От подлодки до электромотоцикла и автожира: стенд РБ на «Армии-2016″

Кoррeспoндeнт Sputnik Лeв Рыжкoв пoбывaл нa   стeндe «Бeлтexэкспoртa» и   узнaл, чeм жe белорусские ученые и   конструкторы решили удивить международную общественность.

Подводная лодка в   лесах Беларуси…

Скажу без   всякой лести, что белорусский стенд   — впечатляет. Автор этих строк ни   в коей мере не   выдает желаемое за   действительное. Но даже стенды крупнейших российских госкорпораций, расположенные на   территории экспозиции буквально по   соседству, тронули куда меньше. И дело тут даже не   в высоких технологиях, не   в богатстве, не   в экспонатах.


©
Sputnik/ Рамиль Ситдиков
Беларусь, Армения и Казахстан поразили всех на «Армии-2016″

Дело, наверное, в   дизайне. У белорусов он   — изысканный, если не   сказать инопланетный. Фотографии слабо передают впечатление, которое производит высоченная, бледно-голубая колонна с   футуристическим круглым навершием, по   одной из   плоскостей которого идет гордая, красивая и, несомненно, инновационная надпись: «Республика Беларусь».

Это первое, самое бросающееся в   глаза, впечатление. Вокруг футуристической колонны расположены столики, кресла, выставочные стенды и… самолеты. Самые настоящие. Да, они летают. Но   — без   людей на   борту.

А вот маленькие модели тяжелых грузовиков, на   шасси которых установлены на   телескопических мачтах очень странные (и по   виду   — тоже чуть-чуть инопланетные) устройства. Это, как   объясняют мне   — новейшие радиолокационные станции, способные «засекать» любые полеты как   на сверхнизких, так и   на больших высотах.


©
Sputnik/ Лев Рыжков
Подводная лодка в разрезе на белорусском стенде

А вот неожиданно   — яркий, красивый, подсвеченный стенд. А на   нем   — во   всей красе представлена подводная лодка в   разрезе. Прямо под   субмариной напряженно работала на   ультратонком ноутбуке девушка-блондинка. «Неужели Дженнифер Псаки была права, и   в Беларуси все-таки есть море?»   — спросил у   нее я. Но все оказалось гораздо проще. Республиканские предприятия производят запчасти и   технические узлы для   подводных лодок.

Автожир на   страже порядка

«А хотите мы вам покажем гирокоптеры? Только для   этого надо   выйти на   улицу!»   — говорит мне пресс-менеджер Центра специального назначения Ирина Петрович.

Ну, надо, значит, надо. Гирокоптер (он же автожир) представляет собой миниатюрный одноместный сверхлегкий вертолет. Та же конфигурация корпуса, пропеллер. Но называть автожир вертолетом   — неправильно. Так, для   взлета и   посадки ему, как   и самолету, необходима взлетно-посадочная полоса. Но если для   самолетов длина полосы должна быть несколько километров, то автожиру хватит и   ста метров.

Производят гирокоптеры в   Италии, а   в Беларуси их модернизируют под   нужды спецслужб и   силовых ведомств. На этих сверхлегких летательных аппаратах патрулируют границу, задерживают нарушителей.

«Конопляные делянки находили. Украденные автомобили искали и   находили. Я работал на   гирокоптере и   с лесоохраной, и   с пожарной охраной. С топливом   — никаких проблем. Работает на   95-м бензине»,   — рассказал инструктор ЦСП Григорий Агабабов.

Без шума и   выхлопа

«А сейчас вы удивитесь по-настоящему!»   — говорит Григорий Агабабов. На некоторое время исчезает, а   потом вдруг появляется на   каком-то не   то мотоцикле, не   то сильно тюнингованном велосипеде.

«Это   — электрический полноприводный бесшумный мотоцикл со   своим генератором для   подзарядки аккумуляторов. Применяют его в   разных целях. Но, в   основном, для   спецгрупп. На нем можно бесшумно подъехать к   нужному объекту или   месту сбора группы лиц. Вместимость   — два человека в   боевой экипировке с   полной нагрузкой»,   — не   без гордости сообщил инструктор.

Помимо всех прочих достоинств электромотоцикл обладает еще и   свойствами трансформера. Из двух таких мотоциклов можно сделать, например, квадроцикл. Два мотоцикла ставятся вместе. Между ними организуется место для   транспортировки раненого.

«Мотоцикл является разработкой Академии наук Республики Беларусь. Насколько я знаю, не   буду вам врать   — она еще не   применялась. Пока этот транспорт проходит стадию тестирования. Запаса хода хватает на   160-170 км. А скорость у   него   — 30 км/ч. Но в   лесу, в   условиях бездорожья и   заболоченной местности большая скорость не   нужна»,   — рассказал инструктор.

«А болото пройдет?»   — спрашиваю.

«Ну, смотря какое болото»,   — говорит Григорий.

Белорусские камикадзе

Возвращаемся в   выставочный комплекс. Знакомлюсь с   директором республиканского предприятия «Научно-производственный центр беспилотных комплексов» Академии наук Республики Беларусь Юрием Яцыной. Это под   его руководством были разработаны эксклюзивные беспилотники «Бусел-М» и «Бусел-М-50″, а   также аппараты класса «Буревестник».

«Буревестник»   — беспилотник среднего класса, который летает на   растояние до   300 км. В воздухе он находится от   6 до   8 часов и   может поднять до   60 кг. Мы привезли его макет, выполненный в «ударном» исполнении. Россиянам сейчас нужен беспилотный авиационный комплекс такого класса. «Буревестник»   — чисто белорусское ноу-хау. Мы разработали его вместе с   Министерством чрезвычайных ситуаций»,   — рассказал Юрий Францевич.

Также на   белорусской экспозиции выставлены два дрона-камикадзе, каждый по   26 килограммов, созданные для   выполнения, увы, одноразовых боевых задач. Юрий Яцына показывает на   ноутбуки с   бронезащитой по   соседству с   приборами слегка загадочного назначения.

«Это наземный пункт управления, который мы разработали и   выпускаем,   — говорит конструктор.   — А это   — тренажер для   обучения. Он выполняет в   основном функцию анализа телеметрической информации. То есть, по   сути, воспроизводит содержимое «черного ящика». Во время любого полета записывается большое количество параметров, потом на   этом тренажере это воспроизводится, разбираются ошибки, которые были допущены в   ходе полетов».

Сотрудничество, несмотря на   препоны

Вокруг белорусского стенда   — постоянное оживление. Люди подходят, интересуются, фотографируют, делают селфи на   фоне красивых и   блестящих беспилотников.

«За последние несколько лет поучаствовал во   многих выставках. Был и   на Ближнем Востоке, и   в Париже. Скажу вам, что и   атмосфера, и   масштабность, и   организованность   — реально впечатляет. И, в   принципе, могу сказать, что я горд за   наших союзников. Невзирая ни   на какие политические препоны международное сотрудничество   — есть»,   — рассказал начальник Центра специальной подготовки Андрей Красовский.