Вести.net: роболодки-мосты и «Яндекс.Маркет»-плейс’ />

Рoбoтизирoвaнныe кaтeрa-мoсты Aмстeрдaмa и Бoстoнa будут пeрeвoзить туристoв и пoднимaть лeжaщиe на дне велосипеды. А в России «Яндекс» пытается подчинить себе рынок электронной коммерции — не все участники этого рынка этому рады. Обо всем этом — в программе Вести.net.

Беспилотные катера появятся в Амстердаме в следующем году. Проект RoBoat – роботизированная лодка – разрабатывается совместно с Массачусетским технологическим институтом и двумя голландскими вузами. В качестве базовых городов для тестирования выбраны Бостон и Амстердам.

Цель проекта – к 2017 году создать прототип автономного плавательного средства. Конечно, в первую очередь «роболодки» будут использоваться по прямому назначению – в качестве беспилотных туристических катеров, а также для перевозки грузов.

Но это не все: лодки с автопилотом могут выступать в качестве строительных блоков для создания временных переправ и мостов. Как уверены авторы проекта, в городах, страдающих от неравномерных сезонных туристических нагрузок, возможность возведения переправ, что называется, on-demand – по требованию, может оказаться очень кстати.

Помимо этого автономные плавсредства будут собирать информацию о воде и окружающей среде. И, как это часто сейчас бывает, на основе полученной информации будут строиться прогнозы о распространении тех или иных заболеваний и возможных экологических катастрофах.

Столь необычная и нагруженная множеством обязанностей модель – не дань чистым научным интересам участников. 80 процентов продукции в мире исторически производится на территориях, так или иначе связанных с водой – побережьях морей и рек. Там же сосредоточено 60 процентов населения Земли. Очевидно, что переходя к беспилотному транспорту, было логично начать именно с кораблей, а не с автомобилей и самолетов.

После создания прототипа, готовое решение может быть предложено конечным покупателям. Можно предположить, что интерес проявит сервис вызова такси Uber. Во-первых, компания уже разрабатывает автопилоты для наземного транспорта, а во-вторых адаптирует свою модель и для водных магистралей. Сервис UberBoat уже тестируется в ряде городов, включая и Амстердам.

Разработчики RoBoat хотят приспособить свое детище и для решения сугубо амстердамской проблемы: ежегодно около 12 тысяч велосипедов тонет в каналах. Беспилотные лодки будут их находить, и, возможно, поднимать со дна.

***

«Яндекс.Маркет» радикально меняет принципы работы. Площадка, долгие годы бывшая фактически рубрикатором товаров из российских интернет-магазинов для пользователей и рекламной площадкой для продавцов, теперь претендует на роль маркетплейса — такого же, каким является Amazon или AliExpress.

«За последние 15 лет это — самое большое изменение модели «Яндекс.Маркета», потому что мы перестаем людей переправлять на сайты магазинов и помогаем им покупать прямо на «Яндекс.Маркете». Потому, что это удобно — иметь один интерфейс, информацию, кому доставлять, информацию, например, по кредитной карточке, заполненную в интерфейсе, и особенно это удобно в мобильных телефонах», — объясняет глава «Яндекс.Маркет» Павел Алешин.

Фактически это воплощение модного принципа уберизации — только в применении к интернет-торговле, — потому что продает товар покупателю по-прежнему интернет-магазин, а не «Яндекс». Но — без перехода на сайт самого магазина, и, так же, как это уже происходит с «Яндекс.Такси» или «Убером», человек не задумывается, какой именно таксопарк вышлет ему машину.

«Мы посчитали, что тратят магазины для привлечения заказов, и понимаем, что сейчас магазины тратят в среднем 5,8 процента от их оборота. Мы говорим, что мы начинаем все с начала, у нас есть минимальная стоимость заказа на «Маркете» — 2 процента, — ну, а дальше, конечно же, будут возникать точки конкуренции, где будет очень много желающих продать и они будут конкурировать за эти заказы — там будет аукцион», — говорит Павел Алешин.

Покупателю, по идее, идея всеобщего «Маркета» удобна, а вот у магазинов могут быть сомнения — уберизация практически сводит на нет все ухищрения, к которым торговцы прибегали, чтобы привязать к себе клиента. Не заметен их дизайн, бренд, в раскрутку которого они вкладывали деньги, нет возможности предложить сопутствующий товар из своего же магазина — в частности, какие-нибудь аксессуары. Бонусные карточки и другие программы лояльности тоже пока работать не будут.

Поэтому сейчас «Маркет» пытается привлечь магазины не только низкой ценой обслуживания, но и нулевой комиссией за оплату товара. Что, впрочем, маркетинговая, рекламная акция, которая когда-нибудь закончится.

С другой стороны — «Яндекс» берет на себя и важную для всего рынка задачу — научить россиян покупать в отечественных интернет-магазинах с предоплатой, потому что большая часть таких сделок у нас происходит наличными курьеру. Это практически лишает небольшие компании возможности работать в регионах. В отличие от иностранных площадок, которые требуют предоплаты и работают всюду, получается, что наш потребитель относится к зарубежному бизнесу с большим пиететом.

Главный инструмент для завоевания доверия — система разрешения конфликтов между продавцом и покупателем, так называемый арбитраж, который возможен при оплате через систему «Яндекса». Новая модель будет разворачиваться сначала в столице, но через год распространится на всю страну. Получится ли у «Маркета» стать отечественным «Алиэкспрессом» или «Амазоном» — неясно. Небольшие магазины волнуются, а большие сети пытаются выстроить свой маркетплейс. Но у «Яндекса» есть рычаги — это 20 миллионов посетителей в месяц, 20 тысяч подключенных магазинов и, конечно, интеграция с главной русскоязычной поисковой системой.