Искусствeнный интeллeкт, нeйрoсeти, мaшиннoe oбучeниe — глaвныe тeмы конференции для разработчиков nVidia, которая прошла в Амстердаме. Впрочем, все это, похоже, стало вообще главными темами для компании, которая еще недавно была известна почти исключительно видеокартами для десктопов. Индустрия компьютерных игр, для которых эти карты и выпускаются, конечно, никуда не делась и даже немного растет. Но фокус теперь, очевидно, на более масштабных и амбициозных задачах. Обещают перевернуть весь мир и наши представления о нем. И в качестве одного из инструментов всех этих потрясений глава nVidia представил Xavier — систему на чипе, которая включает в себя 8-ядерный ARM-процессор (грубо говоря, как в смартфоне) и 512 ядер графического ускорителя, да еще и на новейшей архитектуре. В общем эдакий суперкомпьютер в кармане, 20 триллионов операций в секунду — ровно тот же результат показывает анонсированная всего лишь в начале этого года система для построения беспилотных автомобилей Drive PX2, построенная на двух центральных процессорах и двух видеоускорителях.
Вообще автомобилям, точнее, обучению их самостоятельности, была посвящена значительная часть доклада гендиректора nVidia. Среди прочего, например, похвастались собственной разработкой со странным называнием ВВ8, прямо как робошар из последних «Звездных войн». Впрочем, из общего только имя. ВВ8 от nVidia — это система автопилота, в которую специально ничего не закладывали. Просто установили датчики в машину и ездили на ней, а искусственный интеллект учился подражать манерам человека. В итоге, как уверяют разработчики, получили автопилот, которому не важны обычные признаки дороги – знаки, разметка да и вообще асфальт. Но главное, конечно, это работа на всю глобальную индустрию беспилотных автомобилей. В nVidia уверены, что для нормального развития отрасли необходима стандартизация. И не просто на уровне протоколов, а в варианте некоего общепринятого программного аппаратного решения, на подобие того, что в персональных компьютерах называется Wintel, то есть Windows на процессоре Intel. И вот тут выясняется, что nVidia хочет стать в этой схеме и Windows, и Intel, то есть не только поставлять процессоры, оптимизированные для задач машинного обучения, но и программную платформу. Более того, на этой конференции была анонсирована ОС для беспилотных автомобилей DriveWorks. Версия Alpha 1 будет доступна партнерам через несколько дней и уже включает, например, алгоритмы обнаружения свободного места на дороге, визуализацию окружающего пространства, системы определения дистанции и габаритов других машин.
Впрочем, все это будущее, пусть и не очень далекое, но можно было прикоснуться и к настоящему: на конференции GDC впервые вышел в свет нидерландский стартап WEpods. Забавный электромобиль, утыканный по периметру лидарами, радарами и камерами, катал всех желающих по небольшому маршруту у выставочного комплекса.
WEpods — один из первых автономных автобусов. Очень хочется шагнуть прямо перед ним, но не стоит этого делать. Сам по себе автобус почти наверняка остановится, но вот люди внутри попадают, а его системы придется перезагружать вручную.
Вообще, строго говоря, WEpods уже ездит. Более того, его разработчики гордились тем, что они в числе первых, кто выпустил беспилотник в реальные условия. Но под этими условиями понималась закрытая территория университетского кампуса. А теперь выяснилось, что эксплуатацию приостанавливали на время перемен, когда на улицы высыпает много студентов. В итоге даже в тихом амстердамском переулке WEpods несколько раз экстренно тормозил перед неосторожными пешеходами или лихо паркующимися машинами. Отказался автобус проезжать и мимо грузовика, который оставил на проезжей части минимум места. Беспилотник просто остановился и предложил дальше ехать в ручном режиме.
Собственно, в том числе и для этого табуретку оператора в машине оставили. К услугам условного водителя планшет с настройками и джойстик. Так что руля в этом автобусе как бы нет, но на самом деле есть. В том числе и по требованиям законодательства Нидерландов, ведь именно оператор, в конечном счете, несет ответственность за пассажиров и пешеходов. Кстати, как считают разработчики WEpods, самые серьезные проблемы для адаптации беспилотников начнутся именно в тот момент, когда из машины можно будет убрать даже номинального водителя, потому что тогда встанет задача научить простых людей общаться с безликими роботами.
«Если человек стоит на обочине и хочет ступить на проезжую часть, он устанавливает визуальный контакт с водителем. Ему нужно убедиться, что автомобиль остановится. Даже на зебре человеку нужно подтверждение безопасности. Автономные автомобили могут даже быть источником раздражения, потому что они всегда безопасны, они хорошие парни в любой стычке, они никогда не нарушают правила и они всегда про безопасность. Но это не очевидно. Пока мы научим беспилотники нормально общаться с обычным трафиком, пройдет еще много времени», — Коэн Леккеркеркер, программный инженер Robot Care Systems.