Привeт, плaнeтa, этo прoгрaммa Вeсти.net. В этoт рaз мы выxoдим из Лиссaбoнa, гдe в эти дни прoxoдит кoнфeрeнция Web Summit — дoвoльнo мoлoдoe, нo, вмeстe с тeм, oчeнь люднoe мeрoприятиe для тex, ктo зaнимaeтся тexнoлoгичeским бизнeсoм. Дo сих пор Web Summit проводился в Дублине, но в этом году переехал в Португалию, которая, по крайней мере, у меня с хайтеком никогда не ассоциировалась, зато всегда ассоциировалась с футболом. Так что вы думаете? Португалию здесь представлял Луиш Фигу, который даже анонсировал вместе с Рональдиньо какое-то приложение для рекрутинга юных футболистов.
Но главной, наверное, новостью начала Web Summit стало понимание того, что лихорадка мессенджеров в значительной мере закончилась, и теперь игроки ищут, как бы им получить доход из той огромной аудитории, которую они набрали, работая на деньги инвесторов, себе в убыток.
***
Viber запускает проект, который позволит разного рода бизнес-предприятиям работать в мессенджере со своими клиентами. Анонс состоялся на сцене конференции Web Summit, которая в этом году проходит в Лиссабоне. Набор инструментов для бизнеса будет называться Public Account и будет построен вокруг функции, запущенной еще два года назад — public-чатов.
«Мы взяли то, что мы делали за последние годы, что, мы видели, происходит в рынке, построили вариант, в котором для бизнеса можно общаться со всей аудиторией и аудитория будет расти — это были наши паблик-чаты, которые становятся частью наших бизнес-аккаунтов. Вдобавок к этому мы добавляем чат API, который позволит общаться напрямую с каждым из этих пользователей, высылать им сообщения, предложения — и, для пользователя, общаться с этим бизнесом. Там есть возможность также для ботов», — говорит гендиректор Viber Майкл Шмилов.
Что важно для бизнеса — и ведение главного широковещательного канала, и адресные рассылки со стороны бизнеса будут привязаны к так называемым CRM-системам — программам управления взаимоотношениями с клиентурой, которыми предприятия и так уже пользуются. Их несколько десятков, и для всех этих систем Viber делает программный интерфейс — так, чтобы интеграция с мессенджером была как можно менее хлопотным делом.
Кроме того, разговор может быть не только текстовым: в окне переписки используется так называемый богатый интерфейс — с кнопками, картами, изображениями, фактически минисайтами. На старте у Viber несколько десятков партнеров. В России это Яндекс — доподлинно известно, что речь идет о такси и возможности общения с сервисом такси не только в аккаунте Яндекса, а и в других, а также банк Tinkoff и система продажи билетов Aviasales. Есть среди партнеров и глобальные бренды.
В общем, для брендов это, конечно, радость, а вот для пользователей — не факт. От бизнеса требуется известное чувство такта, чтобы не «заспамить» этот канал связи с потребителями. Впрочем, проблема спама в мессенджерах существует и сейчас — и в СМС, и в мессенджерах.
«С одной стороны — это мотивация, доказывает, что есть возможность, есть интерес бизнесов в продукте, в людях на Viber. Это — хорошая новость. Плохая новость в том, что это нелегально, пользователи не хотели получать этот спам, и хуже всего, что спам не регулируется, там можно выслать все. Мы делаем много борьбы, чтоб уменьшить спам, и, дополнительно, мне кажется, что паблик-аккаунты — это альтернативное, законное место где может проходить общение между бизнесом и пользователем. Причем пользователь выбирает, с кем общаться и когда», — объясняет Майкл Шмилов.
Ну, и надо заметить, что Viber здесь не изобретает велосипед — китайский WeChat и японский Line уже что-то подобное делают довольно давно. Собирается заняться чем-то подобным и Facebook, которому, как известно, принадлежит еще и самый большой мессенджер в мире — WhatsApp. Во всяком случае, со сцены все того же лиссабонского Web Summit глава Facebook-мессенджера Дэвид Маркус говорил ровно об этом — в новой версии мессенджера бизнес также заговорит c пользователем, если тот подписан на бренд, уже переписывался с ним или кликнул на рекламу.
Конечно, я не мог не спросить Майкла, что он думает про обилие всех этих мессенджеров, а теперь еще и каналов и ботов в каждом из них. Судя по тому, что я слышал на конференциях Microsoft и Google, большие игроки считают, что в конце концов все это многообразие каналов коммуникации получит, что называется, одно окно, то есть, пользователь будет обращаться к цифровому помощнику — Siri, Cortana или Google Assistant — а дальше искусственный интеллект будет разбираться сам. Но так думают большие игроки.
