Oкoлo 1,35 млн чeлoвeк пoгиблo в мирe в рeзультaтe прирoдныx кaтaстрoф с 1996 пo 2015 год. Об этом сообщается в опубликованном докладе Бюро ООН по снижению риска стихийных бедствий (UNISDR) и бельгийского Центра исследования эпидемиологии катастроф (CRED).
Авторы исследования утверждают, что в период с 1996-го по 2015 год было зарегистрировано 7056 стихийных бедствий. При этом что число «геофизических катастроф», включая землетрясения, цунами и извержения вулканов, осталось практически таким же, как и в предыдущие два десятилетия, а количество бедствий, связанных с погодой и климатом — наводнениями, бурями, волнами тепла — увеличилось более чем в два раза (с 3017 до 6392).
Топ-20 бедствий. Красным отмечены страны с высоким уровнем дохода, желтым — выше среднего, коричневым — ниже среднего, зеленым — с низким доходом на душу населения.
«Из 1,35 млн человек, погибших в результате природных катастроф за последние 20 лет, более половины стали жертвами землетрясений, а остальные погибли из-за воздействия губительных явлений, связанных с погодой и климатом», — указывается в докладе.
1-е место
Самым смертоносным за 20 лет стихийным бедствием стало землетрясение 2010 года на Гаити, унесшее 229 570 жизней.
Фото: Reuters
Землетрясение на Гаити произошло 12 января. За первым подземным толчком магнитудой более 7 последовали еще около тридцати толчков меньшей силы. В результате столица страны Порт-о-Пренс была разрушена практически полностью.
Из-за разрушений и антисанитарии до конца 2010 года еще около тысячи человек в Гаити стали жертвами эпидемии холеры.
2-е место
Цунами в Индонезии в 2004 году заняло вторую строчку печального рейтинга со 165 708 погибшими (только в этой стране, жертвы в Индии и в Шри-Ланке посчитаны в рейтинге отдельно).
Фото: Reuters
Десятки тысяч тогда пропали без вести, более чем миллион человек остались без крыши над головой.
Подводное землетрясение в Индийском океане, произошедшее 26 декабря 2004 года в 07:58 по местному времени, вызвало огромное цунами, которое было признано самым смертоносным в современной истории.
На юго-западном побережье Шри-Ланки волны высотой 7−9 метров уничтожили находящийся близ побережья переполненный пассажирский поезд «Samudra Devi», в результате чего погибли около 1700 человек — крупнейшая железнодорожная катастрофа в мировой истории.
Магнитуда землетрясения составила, по разным оценкам, от 9,1 до 9,3 баллов. Это третье по силе землетрясение за всю историю наблюдения.
3-е место
Третью строчку занял тропический циклон «Наргис» в Мьянме в 2008 году, унесший жизни 138 336 человек.
Фото: Reuters
«Наргис» обрушился 2 мая 2008 года на Мьянму, государство Юго-Восточной Азии, расположенное в западной части полуострова Индокитай. Пострадали, но в значительно меньшей степени, также Шри-Ланка, Бангладеш и Таиланд.
По данным ООН в результате тропического циклона серьезно пострадало 1,5 миллиона человек. От разгула стихии пострадал самый крупный город страны — Янгон, а многие населенные пункты стерты с лица Земли. Большая часть страны осталась без электричества, улицы были завалены мусором и обломками деревьев, нарушена телефонная связь, прерван доступ в Интернет.
Землетрясения, жара и цунами
В первую десятку бедствий последних 20 лет вошли также землетрясение в Китае (май 2008 года, 87 476 погибших), землетрясение в Пакистане в октябре 2010, унесшее жизни более 73 тысяч человек, а также аномальная жара в России летом 2010 года с 55,7 тысячами погибших.
Последствия аномальной жары в России. Фото: Reuters
В топ катастроф попала и европейская засуха в июле 2003 года, наводнение 1999 года в Венесуэле, а также японское цунами 2011 года
В исследовании подчеркивается, что наиболее высокую цену вследствие природных катастроф платят страны с низкими и средними доходами на душу населения. На них приходится 90% человеческих жертв.
Наводнение в Венесуэле. Фото: Reuters
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в связи с отмечаемым сегодня Международным днем по уменьшению опасностей бедствий призвал мировое сообщество больше внимания уделять «управлению рисками». По его мнению, нужно перейти от «культуры реагирования» на катастрофы к их предотвращению в целях уменьшения числа жертв.