли можно назвать очками   — скорее, это были некие бинокли. А   с   восьмидесятых годов затворные очки начали применяться в   видеоиграх.


Для телевидения затворные очки с   конца «нулевых» активно начала продвигать компания Samsung. Такие очки нуждаются в   питании и   синхронизации с   телевизором.




Фото с   сайта DhGate.com

Наконец, автостереоскопические дисплеи   — это такие экраны, которые показывают объемную картинку без необходимости использования очков.


Специальные барьерные сетки и   микролинзы Френеля способствуют тому, что каждый глаз видит предназначенный только для него столбец пикселей. В   итоге столбцы для левого глаза видны лишь левым глазом, а   столбцы для правого   — лишь правым. Конечно, в   том случае, если зритель сидит в   правильном месте.



Первые по-настоящему и   первые с   оговорками

В   гонке за   первый в   мире 3D-телевизор было, как ни   странно, сразу несколько победителей. Многие фирмы стремились приписать первенство себе, в   результате то   тут, то   там объявляли/представляли/начинали продавать «первый в   мире» телевизор объемного изображения.


Летом 2008 года компания Hyundai сообщала, что начала продажи первого в   мире 3D-телевизора в   Японии: 46-дюймовая модель стоила примерно 4860 долларов. Правда, тут   же говорилось, что чуть ранее Samsung начал продажи 3D-телевизоров в   США, но   там, в   отличие от   Японии, нет соответствующих телеканалов с   объемными передачами.


Действительно: еще на   выставке CES в   начале 2008 года Samsung представила плазменные модели PAVV Cannes 450 и   PAVV Cannes 550. Диагонали   — 42, 50 и   58 дюймов, разрешение экранов   — до   FullHD, а   цена   — от   1 850 до   4 145 долларов.




Фото с   сайта Gizmodo.com

В   декабре 2010 года компания Toshiba вывела на   рынок первые модели телевизоров, которые умеют показывать объемное изображение без очков. Модель 3D REGZA 12GL1 диагональю в   12 дюймов оценили в   1 900 долларов, а   модель 3D REGZA 20GL1 (20 дюймов)   — в   3 800 долларов.




Фото с   сайта GadgetReview.com

Но   еще за   полгода до   этого, 1   апреля 2010, многие сайты сообщили, что украинское предприятие «Электрон» разработало первый в   мире кинескопный 3D-телевизор модели 63TK-3D. Якобы 63-дюймовый кинескоп показывает изображение «разрешением» в   2400×1800 точек. Как мы   знаем, кинескопов такого размера не   выпускали. Но   шутка все равно получилась забавной.




Фото с   сайта Gagadget.com

Когда шансов претендовать на   «самый первый» уже не   осталось, фирмы начали продвигать «самые первые с   оговорками» объемные телевизоры.


Так, в   сентябре 2010-го Sharp представил первый в   мире 3D-телевизор, изготовленный по   технологии Quattron (с   дополнительными желтыми пикселями). В   ноябре 2010-го Philips сообщил о   самом первом в   мире 3D-телевизоре с   «киноформатным» экраном: соотношение его сторон составило 21:9.


А   в   феврале 2011 LG   представила модель LW5700   — первый в   мире 3D-телевизор без мерцания изображения; также эта компания отметилась «первым в   мире» 3D-телевизором с   технологией Full LED Slim и   первым   же в   мире телевизором объемного изображение ультравысокого разрешения 3840×2160 пикселей.


«Горизонт» свой первый 3D-телевизор показал на   выставке ТИБО-2013 и   оценил 42-дюймовую новинку в   7 миллионов рублей, что по   официальному курсу составляло примерно 800 долларов.




Первым телеканалом, на   котором начали транслировать специализированный 3D-контент для современных телевизоров, стал частный японский спутниковый канал DS11. Весной 2010-го начинаются и   кабельные трансляции объемных передач.


С   тех пор по   всему миру запустили несколько десятков 3D-телеканалов (среди них даже парочку порнографических!). Около полутора десятков каналов прекратили объемное вещание.



Телевизор, окружай!

Еще один способ погрузить зрителя в   трансляцию поглубже   — это постараться максимально «окружить» его экраном. Несколько лет назад компании начали предлагать изогнутые телевизоры.


