Еженедельная программа «Вести.net» от 29 октября 2016 года’ />

Двa бoльшиx aнoнсa двуx крупнeйшиx IT-кoмпaний плaнeты с рaзницeй всeгo в сутки. Чтo пoкaзaли Apple и Microsoft? Чeм eщe зaпoмнится уxoдящaя нeдeля? Oб этoм прямo сeйчaс – в прoгрaммe «Вeсти.net. Итoги нeдeли».

Привeт, плaнeтa, этo программа «Вести.net». В этот раз я записываю ее в центре города Сан-Хосе, о котором в России даже не все слышали. А между тем именно он считается главным городом Силиконовой долины — да и по населению он побольше, чем Сан-Франциско. А оказался я здесь потому, что был приглашен на анонс Apple. Не могу не похвастаться — в этот раз кроме меня российских журналистов здесь не было. И повезло мне еще и потому, что удалось посетить штаб-квартиру Apple. Обо всем по порядку.

Apple представила новую линейку своих ноутбуков, приурочив анонс к юбилею выхода первого своего ноутбука, который назывался PowerBook и появился осенью 1991 года. В последнее время обновление MacBook считается для компании из Купертино не самым важным, компьютеры представляют, что называется, «втихую». На этот раз, впрочем, журналистов пустили на территорию Apple, что совершенно нетипично для компании, известной своей секретностью.

Итак, утечки в прессу в очередной раз подпортили Apple сюрприз. Главная новация линейки — тачбар, полоска сенсорного ввода, расположенная на том месте клавиатуры, которое сейчас занимают функциональные клавиши.

Полоса — это экранчик высокого разрешения, прикрытый сапфировым стеклом и с правой стороны соседствующий с биометрическим датчиком — тем самым touch-ID. Отпечатком пальца ноутбук разблокируется, переключает профиль на другого владельца, если такой есть, и подтверждает оплату в веб-версии Apple-Pay. Вероятнее всего, ноутбуки с полосой тачбар — промежуточный продукт на пути к полностью сенсорному компьютеру, но очевидно, что Apple не верит в нынешнюю модель, применяемую конкурентами, где руки нужно постоянно перемещать с клавиатуры на сенсорный экран. Поэтому максимально сенсорной стала плоскость, на которой расположена клавиатура.

Тачпэд увеличился вдвое, например, на 15-дюймовой модели он огромный, с мужскую ладонь. А вверху над традиционными клавишами появляется тачбар — полоса-экранчик, которая переносит часть интерфейса программ на клавиатуру. В случае с браузером Safari здесь появляются иконки сайтов из закладок, в случае фотоприложений — полоска для выбора нужного снимка и управление редактированием, при монтаже видео – соответственно, движок перемотки, и так далее.

Как уже заметила пресса по фотоутечкам, благодаря тачбару клавиша Escape прекратила свое существование в аппаратном виде — теперь только программный вариант. Впрочем, сенсорная полоска — главное, но не единственное изменение в линейке MacBook Pro. У новых ноутбуков больше нет ни традиционных USB, ни традиционных thunderbolt-портов, даже обычного гнезда для зарядки — только новые Thunderbolt 3.0 Type С. Так что даже новый iPhone подключить к новому же компьютеру без переходника будет невозможно. Зато заряжать сам MacBook можно через любой из портов, и соединять с большим дисплеем — тоже через любой.

Кроме того, инженеры Apple умудрились сделать новый 13-дюймовый MacBook Pro меньше и легче MacBook Air, да и 15-дюймовая модель теперь весит 1,8 килограмма.

Еще один небольшой анонс Купертино — новое приложение для Apple TV, iPhone и iPad, которое называется просто — TV. Фактически это надстройка над всеми видеосервисами, которые уже сделали свои приложения для экранов экосистемы Apple. То есть вы можете все смотреть по отдельности, а можете — из единого интерфейса, который к тому же дает вам персональные подсказки: что вы не досмотрели, что вам понравится, и так далее. Сама по себе новость невеликая, но, учитывая размеры экосистемы Apple, а также то, что владельцы устройств на iOS обычно платят охотнее, чем пользователи Android, персональные подсказки здесь — дело на миллионы И миллионы эти сейчас компании не помешали бы.

В этом году впервые за 15 лет Apple не показала роста прибыли. По итогам 2015-2016 финансового года доходы корпорации сократились на 7,7 процента — до 215,6 миллиарда долларов. Всем бы такое сокращение, но выручка и прибыль Apple снижаются уже третий квартал подряд. В качестве причины называют общее замедление на рынке смартфонов. В частности, в четвертом квартале корпорация продала 45,5 миллиона смартфонов — на 2,5 миллиона меньше, чем годом ранее. А они приносят основной доход Apple – 63 процента, и зависимость от одного продукта — большой риск. Также снизились продажи iPad — на 6 процентов, персональных компьютеров и ноутбуков Mac – на 14 процентов. Очевидно, именно последний тренд Apple и пытался исправить своим анонсом.

