Интeрнeт-экoнoмикa Рoссии рaстeт пoчти пo всeм нaпрaвлeниям — причем как в абсолютных, так и в относительных цифрах. Но индустрия хочет большего. Результаты очередного аудита Рунета и прощание с легендарным смартфоном — прямо сейчас в программе Вести.net.
Размер экономики Рунета достиг 1,35 триллиона рублей. А вместе с рынком электронных платежей эта цифра эквивалентна 2,4 процента ВВП России — об этом говорится в результатах исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций. Эксперты РАЭК подсчитали объем интернет-рынка за 2015 год и спрогнозировали рост за 2016-й. И согласно озвученным данным, в 2015 году в интернет-экономике крутилось 1355,38 миллиарда рублей — это контент и сервисы, — а еще 588 миллиардов рублей электронных платежей. По прогнозам аналитиков, в Рунете дно кризиса пройдено, и в 2016 году ожидается «консервативный рост».
«Это, конечно, совершенно не то, что было 3-4 года назад, когда мы развивались инновационным сценарием, темпы роста были 30-40 процентов в год, то есть совершенно сумасшедшие, и мы их сопоставляли с медленно растущей оффлайн-экономикой. А теперь мы говорим, что на фоне падающей оффлайн-экономики мы медленно, но все же растем. И это для нас — консервативный сценарий развития. Он предрекает нам, что интернет-экономика будет расти примерно на 10-15 процентов в год, и так будет примерно до 2020 года», — рассказал глава Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко.
Продажи товаров в Интернете (онлайн-ритейл) выросли на 13 процентов, а вот электронные платежи выросли почти на 25 процентов. Онлайн-трэвел также вырос на 13 процентов до 315,3 миллиарда рублей. И отмечается, что продажи туристических услуг падали из-за банкротства некоторых авиакомпаний и закрытия популярных туристических направлений в Турцию и Египет, но развитие внутреннего туризма выровняло общую ситуацию.
Рынок электронной коммерции растет в том числе за счет улучшения качества доставки товаров, а также благодаря развитию доступа в Интернет и росту мобильного трафика, говорится в отчете: у многих участников рынка доля заказов с мобильных устройств приближается к 50 процентам, а в некоторых товарных категориях – до 70 процентов. Кстати, пользователи мобильных телефонов и мобильного Интернета не дают погибнуть рынку цифрового контента.
«Когда мы научились измерять цифровые товары, не физические товары — книги, софт, мультимедиа, видео, музыка, игры — мы видим здесь колоссальный в динамике рост игр и книг. С играми не совсем понятно, их традиционно все любят и даже в годы кризиса находят себе отдушину в том, что не очень дорого стоит. Очень круто, что пошли вверх книги, хотя мы тоже говорим, что с нуля расти легко — раньше вообще не измерялся рынок, поэтому сейчас мы наблюдаем, как книги растут на десятки процентов в год», — говорит Сергей Плуготаренко.
Реклама и маркетинг в Интернете показали рост в сегменте контекстной и таргетированной рекламы. Особенно это коснулось молодых жанров — видеорекламы и перфоманс-маркетинга, — а вот традиционный сегмент контент-маркетинга несколько уменьшился. Кроме того, так и не восстановился после кризисного падения сегмент медиарекламы.
***
BlackBerry официально отказалась от производства смартфонов. Об этом стало известно из пресс-релиза, который представлял собой квартальный отчет. Глава канадской компании Джон Чен ранее называл сентябрь как срок, к которому смартфонное подразделение компании должно было достичь приемлемой прибыльности. В среду BlackBerry объявила итоги очередного квартала. В пресс-релизе говорится о чистом убытке в размере 372 миллиона долларов при выручке в 334 миллиона долларов. Журналисты издания Recode указывают, что скорректированная сумма доходов составляет 352 миллиона долларов и, по сути, деятельность Blackberry была «в сущности безубыточной». Но этого мало.
По данным Gartner, на BlackBerry во II квартале приходилось всего 0,1 процента рынка смартфонов. Компания поставила на рынок всего лишь 400 тысяч смартфонов — в три с лишним раза меньше, чем годом ранее. Для сравнения: в период наибольшей популярности BlackBerry, то есть, шесть лет назад, квартальные поставки этих коммуникаторов достигали 15 миллионов штук.
Мы видели закат эпохи Nokia, сейчас наблюдаем, как заканчивается еще одна эпоха — BlackBerry. Компания, создавшая когда-то эталонное устройство для корпоративного использования — шифрованная электронная почта и сообщения, надежное управление персональными данными, такими как контакты, календари, заметки (и классическая кнопочная клавиатура!) — оставила свой след в истории гаджетов и готова попрощаться. Хотя решение было непростым.
Генеральный директор Research In Motion пытался продать подразделение в 2013 году, но найти покупателя не удалось. Тогда Джон Чен попытался спасти компанию. Он сосредоточился на корпоративных клиентах, исторически составлявших основу бизнеса BlackBerry. Компания выпустила ряд смартфонов, включая громадный Passport, прекрасно подходящий для работы с таблицами, и Priv, в котором особое внимание уделено информационной безопасности. На смену знаменитой модели Bold пришел Classic, рассчитанный на любителей традиционного дизайна BlackBerry. Однако ни одна из новых моделей компании не стала по-настоящему популярной.