В   январе 2013 года на   выставке Consumer Electronics Show в   Лас-Вегасе корпорации Samsung и   LG одновременно представили «первый в   мире» изогнутый телевизор.


Оба выполнены по   OLED-технологии, оба имеют диагональ в   55 дюймов (~140 см) и   оба показывают картинку разрешением до   1920×1080 пикселей. В   мае того   же года   LG начала принимать предварительные заказы на   модель 55ЕА9800, в   июле старт продаж своей модели KN55S9 объявил и   Samsung. В   обоих случаях стоимость телевизора составила 15 миллионов корейских вон, или около 13 тысяч долларов.




Фото с   сайта LesNumeriques.com

В   сентябре 2013-го свой «первый в   мире» изогнутый телевизор представляет Sony   — на   этот раз монитор изготовлен по   технологии LED TV, проще говоря   — это обычный жидкокристаллический телевизор со   светодиодной подсветкой. У   модели KDL-65S990A экран большего размера   — 65 дюймов, а   стоит он   сильно меньше корейских конкурентов: всего лишь около четырех тысяч долларов.




Фото с   сайта Gizmodo.com.au

Конечно, изогнутые телевизоры научились показывать и   3D-контент. В   апреле 2013 года компания   LG представила первый в   мире вогнутый OLED-телевизор с   поддержкой объемного изображения.



Гонка гнутых диагоналей

Даже двух производителей достаточно, чтобы начать «гонку диагоналей», а   поскольку на   первом   же году жизни изогнутых телевизоров выпускать их   начали несколько компаний, то   и   первых релизов со   словами «самый большой в   мире изогнутый…» долго ждать не   пришлось.


В   сентябре 2013-го   LG показывает на   выставке IFA в   Берлине самый большой в   мире 77-дюймовый изогнутый телевизор, он   поддерживает разрешение 4К. В   декабре и   LG, и   Samsung объявили, что на   январской выставке CES   2014 покажут самые большие в   мире 105-дюймовые гнутые модели. И   показали: LG   105UC9 и   Samsung 105U9500. И   опять почти полное тождество параметров: соотношение сторон 21:9, разрешение 5120×2160 пикселей.


А   уже в   сентябре   — и   снова на   берлинской выставке IFA   — китайская компания TCL Multimedia показала изогнутый телевизор диагональю 110 дюймов (почти 280 см). Радиус его кривизны составляет 7000R   — то   есть, если ставить эти телевизоры один к   другому, то   со   временем они сомкнутся в   круг радиусом 7 метров. Правда, разрешение его меньше, чем у   корейских гигантов: 3840×2160 пикселей.




Фото с   сайта T3me.comКривой по   требованию

Конечно, у   изогнутых телевизоров тоже имеются свои недостатки. Один из   основных   — искажения картинки.


Если зритель один и   сидит на   определенном расстоянии от   экрана строго по   осевой линии   — то   он   ощутит преимущества «гнутого» телевизора (увеличение визуальной ширины, уменьшение бликов, расширенные углы обзора). Но   если на   диване сидят несколько человек, то   все они, кроме центрального зрителя, почти гарантированно «словят» искажения.


Как   же быть? Да   очень просто: когда смотришь телевизор в   одиночку   — пусть он   будет изогнутым, а   когда компанией   — плоским. Как такое возможно? Благодаря не   просто изогнутым, а   изгибаемым телевизорам.


Еще на   январской выставке CES   2014 LG   показала 77-дюймовый гнущийся телевизор, а   Samsung   — 85-дюймовый. Позже, в   сентябре 2014-го на   берлинской выставке IFA, Samsung продемонстрировал и   105-дюймовый гнущийся телевизор. Сервоприводы за   несколько секунд превращают плоскую панель в   изогнутую и   обратно.




Фото с   сайта WhoWired.com

Как шутят в   интернете, изогнутые телевизоры   — это хорошо забытое старое. Только сейчас телевизоры вогнуты внутрь, а   раньше были выгнуты наружу.




Телевизор «Неман», выпускавшийся с   1960 года в   Минске. Фото с   сайта Old-Cherdak.com.ua

Новое поколение телевизоров Samsung SUHD передают изображение максимально точно и   реалистично. Благодаря передовой технологии квантовых точек даже мельчайшие детали и   темные области в   изображении различимы при любом освещении.




 

Теги: Минск