Генеральный директор Viber Майкл Шмилов отмечает: «Это еще не доказано. Единственная фирма, которая может об этом говорить, это такая фирма, как Google, у которых есть эти возможности. Но у Google нет своего мессенджера на самом деле».
А вот сейчас обидно было, подумал Google. У них сейчас четыре мессенджера: Hangouts, просто Messenger, Allo, Duo. Правда, не ясно, кто ими пользуется. Кстати, на этой неделе стало известно, что в гонку цифровых ассистентов включилась еще одна компания. Все мы ее знаем. Ну, знаете — корейская.
***
А теперь перенесемся ненадолго в Россию — в сферу так называемого HealthTech. Это чрезвычайно модный сейчас технологический подход к здравоохранению.
Компания Яндекс выпустила экспериментальное приложение «Яндекс.Здоровье». Оно представляет из себя некий аналог ЕМИАС — Единой медицинской информационно-аналитической системы, которая была запущена в Москве в 2012 году. Только яндексовский сервис построен на базе частных, а не государственных клиник Москвы. И это ключевое различие делает приложение Яндекса не конкурентом для государственного сервиса, а скорее коллегой по цеху. Правда, механика записи к врачу, история приемов у доктора и взаимодействие с приложением после похода в клинику содержит несколько интересных особенностей типа симптом-теста или хранения фотографий рецепта на лекарства прямо в приложении.
«Процесс сейчас выглядит так: ты выбираешь специалиста, к которому хочешь пойти, или проходишь небольшой тест, который примерно позволяет понять, какой спектр заболевания у тебя возможен, судя по твоим симптомам, и говорит тебе, что тебе нужно, к примеру, записаться к лору, — рассказывает Григорий Бакунов, директор по распространению технологий компании Яндекс. – Сервис показывает на карте ближайшие клиники, где принимает лор, и приблизительную цену первичного приема. После этого ты записываешься к врачу, например, в будний день с 8 до 10 утра. Нажимаешь на кнопочку «Записаться» и через какое-то время — там есть сложные механизмы, которые связываются с этой клиникой, проверяют, что есть свободное время у лора, записывают тебя, — тебе приходит push-уведомление, что ты записан, и точное время, во сколько тебе нужно прийти».
Сейчас приложение работает только с платными клиниками: к приложению подключено более 130 медицинских учреждений столицы. И, по словам представителей Яндекса, прежде всего команда сервиса стремилась подключать клиники, которые люди часто ищут в поиске. Однако оставить заявку на подключение может любая клиника. Если эксперимент будет удачным и приложение понравится москвичам, в Яндексе планируют подключать другие города и типы клиник.
Вообще у корпорации на этом направлении — далеко идущие планы. Дело только за законодательством, которое, как это обычно водится, сильно не успевает за развитием технологий.
«Мы строили продукт так, чтобы ничего не нарушать, — поясняет Григорий Бакунов, директор по распространению технологий компании Яндекс. — Мы сейчас ровно и аккуратно вписываемся в рамки текущего законодательства. Как только законодательство будет меняться, мы будем менять продукт — так, чтобы освободившиеся области, которые появляются, были заполнены этим продуктом. Очевидно, что рано или поздно, как мы все надеемся, у нас в стране появится телемедицина. И там, где сейчас есть кнопка «Записаться к врачу», появится кнопка «Получить онлайн-консультацию». Есть и такие ближайшие планы: в рамках текущего законодательства мы сделаем кнопку «Вызвать врача на дом».
***
А теперь сюжет будто бы из игрового бизнеса: не очень любимого мною, но крайне популярного и растущего. Но на самом деле речь о том, как этот самый игробизнес двигает вперед технологии. И как — искусственного интеллекта!
Гугловское подразделение DeepMind занялось адаптацией искусственного интеллекта (ИИ) к компьютерным играм. Вместе с компанией Blizzard они планируют создать платформу для разработки подобных условно-разумных систем для игры StarCraft II. Об этом заявили представители обеих компаний на конференции Blizzcon 2016. То есть, любые команды исследователей, работающих над алгоритмами машинного обучения, смогут опробовать свой продукт на поприще StarCraft уже в первом квартале 2017, когда платформу доделают.
Судя по словам представителей DeepMind, они и сами, среди прочих, тоже собираются создать нейросеть для этой игры. Причем в основу гугловского искусственного игрока будут положены решения, опробованные в AlphaGo — нейросети, выигравшей у Ли Седоля, чемпиона мира по игре Го.