Единственный сегмент, где квартальная выручка Apple показала рост, — это сервисы. По словам Тима Кука, доходы от Apple Music выросли на 22 процента, а в целом выручка от услуг и сервисов выросла на 24 процента по сравнению с прошлым годом. И приложение TV, например, создано не только для нашего удобства, но и для того, чтобы стимулировать покупки видеоконтента.

И стоит, конечно, добавить, что шум в медиа, поднявшийся после публикации финансового отчета, отчасти — последствия феноменального успеха Apple. 15 лет компания росла и зарабатывала из года в год все больше и больше.

У меня есть несколько добавлений из тех, что в сюжет не поместились. Во-первых, поддержки своего тачбара Apple уже добился от Microsoft. Она обещана в приложениях Office и Adobe (в частности, в Photoshop). В нем, как показывали со сцены, с помощью тачпэда и тачбара можно работать, не отвлекая взгляда от экрана, без стилуса и мышки. Уж не знаю, насколько это удобно.

Второй момент. Модельный ряд теперь выглядит так: сначала ультрапортативный MacBook (тот самый — с одним портом для всего), потом – MacBook Pro 13 без тачбара, и 13- и 15-дюймовые модели с сенсорной полосой. MacBook Air тут делать нечего. И, хотя о его судьбе говорят уклончиво — «Мы пока ничего не анонсировали», очевидно, что сейчас он доживает свои дни, как более-менее дешевое предложение от Apple.

Главный повод к возмущению (и я могу его понять) — это полный отказ от привычных портов, включая, кстати, порт для SD-карточки. Type-С — это очень миниатюрно и инновационно, но принять это сразу нелегко. И вспоминается очень смешная юмореска College Humor, которая вышла полтора года назад.

«И, конечно, гнездо зарядки, которое мы поменяли безо всякого объяснения. Вы не могли и подумать, что нечто настолько простое нуждается в том, чтоб его меняли каждый чертов раз, как выпускается новый компьютер. Вы неправы. Это очень-очень важно».

И последнее — мне же было очень интересно посмотреть, каково это — внутри Apple, как всё выглядит, что там люди делают. Отвечаю. Выглядит, как ведомственный санаторий, людей на улице немного. На стенах того помещения, где я был, — изречение Джобса и его портреты. И вообще, пустили нас внутрь, вполне возможно, еще и потому, что это одна из последних пресс-конференций, которая проводится в старом кампусе. Неподалеку строится новый, невероятных размеров, где наверняка будет и большой конференц-зал в противоположность крошечному, мест на 300 помещению, в котором проходил анонс новых MacBook.

Есть ощущение, что Apple достаточно на две программы. Уравновесим Microsoft, который показывал свои продукты в Нью-Йорке за день до презентации в Купертино.

Microsoft показал целый набор инструментов для творчества. Рабочим местом художника (в широком понимании этого слова), по задумке инженеров из Редмонда, должен стать новый моноблок Surface Studio. Сам по себе он не стал неожиданностью: от пресс-конференции, посвященной линейке фирменных компьютеров Surface, ожидали расширения этой линейки. И даже идея прятать собственно компьютер не за монитором, как это принято, а в его подставке тоже уже оформлена в качестве патента и, соответственно, секретом не была.

Но в Microsoft все-таки нашли, чем удивить. Во-первых, внешний вид — на редкость изящная конструкция с очень тонким монитором и особым устройством его поддержки, в котором система рычагов и пружин почти полностью скрадывает вес 28-дюймовой панели, позволяя перемещать ее в пространстве буквально двумя пальцами. Сам экран, разумеется, очень высокого разрешения и сенсорный, с поддержкой стилуса, как и трансформеры Surface Pro и Surface Book.

А во-вторых, глава подразделения девайсов Microsoft Панос Панай показал новое устройство ввода под названием Surface Dial — что-то вроде аппаратного доступа к контекстному меню. Его поддержка интегрирована на уровне операционной системы — то есть пользоваться можно даже в текстовом редакторе, например, для анимации рукописной визы на документе.

Но главное предназначение Surface Dial — разумеется, всевозможные графические приложения. Тут и живые палитры, и быстрый доступ к отдельным функциям, и все, что только придумают разработчики таких программ.

В Microsoft, похоже, настолько уверены в универсальности этой шайбы в связке со стилусом, что за время всей довольно продолжительной презентации нового моноблока классические клавиатура и мышь практически никак не фигурировали. Зато было много потенциальных пользователей – всевозможных художников и аниматоров, которые рассказывали, как им теперь удобно все в одном устройстве и без бумажных сценариев и раскадровок.

