Радиоактивные могилы на дне океана: как гибли атомные подлодки

Рoвнo тридцaть лeт нaзaд, шeстoгo oктября 1986 гoдa, зaтoнулa сoвeтскaя aтoмнaя пoдлoдкa К-219. Нa   ee   бoрту прoизoшeл взрыв бaллистичeскoй ракеты, повредивший внешнюю стенку прочного корпуса и   плутониевые боеголовки.


Лодка могла превратиться в   настоящий ядерный могильник у   берегов Америки. О   том, что случилось с   К-219 и   другими атомными субмаринами, которые в   разное время потерпели катастрофы в   океане, читайте на   42.TUT.BY.



Предельное погружение

Море всегда было опасным, даже для таких совершенных и   мощных судов, как атомные подлодки. Первой погибшей АПЛ считается американская «Трешер», которая затонула 10   апреля 1963 года в   Атлантике.




АПЛ «Трешер». Фото: navylive.dodlive.mil

«Трешер» считалась гордостью американского флота: в   ней были применены все самые передовые разработки. Например, на   борту подлодки находился единственный комплект новейших ракето-торпед Subroc.


Тогда, в   разгар холодной войны, американские военные проводили эксперимент по   погружению на   предельную глубину для испытания оборудования.


Первые тревожные вести пришли, когда глубина погружения достигла 350 метров. В   сообщении говорилось, что «Трешер» получил крен и   экипаж пытается продуть балластные цистерны, чтобы всплыть.


Спустя несколько минут пришло еще одно сообщение, которое было настолько неразборчивым, что о   его содержании до   сих пор идут споры. Затем акустики услышали треск ломающегося корпуса подлодки.


До   сих пор доподлинно неизвестно, что случилось с   субмариной, искореженные обломки которой остались лежать на   глубине более двух километров.


Вместе с   подлодкой погибли 129 моряков. В   ходе поисковых работ со   дна было поднято множество обломков внутреннего корпуса субмарины, но   атомный реактор так и   не   был найден.



К-8, первая потеря СССР

Трагедия произошла и   во   время крупнейших учений за   всю историю советского ВМФ — «Океан 70», в   которых участвовали силы всех флотов СССР.


Вечером 8   апреля 1970 года подлодка проекта 627А «Кит» с   индексом К-8 находилась севернее Азорских островов. Во   время всплытия на   перископную глубину для сеанса радиосвязи в   рубке гидроакустиков случился пожар, затем пламя появилось в   3 и   7-м отсеках, где горела регенерация. Командир отдал приказ на   срочное всплытие, к   этому времени огонь стал распространяться по   воздуховодам.




К-8. Фото: bagnet.org

Чтобы не   допустить огонь к   ядерному реактору, весь состав первой смены главной энергетической установки пожертвовал собой   — офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не   будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы, предотвратив их   взрыв.


Помощь экипажу советской АПЛ после аварийного всплытия оказал проходивший болгарский теплоход «Авиор». К-8 пытались сохранить до   последнего   — несмотря на   8-балльный шторм на   борту лодки была оставлена боевая смена из   21 человека во   главе с   капитаном второго ранга В.   Б. Бессоновым, которые боролись за   живучесть корабля.


Но   их   усилия не   увенчались успехом: 12   апреля в   6 часов 13 минут, потеряв плавучесть и   продольную остойчивость, лодка затонула. Останки К-8 покоятся на   глубине 4680 метров в   Бискайском заливе Атлантического океана. Катастрофа унесла жизнь 52 человек.



Причина гибели   — неизвестна

«Скорпион», одна из   шести лодок типа «Скипджек», погибла в   море в   3000 метрах посреди Атлантического океана при до   сих пор не   выясненных обстоятельствах.




Фото: militaryfactory.com

Доподлинно известно, что в   мае 1968 года «Скорпион» возвращался с   боевого дежурства в   Средиземном море на   базу в   Норфолке (штат Виргиния), когда получил новое задание   — следовать в   район Канарских островов, где американская разведка засекла советские корабли, среди которых была новейшая на   тот момент субмарина типа «Эхо   II».


Проведя разведку, «Скорпион» отправился на   базу в   Норфолк, последняя радиограмма была получена около полуночи 20   мая, больше на   связь АПЛ не   выходила.


Спустя шесть дней на   поиски пропавшей субмарины было брошено 35 судов и   35 самолетов. Чтобы найти лодку, потребовалось пять месяцев   — останки «Скорпиона» покоились на   глубине 3047 метров в   Атлантике, все 99 моряков экипажа погибли.


Снимки, сделанные во   время погружения глубоководного аппарата Triest II, не   могли пролить свет на   произошедшее.


Руководство ВМС США назвало исчезновение «Скорпиона» загадкой, которую «невозможно разгадать никакими свидетельствами, имеющимися сейчас».


Существует несколько версий гибели подлодки. Согласно одной из   них «Скорпион» был поражен собственной торпедой. По   какой-то причине одна из   торпед, находившихся в   торпедном аппарате, встала на   боевой взвод. Командир «Скорпиона» приказал отстрелить ее   за   борт. Торпеда, не   найдя цель, навелась на   выпустившую ее   субмарину и   уничтожила.


Другая версия гласит, что торпеда Mark-35 взорвалась прямо в   отсеке.


Ну, а   третья версия представлена в   книге Scorpion Down военного журналиста Эда Оффли, который после 25 лет исследований пришел к   выводу, что «Скорпион» был уничтожен советской подлодкой.