Но если Го считалась крайне сложной для вычислительных систем из-за невероятно большого количества вариантов развития партии, то в StarCraft трудности иного толка. Здесь поле игры открывается постепенно, так что искусственному интеллекту придется играть практически вслепую, тем более что и информацию о действиях противника можно получить только за счет разведки с последующим прогнозированием.
Еще одним принципиальным отличием станет скорость игры: если в случае Го на каждый ход у игроков некий запас времени, то StarCraft II относится к жанру стратегий в реальном времени, где скорость реакции и принятия решений определяет почти все. А значит, для машинных игроков будет вводиться лимит на скорость реакции, чтобы компьютер не смог взять верх только за счет быстрых кликов и перемещения по карте.
Кроме того, известно, что игровой интерфейс для искусственного интеллекта будет отличаться от стандартного. Помимо основного экрана появятся еще несколько специализированных «слоев», на которых будут отображаться расположение, типы игроков, уровень их здоровья, ресурсы, рельеф местности и так далее, что позволит ИИ контролировать детали игрового процесса.
Очевидно, смогут играть между собою машинные игроки и без человека. В конце концов, AlphaGo сумела превзойти чемпиона мира не просто просматривая игры в записи и обучаясь на ошибках других игроков, но и оттачивая мастерство в играх со своим двойником, фактически против себя самой. Так что и здесь — во всяком случае, на тренировках — будут практиковать дуэли «машина против машины».
Вообще, мало кто верит в то, что ИИ сможет быстро реагировать на события в игре, чтобы победить человека. Большая часть IT-журналистов отмечает, что вряд ли DeepMind удастся создать достойного противника, но это точно значительно продвинет возможности искусственного интеллекта благодаря вовлечению в состязания многих научных коллективов.
При этом, если вспомнить ажиотаж вокруг чемпионата по игре в Го между AlphaGo и Ли Седолем, тогда мало кто верил, что ИИ сможет разгромить чемпиона. А между тем система обошла корейца Ли Седоля в четырех из пяти партий.
***
На этом игровой блок в нашей программе не заканчивается: вот вам история в жанре киберспорт. Хотя, конечно и не без киберпанка. И снова с той же конференции — с Blizzcon.
Российский киберспортсмен Павел Бельтюков выиграл 250 тысяч долларов в чемпионате по компьютерной игре Hearthstone, прошедшем в рамках фестиваля BlizzСon. В финале Павел обыграл украинского киберспортсмена Артёма Кравеца со счетом 4:2.
Стоит сразу пояснить, что Hearthstone — это условно бесплатная игра по мотивам Warcraft для компьютеров и мобильных устройств. В ней двое соперников сражаются друг с другом на колодах из 30 карт. Задача игрока — довести количество очков здоровья соперника до нуля, разыгрывая карты монстров и всевозможных заклинаний.
Каждый матч турнира проводился до четырех побед. По ходу чемпионата Павлу дважды удавалось вырвать победу, проигрывая со счетом 0:3.
«Вообще, в моей истории матчей много ситуаций, когда я сначала проигрывал, а потом камбэкал. Обычно я думал, что если меня соперник может со счетом 3:0 обыграть, значит, я его смогу 4:0 обыграть», — делится чемпион мира по игре в Hearthstone Павел Бельтюков.
Это не первая победа Павла, но точно — самая крупная. До этого он уже становился победителем разных турниров по Hearthstone. В частности, занял первое место в чемпионате Hearthstone Champions League Season 2. Оно принесло ему 5 тысяч долларов.
Новоиспеченному чемпиону мира всего 18 лет. Со своими планами на призовые деньги он пока не определился. Зато точно знает, что не хочет поступать в вуз. Вместо образования Павел планирует инвестировать в свой медиаобраз, то есть, начать вести каналы на Twitch и YouTube.
«Пока мне в киберспорте нравится, но я бы абсолютно точно не отказался сниматься в фильмах. Я думаю, это не менее интересно», — рассказывает чемпион мира по игре в Hearthstone Павел Бельтюков.
Можно сказать, что сбылась мечта молодого поколения — деньги (и весьма солидные) теперь можно зарабатывать видеоиграми. Киберспорт становится профессиональным в том смысле, что игроки теперь могут позволить себе не отвлекаться на другие средства заработка. Благо с каждым годом турниров с умопомрачительными призовыми фондами становится все больше.
