Oснoвaтeль сoцсeти «ВКoнтaктe» и мeссeнджeрa Telegram Пaвeл Дурoв зaпустил сервис Telegraph, с помощью которого можно верстать заметки, а затем публиковать их в Telegram. В частности, в редакторе можно форматировать текст — менять регистр, увеличивать или уменьшать размер текста, перемещать его по полю заметки, вставлять ссылки и так далее. Все созданные внутри редакторского сервиса посты будут автоматически доступны для функции мгновенного просмотра. Отмечается, что теперь «любой канал в Telegram сможет предлагать истории в том виде, как это делают многие ведущие мировые СМИ». Самое главное: для работы с Telegraph не обязательно иметь профиль в Telegram, а ссылки на материалы можно отправлять не только пользователям Telegram — статьи также будут доступны в браузере.
Второе новшество мессенджера — Instant View, возможность предпросмотра статей. Подобная функция есть у «Вконтакте», она позволяет читать материалы со сторонних сайтов, не покидая своей ленты в социальной сети. Аналогичный инструмент у Facebook называется Instant Articles, он позволяет читать заметки без браузера — прямо в мобильном приложении. Принцип действия в Telegram такой же: нажав на кнопку Instant View, можно будет прямо в мессенджере прочитать статью в оригинальном оформлении.
Многие СМИ написали, что Instant View пока работает для постов с блог-платформы Medium, материалов с портала TechCrunch и еще нескольких сайтов. Однако Павел Дуров рассказал программе Вести.net, что специального партнерства со стороны изданий и блогов не требуется, и этим Instant View от Telegram отличается от инструментов Facebook и Google.
Дело в том, что и гугловский, и ФБ-подход предполагает дополнительную работу со стороны СМИ в подготовке статьи для Instant Articals. По сути, это тот же материал, но со своим оформлением. А в Telegram попытались создать готовый инструмент, который уже существующий материал превращает в правильный формат для просмотра без помощи браузера. Сейчас команда Дурова активно готовится к конкурсу для веб-разработчиков, который должен стартовать в декабре. В его рамках программистам предложат найти оптимальную схему того, как именно машина должна анализировать форматирование текстов на сторонних доменах, чтобы потом аккуратно отображать их в Instant View.
На вопрос про монетизацию этих сервисов Павел Дуров ответил: «Теоретически возможно, но пока рано».
***
Компания Snapchat экспериментирует с вирусным маркетингом для поднятия интереса к своему гаджету — очкам Spectacles, а также и к мессенджеру в целом. Дело в том, что приобрести очки с камерой можно за 130 долларов исключительно через специальные торговые автоматы Snapbots, которые случайным образом появляются на территории США. Первое такое устройство оказалось на Venice Beach в Лос-Анджелесе, далее следить за возникновением автоматов можно на специальной карте, где за день до появления Snapbot будут раскрыты его координаты. Например, один аппарат был размещен на дне Большого Каньона, и покупатели добирались к нему на вертолете. Непонятно, сказался ли финансово на продажах такой нестандартный подход, однако ажиотаж создан, очереди к торговым автоматам стали выстраиваться, а СМИ раскопали и опубликовали предысторию гаджета.
А началась она еще до появления умных очков Google Glass. Идея создать очки с видеокамерой принадлежит не главе Snapchat Эвану Шпигелю, а двум студентам Стэнфордского университета, Джону Родригесу и Эрику Миллеру, которые в 2011 году создали компанию Vergence Labs. Первый прототип очков назвали EpIphany Eyewear. Потом были бизнес-инкубатор StartX, эксперименты с распознаванием лиц, первая кампания по сбору средств на производство очков. И кстати, как-то Миллер с этими очками караулил в кампусе Facebook Марка Цукерберга, чтоб дать ему посмотреть продукт.
Это было еще до шлема виртуальной реальности Oculus, и тогда в гаджетах-очках никакого смысла в социальной сети не видели. Между тем, парни тестировали прототип шлема дополненной реальности, искали инвесторов, с ужасом наблюдали за появлением умных очков Google Glass, их взлет и жестокое падение, которое подорвало в обществе веру в умные очки как в класс. А потом в 2013 году один из сотрудников Vergence Labs показал Миллеру и Родригесу приложение Snapchat, и Родригес вспомнил, что во время учебы в университете они с Эваном Шпигелем (основателем Snapchat) жили на одном этаже в общежитии. И Шпигель увидел потенциал в проекте.
В 2014 году Snapchat купил Vergence Labs за 15 миллионов долларов и создал команду для работы над тем, что в итоге предстало в виде Spectacles. На самом деле это большой шаг для Snapchat: она перестала быть социальной медиа-компанией, начав продажу собственного hardware-продукта.
Кстати, совсем недавно стало известно, что Snapchat подала конфиденциальную заявку на первичное публичное размещение акций. Компания планирует привлечь на бирже 4 миллиарда долларов, что даст ей оценку в 25-35 миллиардов. И, безусловно, ажиотаж вокруг очков сейчас будет играть компании на руку.