Вообще, очевидно, что Microsoft всерьез нацелился на профессиональный сегмент, до недавнего времени прочно оккупированный десктопами Apple. Но Apple последние годы явно больше внимания уделяет потребительским продуктам. Ну, разве что выпуск iPad Pro порадовал мобильных художников, а тот же Mac Pro текущего поколения представили больше 3 лет назад.

В Редмонде, вероятно, увидели в этом свой шанс и цену на Surface Studio установили относительно невысокую: 3000 долларов за профессиональный инструмент — не так много. Но сразу предупредили: на всех может не хватить, партия будет ограниченной. И вот здесь не очень понятно: то ли в Microsoft осторожничают и прощупывают рынок, то ли искусственно подогревают интерес.

Впрочем, аппаратными анонсами дело, разумеется, не ограничилось. Добрая половина двухчасовой пресс-конференции была посвящена грядущему обновлению операционной системы – Windows 10 Creators Update. Как несложно догадаться из названия, все опять же про творчество — преимущественно трехмерное.

Эту часть презентации боссы Microsoft вообще постарались превратить в настоящее магическое шоу, перемещая физические, настоящие предметы в виртуальное пространство и обратно. Туда — с помощью мобильного телефона, которым на лету оцифровывали объект, а обратно — разумеется, в виде голограммы, которую видно только в очках смешанной реальности HoloLens.

При этом смартфон использовали производства НР, поскольку своих больше нет. А HoloLens едва начали поставлять разработчикам, и цена явно не предполагает массовости этого устройства. Но как попытка заглянуть в будущее – впечатляет.

Например, интернет-магазин, открытый в браузере Edge, из которого можно вытащить голограмму стульев и примерить в своей реальной гостиной. Надо сказать, что браузером дело не ограничивается: поддержку трехмерных моделей обещают чуть ли не во всех основных приложениях от Microsoft вплоть до редактора презентаций PowerPoint. А фирменный графический редактор Paint, не менявшийся, по ощущениям, с прошлого века, — теперь Paint 3D.

В общем, будущее красочно, но его как-то нужно приближать. И тут было заявлено, что пусть собственный шлем Microsoft HoloLens хороший, но очень дорогой, зато у компании много партнеров и они вот-вот завалят рынок VR-гарнитурами стоимостью от 300 долларов, ибо без такого устройства половина прелестей трехмерной графики, очевидно, теряется.

И, наконец, удивительно, но не все новинки от Microsoft — про 3D и творчество. Хорошая новость для любителей играть в компьютерные игры публично: стриминг игрового процесса отныне встроен в операционную систему. Напомним, с некоторых пор она фактически общая и для компьютеров, и для игровых приставок от Microsoft.

Ну, а если вам и не 3D, и не игры, а просто работать — в Windows обещают некий интегратор разных чатов и мессенджеров, то есть быстрый доступ к избранным контактам и простое переключение между способами общения. Пока это почта, Skype и СМС с Windows- и Android-смартфонов. Но обещают список расширить.

Презентация Microsoft выглядит футуристичнее и ярче, чем у Apple. Но нужно вспомнить, как фантастически выглядел анонс HoloLens и как потом ворчали журналисты, впервые попробовав устройство и выяснив, что такой красивый трехмерный мир с презентаций на деле заключен в достаточно небольшую область, висящую перед вашим взглядом.

Это уж не говоря о предательском ударе в спину Microsoft. И от кого? От компании IBM, которую Джобс считал большим братом и символом всего антиэппловского. Речь идет о заявлении вице-президента IBM Превина о том, что Windows-машины в обслуживании втрое дороже, чем Mac.

В то время, пока Apple и Microsoft рядятся своими ноутбуками и инновационностью, Google занялся разработкой нового интерфейса для работы с виртуальной реальностью. Ну, как занялся…

Google приобрела компанию Eyefluence — разработчика технологии управления виртуальной реальностью с помощью взгляда. Финансовые условия сделки не разглашаются, но Eyefluence ранее уже удалось привлечь 21,6 миллиона долларов от сторонних инвесторов, включая Intel Capital и Motorola Solutions.

Стартап Eyefluence работает над технологией, которая регистрирует движения глаз и позволяет таким образом управлять гаджетами. Опытные образцы, которые уже демонстрировала Eyefluence, дают владельцу VR-гарнитуры возможность, изменяя направление взгляда, получать приблизительно такие же результаты, как и при работе с компьютерной мышью.