Трагедия «Курска»

Шестнадцать лет назад в   Баренцевом море утонула подводная лодка «Курск», погибли все 118 членов экипажа. Официальная версия гласит, что 12   августа 2000 года в   11 часов 28 минут 26 секунд по   московскому времени произошел взрыв торпеды 65−76А («Кит») в   торпедном аппарате №   4, причиной которого стала утечка компонентов топлива торпеды, а   точнее   — пероксида водорода. Возникший в   результате пожар привел к   детонации основного боекомплекта и   гибели подлодки.




Фото: militaryarms.ru

Конспирологи считают, что «Курск» был поражен торпедой иностранной подлодки. Эта версия возникла не   в   последнюю очередь потому, что на   той части «Курска», которую удалось поднять с   морского дна, четко видно ровное круглое отверстие, края которого загнуты вовнутрь.




Фото: topwar.ru

Многие эксперты считают, что это след попадания американской торпеды МК-48, которая может проходить через стальную обшивку благодаря специальному механизму, находящемуся на   носу и   способному расплавлять медь.


А   в   день трагедии за   российской подводной лодкой следили сразу две иностранные: американские «Мемфис» и   «Толедо» (подглядывать друг за   другом   — обычная практика для российского и   натовского флотов). По   другой версии «Курск» протаранила американская подлодка «Мемфис».



30 ядерных боеголовок ушли на   дно

Подводная лодка К-219 проекта 667А «Навага», позже модернизированная по   проекту 667АУ «Налим», никогда не   отличалась особой надежностью. За   время ее   эксплуатации возникали многочисленные проблемы с   пусковыми установками ядерных ракет и   с   крышками ракетных шахт.




Фото:russian7.ru

Например, 31   августа 1973 года в   пусковую шахту №   15 попала вода. Опасность заключалась в   том, что протечки ядовитого ракетного топлива (тетраоксид азота) были довольно частым явлением. Так случилось и   на   этот раз. Вода, вступив в   реакцию с   ракетным топливом, образовала азотную кислоту. Химическая реакция привела к   взрыву, убившему одного моряка. После этого ракетную шахту №   15 вывели из   использования, а   ее   крышку наглухо приварили к   корпусу.


Надо заметить, что случилось это на   корабле, оснащенном двумя ядерными реакторами, вооруженным 16 торпедами (две из   них   — с   ядерными зарядами) и   16 баллистическими ядерными ракетами РСМ-25У с   тремя боеголовками каждая.


4   сентября 1986 года командир К-219 получил задание отправиться в   патрулирование у   побережья США. Сжатые сроки подготовки к   походу не   позволили обеспечить надлежащую исправность лодки. Так, ракетная шахта №   6 давала течь, а   сигнализация о   поступлении воды в   шахту была и   вовсе отключена.




Фото: s.ura.ru

В   Баренцевом море эта шахта предсказуемо начала затапливаться, но   вместо того, чтобы доложить командиру, моряки просто откачивали воду шлангами по   два раза в   день.


Если   бы К-219 двигалась без резких погружений и   смен курсов на   средних глубинах, то   все могло   бы обойтись. Но   советскую субмарину засекла американская гидроакустическая противолодочная система СОСУС.




К-219 после аварии. Фото: astro-logia.ru

Возможно, за   К-219 следила и   иностранная подлодка, чтобы убедиться в   этом, командир советской АПЛ отдал приказ совершить маневр проверки отсутствия слежения, известный у   американских военных как «Сумасшедший Иван» (частые и   резкие изменения курса вплоть до   разворота, с   целью «осмотреть» сонарами «мертвую зону» позади субмарины).


Сильные перегрузки при маневре привели к   полной разгерметизации ракетной шахты.


Чтобы ракета с   ядерной боеголовкой не   разрушилась под давлением, нужно было срочно всплывать. Но   морякам не   хватило времени   — взрыв разрушил внешнюю стенку прочного корпуса подлодки и   плутониевые боеголовки ракеты.


В   корпусе образовалась пробоина, через которую хлынула вода, и   К-219 провалилась на   350   м. Усугубили ситуацию ядовитые газы, образовавшиеся после реакции воды и   ракетного топлива. Они начали заполнять лодку.


Командир подлодки капитан 2-го ранга Игорь Британов принял решение продуть все цистерны, чтобы избавиться от   балластной воды и   одновременно запустить винты подводной лодки для режима экстренного всплытия. Уже через две минуты К-219 была на   поверхности.


Оставалось сделать главное   — заглушить реактор, иначе в   Атлантике мог случиться небольшой ядерный апокалипсис. Чтобы остановить реактор, необходимо было вручную опустить компенсирующие решетки. Внутри отсека температура достигала 70 градусов.


Командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов сумел опустить три решетки, прежде чем упал без сознания. Опустить четвертую пошел 20-летний спецтрюмный матрос Сергей Преминин.


Парню удалось это сделать ценой своей жизни, вернуться обратно он   не   смог   — чудовищным давлением заклинило люк. Экипаж спасли находящиеся в   районе катастрофы советские гражданские суда.


Саму лодку попытались отбуксировать сухогрузом «Красногвардейск», но   ночью порвался трос, и   субмарина погрузилась на   глубину около 5500   м. В   момент катастрофы на   ее   борту находилось 30 ядерных боеголовок. Авария унесла жизнь восьми моряков.