Aвтoпилoт свoими рукaми: кaк стaлa бeсплaтнoй систeмa, нa кoтoрую кoнцeрны тратят миллионы, и при чем здесь известный хакер? Об этом, а также о том, как Intel превращает футбол в компьютерную игру — в программе Вести.net.
Это ничем, казалось бы, не примечательное видео может стать началом новой эры в развитии беспилотного транспорта — все дело в гаджете, расположенном на месте зеркала заднего вида. Так выглядит система автопилота под названием Comma Neo, построенная на базе китайского смартфона одним из самых известных хакеров современности — Джорджем Хотцем по кличке Геохот — и выложенная накануне в open source, открытый доступ.
Любой может скачать программное обеспечение и чертежи; вооружиться паяльником и пассатижами — и собрать робоводителя. Он не универсален. Во-первых, на сегодняшний день автопилот работает лишь на некоторых моделях «Хонды» и «Акуры», в которых уже есть система контроля полосы движения.
Во-вторых, в качестве основы подходит только одна модель телефона — Oneplus3. Выбран он, очевидно, потому, что стоит не очень дорого — в России меньше 30 тысяч рублей — имея при этом мощный процессор и достаточно хорошую камеру, а главное — в нем нет защиты и вместо «Андроида» в него можно легко залить новую прошивку NeoOS, которая, собственно, и является мозгом автопилота.
Выложенная на GitHub система считается не коммерческим, а экспериментальным продуктом — но это даже не попытка себя обезопасить, а сарказм. Еще два месяца назад Comma рекламировалась как самый дешевый в мире и один из самых продвинутых автопилотов. И громким заявлениям хотелось верить: автор проекта — вундеркинд, который прославился взломом защиты «айфона» в 17 лет, вскрытием невскрываемой в то время приставки Playstation 3 — в 19, а также чемпионскими званиями в хакерских соревнованиях CTF, ну и работой в Google и Facebook. Comma One была его первым самостоятельным «взрослым проектом».
«На рынке сейчас — дюжина игроков. Есть Google, который, вероятно, никогда ничего готового не выпустит, но у которого отличные технологии. Есть Otto, которые получили миллионы долларов от «Убера», и есть Tesla. Несмотря на мои разногласия с Элоном Маском, они молодцы — на самом деле выпустили беспилотную машину, самую продвинутую из существующих. Есть некоторое количество клоунов. Одни продались, другие ничего не смогут сделать — и вот поэтому мы анонсируем свой продукт. Comma One — это все, что вам нужно, чтобы у вашей машины появился автопилот. Хлопайте!» — говорит Джордж Хотц.
Это не полный робот — спать за рулем не нужно, говорит Хотц — но, выехав на шоссе, водитель может доехать из центра Силиконовой долины до Сан-Франциско, не прикасаясь к рулю и педалям газа или тормоза, не хуже «Теслы» — по крайней мере, прошлого поколения. Управляется машина нейросетью, которую обучили сами пользователи. Компания выпустила приложения под Android и iOS, которые не только превращали телефоны в регистраторы, но и собирали данные о том, как они водят, чтобы тренировать автопилот.
Готовый продукт был обещан уже в этом году по цене меньше тысячи долларов — и, важно, с возможностью самостоятельной установки. Но тут вмешался регулятор — американское Управление безопасностью на трассах. Там потребовали проект попридержать или предоставить убедительные доказательства того, что от Comma One никто не пострадает. Вспыльчивый хакер немедленно объявил о закрытии проекта — а менее чем через месяц выложил все в открытый доступ. Очевидно, рассчитывая на то, что уж в Сан-Франциско и Долине беспилотность распространится вирусным путем: от инженера — к программисту, от гика к гику.
***
Технология Intel Replay пришла в Европу. Первым матчем, за которым можно будет следить с любой точки по выбору режиссера, станет El Clasico – встреча футбольных клубов Barcelona и Real Madrid, которую посмотрят, как уверяют, 650 миллионов человек – хорошая аудитория для демонстрации повторов в стиле фильма «Матрица».
«Вы можете построить любую траекторию для виртуальной камеры. Все зависит от того, что происходит на поле. У нас есть два человека, мы их называем пилот и штурман. Они решают, как лучше показать конкретный эпизод, и моделируют каждый раз новый оригинальный повтор», — говорит руководитель Intel Sports Group Джеймс Карвана.
В основе технологии — почти 40 камер вокруг поля, каждая из которых передает более гигабайта в секунду несжатого видео в разрешении 5К на центральный сервер, который на основе всех этих данных строит фактически трехмерную модель происходящего на поле. То есть, все эти красивые пролеты камерой вокруг игроков — это не совсем настоящее видео, это некая симуляция на основе десятков потоков видео, где-то дорисованного компьютером.
Удивительная камера — 20 мегапикселей, точнейшее позиционирование и все такое, — на самом деле выглядит вот так: посмотришь на этот ящик и ни за что не скажешь, что это вершина телевизионной технологии.
Систему похожих на компьютерную игру повторов Intel купила вместе с израильской компанией Relpay Technologis в марте этого года. Сумму сделки не раскрывали, по слухам, она превысила 170 миллионов долларов. И это тот случай, когда эксплуатировать приобретение начали немедленно – в США уже применили суперповторы в нескольких самых рейтинговых и самых кассовых матчах по бейсболу и американскому футболу, а вот теперь заключили соглашение с испанской Высшей лигой.
Всю эту удивительную телевизионную магию творят всего два человека. Здесь сидит виртуальный оператор, здесь сидит виртуальный режиссер, а перед ним на стене маленький секрет «Интела» – это схема расположения камер и того, как они направлены. Все камеры направлены в две точки: сюда и сюда. Это места, где самое высокое разрешение, где можно творить вообще что угодно. Это не значит, что на краю поля такой повтор будет хуже по качеству, но вот здесь, говорят, разрешение совсем фантастическое.
Такая избыточность видеоданных вполне позволяет вообще всю игру перерисовать и транслировать в 3D или собирать статистику по перемещению игроков на поле. Но пока все это только в проектах. Сегодня это только эффектные телеэпизоды. Да и то — с задержкой около минуты – столько нужно на принятие решения режиссером и просчет одной сцены.