На этот раз общий фонд всех киберспортивных состязаний BlizzCon составил 2 миллиона 750 тысяч долларов. Но это далеко не рекорд. На турнире по игре Dota2 — The International, который проводит компания Valve в Сиэтле, в этом году разыграли куда больше — целых 20 миллионов долларов. Главный денежный приз чемпионата — 9 миллионов долларов — увезла с собой китайская команда Wings Gaming.
BlizzCon — один из крупнейших игровых фестивалей, который уже 10 лет проводится в городе Анахайм (штат Калифорния). Он посвящен играм, разработанным компаний Blizzard Entertainment. На нем проходят чемпионаты по нескольким игровым дисциплинам, включая турнир по Hearthstone, и проводятся конкурсы костюмов. В разные годы на нем выступали известные музыканты: Metallica, Оззи Осборн, Foo Fighters. В этом году на вечеринке, посвященной 25-летию компании Blizzard, играл DJ Кристиан Нэйрн, более известный по роли гиганта Ходора в сериале «Игра престолов».
***
Еще одна знаковая история. Китайская компания LeEco, стремительно ворвавшаяся в этом году на страницы технологических изданий и на многие рынки, произвела на этой неделе фурор, явно сама того не желая. Новостные агентства Bloomberg и Reuters получили копию письма главы и основателя LeEco Цзя Юэтина своим сотрудникам. И говорилось в письме о том, что компания слишком агрессивно выходит на рынки разных стран, денег для этого требуется все больше, а финансовые ресурсы при этом ограничены.
Чтобы показать, что деньги надо экономить и работать более эффективно, Юэтин объявил, что будет платить себе один юань в год. Очевидно, что это не последняя мера в борьбе за эффективность. Российское представительство компании уже заявило, что на их деятельности это не отразится, американцам приблизительно то же самое сказали через Теккранч. Однако можно представить себе, о чем идет речь. И у нас, и в Америке Leeco выходила на рынок очень помпезно. В России обещали вложить миллиард долларов, например, а к выходу в США купили местное производство телевизоров — за 2 миллиарда.
Сюда же нужно прибавить новое для LeEco дело по производству смартфонов, которые продаются по весьма низким ценам, плюс отчаянное увлечение электромобилями. Цзя Юэтин вложил в американскую компанию Faradey Future почти 2 миллиарда, как уверяет пресса, а потом не утерпел и начал разработку и производство еще одного электромобиля — уже в Китае.
***
Если вы думаете, что рынок заставляет притормаживать только молодых да ранних, то это не так. Вот и бездонный, казалось бы, Google тоже у себя там какие-то фитильки прикручивает.
Google приостанавливает проект доставки товаров беспилотниками. По данным Bloomberg, IT-гигант разорвал соглашение с кофе-гигантом Starbucks. И произошло это всего через два месяца после того, как Project Wings (так в Google называют подразделение, разрабатывающее небольшие грузовые дроны) наконец получило разрешение на тестирование своей технологии в условиях, приближенных к реальным. Если верить источникам агентства Bloomberg, Google и Starbucks не сошлись в вопросе хранения и использования пользовательских данных.
Впрочем, по мнению наблюдателей, дело не в разрешениях на полеты, не в сохранности данных и даже не в том, что Project Wings изначально преследовал более возвышенные цели, нежели доставка еды. Например, обсуждалась идея экстренной переброски лекарств и дефибрилляторов. Журналисты издания Тhe Verge полагают, что приостановка беспилотного проекта – часть большого процесса пересмотра активов лаборатории Х – отдела перспективных разработок в корпорации Alphabet, материнской компании крупнейшего поисковика.
В июне покинул свой пост глава и сооснователь принадлежащего Alphabet стартапа Nest, который, по слухам, так и не смог развить идею умных домашних устройств. В октябре сменилось руководство проекта Google Fiber – тянуть оптоволокно в новые города перестали, зашла речь о переходе на беспроводные технологии.
Нечто похожее теперь происходит и с беспилотным направлением: руководитель Project Wings ушел со своего поста меньше месяца назад. С тех пор наем новых сотрудников прекратился, некоторым участникам проекта, по слухам, предложили поискать работу в других подразделениях. И вот теперь разорван договор с важным партнером.
Официально эту информацию, как принято говорить, не подтверждают и не опровергают. На вопросы агентства Bloomberg в лаборатории Х ответили, что у Project Wings большой потенциал, и сейчас в развитии этой технологии наступает новый этап.
***
А теперь – фишка недели.
На этом итоговая программа Вести.net прощается с вами на неделю, но напоминаем, что каждый день в эфир выходят наши короткие новостные выпуски. Не пропускайте. Планета, пока.