«Камеры «смотрят» прямо в мои глаза, следят и фиксируют их движения, — рассказывает Джим Марграф, основатель Eyefluence. — А вот эта область очков — панель с информацией, которую я могу видеть. И вы тоже можете видеть, как я выбираю между приложениями. Я делаю это, просто перемещая взгляд с одной папки на другую. Предположим, я доктор, а это — расписание приема моих пациентов. Я выбираю профиль пациента и хочу посмотреть детали: протоколы, препараты, конфиденциальная информация. Я хочу посмотреть ее, но это конфиденциально. Тогда технология проверяет сетчатку моего глаза, потому что это идентифицирует личность так же, как и отпечаток пальца. Итак, приходит подтверждение, что это я. Я получаю доступ к закрытой информации».

По словам Джима Марграфа, с помощью такого интерфейса довольно просто отправлять сообщения, используя одновременно выбор слов глазами или голосовой набор, а также совершать покупки. По мнению основателя стартапа, технологии Eyefluence можно будет найти как пользовательское, так и промышленное применение: от шоппинга до строительных площадок.

Google собирается запустить в ноябре свою платформу виртуальной реальности Daydream View. Собственно, приобретение Eyefluence и связывают с попытками IT-гиганта сфокусироваться на новом многообещающем направлении. А технология управления взглядом может стать прорывом на рынке дополненной и виртуальной реальности, который Google запишет на свой счет.

Можно, конечно, сказать, что это — пока игра с несуществующим рынком, но верит в него не только Google. Верят в него, например, и китайцы. А они сами по себе – рынок, и один из самых больших на планете.

Компания Xiaomi представила свою версию шлема виртуальной реальности Mi VR. Китайский производитель обещает весьма современный дизайн и неплохие технические характеристики. Они появятся благодаря тому, что работать эта виртуальная маска будет со смартфонами Xiaomi флагманского типа (Mi5, Mi5S, Mi5S Plus) и новым Mi Note 2. То есть китайцы, как и Samsung, решили привязать мобильное VR-устройство к своему модельному ряду, а не делать его универсальным.

Утверждается, что задержка между движением головы и изменением картинки перед глазами пользователя Mi VR составит 16 миллисекунд. Этот параметр является краеугольным при создании устройств виртуальной реальности. При времени реакции больше 20 миллисекунд у человека возникает дискомфорт, вплоть до тошноты — так реагирует сбитый с толку мозг, которому вестибулярный аппарат говорит, что голова уже поворачивается, а глаза утверждают обратное. Для сравнения — у самсунговского Gear VR задержка составляет как раз около 20 миллисекунд.

В комплекте с Xiaomi Mi VR пользователь получит специальный контроллер со встроенным девятиосевым сенсором, который позволяет точно определять его положение в пространстве. Кстати, сам контроллер в точности напоминает тот, что поставляется вместе с гугловским шлемом Daydream View.

Шлем Xiaomi работает с собственным VR-магазином компании, контента в котором пока немного — 500 панорамных видео и около 30 приложений. По внешнему виду эта система очень напоминает Daydream от Google. Дизайн шлема, по крайней мере, отчасти, похож на PlaystationVR от Sony. В общем, здесь работает традиционная для китайцев практика заимствования проверенных решений. А также — традиционный подход к ценообразованию: стоимость VR-гарнитуры от Xiaomi составляет всего 29 долларов. Шлем — более чем вдвое дешевле Daydream View, и втрое — чем самунговский Gear VR.

Но самая яркая часть последнего анонса Xiaomi — безрамочный смартфон Mi Mix. Про него ходило много слухов в течение года, какие-то утечки появлялись в СМИ. Однако, судя по реакции прессы после анонса, это — заявка на победу.

В разработке смартфона участвовал известный французский дизайнер Филипп Старк: его стараниями Mi Mix обзавелся керамическим корпусом и золотыми вставками. Кроме того, устройство отличается огромным, в 6,4 дюйма дисплеем, у которого практически отсутствуют рамки – их нет не только с двух сторон, но и сверху.

В результате экран занимает 91,3 процента передней панели. И поскольку рамка над экраном теперь оказалась недоступна для размещения датчиков, то телефонный динамик расположили за экраном, и его пришлось сделать пьезоэлектрическим, чтобы звук проходил прямо сквозь стекло. Датчик приближения, отключающий экран при звонке, сделали ультразвуковым, а фронтальную камеру переместили вниз экрана. Сканер отпечатков пальцев расположился на задней панели.

Смартфон появится в Китае уже в следующем месяце. Хотя производитель обещает сделать лимитированную партию, IT-обозреватели пророчат ему премиальный сегмент рынка больших телефонов, на котором после катастрофы с Samsung Note 7 возник вакуум.

И где б я ни был, это не повод для того, чтобы отказываться от главной нашей традиции — просмотра ролика под называнием «Фишка недели».

На этом итоговая программа Вести.net завершена. Со мной вы встретитесь через неделю. Но каждый день выходят в эфир наши короткие новостные выпуски. Не пропускайте их. Планета, пока.