Зaкoны рoбoтexники из литeрaтурнoй oблaсти пeрexoдят в юридичeскую. Ктo и зaчeм прeдлaгaeт глобальное регулирование производства и программирования роботов? Об этом, а также о прогнозе погоды с точностью до минут — прямо сейчас в программе Вести.net.
Основатель Grishin Robotics и председатель совета директоров корпорации Mail.ru Group Дмитрий Гришин разработал концепцию закона о робототехнике. По его мнению, пришло то самое время, когда нужно прописать правила игры: установить грамотные понятия, принципы и определить ответственность во взаимоотношениях человека и робота. В случае принятия Россия может стать первым в мире государством, в котором отношения с роботами урегулированы в законодательстве. А это, в свою очередь, может привлечь в страну не только инвестиции, но и производителей: когда есть четкие нормы в правоприменительной системе и понятны четкие шаги в процессе сертификации “робоустройств”, разработчики будут приезжать в Россию, чтобы создавать и тестировать новые технологии и роботов.
«Если говорить про XXI век, то робототехника — это самое большое и перспективное направление, и это будет рынок размером больше триллиона долларов, — говорит Дмитрий Гришин, глава Grishin Robotics. — И вместо того, чтобы создавать маленькие регуляционные механизмы, намного правильнее сделать фундаментальный закон, описывающий подход к роботам и робототехнике».
Концепция законопроекта предлагает использовать для роботов то же регулирование, что и в отношении юрлиц и животных. Искусственный интеллект не может выступать субъектом права из-за отсутствия эмоций, но роботы, как и животные, могут совершать автономные действия, говорится в концепции. И поэтому нужно понимать, кто и в какой ситуации несет ответственность за действия робота: владелец, или производитель, или третья сторона. Эта же дилемма об ответственности привела Дмитрия Гришина и его юридическую команду, работавшую над законопроектом, к идее о создании реестра роботов по аналогии с единым государственным реестром юридических лиц.
«Здесь предлагается похожая система, что будет создаваться реестр роботов, и для разных типов роботов в зависимости от их уровня интеллекта или уровня опасности для общества, будут разработаны разные механизмы их использования, регламенты, — рассказывает Дмитрий Гришин, глава Grishin Robotics. — Но главное — это не будет требовать какого-то бесконечного изменения в законодательстве, как это сейчас происходит с беспилотными машинами во всем мире. Недавно, на прошлой неделе, штат Мичиган разрешил использование беспилотных автомобилей, а на этой неделе была новость, что штат Калифорния запретил Uber использовать беспилотные машины. То есть — полное непонимание. С разных сторон — разные взгляды на этот вопрос. И, конечно, у предпринимателей в этом плане нет четкой картины».
Уровень опасности для общества, скорее всего, станет самым обсуждаемым пунктом. То есть Дмитрий Гришин и команда понимают, что искусственный интеллект может причинить вред, поэтому к создателям роботов должны применяться нормы об ответственности владельца источника повышенной опасности. В концепции законопроекта даже прописаны сценарии, когда действия робота или его владельца могут попасть под уголовное право. Среди них — конструирование робота-убийцы специально для совершения правонарушения, отключение программных и аппаратных функций, блокирующих возможность причинения вреда человеку, конструирование робота, способного причинить вред человеку. В общем, предлагаемый закон, хоть и созучен в названии, но все-таки отличается от трех легендарных законов робототехники писателя Айзека Азимова.
«Он все-таки говорил про этические нормы, — поясняет Дмитрий Гришин, глава Grishin Robotics. — И, конечно же, я на этих законах вырос, и вообще это то, что вдохновляло целое поколение ребят. И я сам очень рад, что мы дожили до того момента, когда мы всерьез можем говорить о законодательстве — не о моральных принципах, а о законодательстве».
***
Яндекс научился прогнозировать осадки c точностью до десяти минут. Для этого используется специальный алгоритм на основе нейронных сетей, который стал частью технологии «Метеум». Уточнить, как будет меняться ситуация в ближайшие два часа, можно на карте сервиса Яндекс.Погода: она показывает расположение снежных и дождевых облаков и интенсивность осадков. Выбрав нужное время, пользователь узнает, где окажутся тучи. На карте, например, можно увидеть, что сильный ливень закончится совсем скоро, поэтому лучше не спешить и переждать под крышей.
Для расчета прогноза используются снимки облаков в атмосфере, которые раз в десять минут делают специальные приборы — метеорадары. Нейросеть обрабатывает несколько кадров, снятых последовательно, и моделирует изображения.
«Ее обучали на огромном массиве данных, — говорит о нейросети Дмитрий Соломенцев, руководитель группы метеопрогнозирования Яндекса. — Мы показываем ей период снимков радара, который был до определенного периода времени, а на выходе показываем то, что было после этого момента. Вот этих пар входных и выходных данных у нас очень много, порядка 800 тысяч. Нейросеть «смотрит», что это было и во что это превращается через два часа на разных рельефах и разных территориях. И это дает ей внутри себя настроить веса и фильтры таким образом, чтобы, имея только входные данные, предсказывать, что будет через два часа».
Метеорадары, от которых Яндекс получает данные, есть в 21 городе России. Каждый радар фотографирует атмосферу в радиусе 200 километров. Краткосрочный прогноз осадков доступен для любой точки, которая попадает на снимки. Надо сказать, в той же Америке метеорадаров на порядок больше. Правда, там и значение прогнозам погоды придают совсем другое.
«Прогноз погоды для клиентов абсолютно доступен и абсолютно бесплатен, — говорит Дмитрий Соломенцев, руководитель группы метеопрогнозирования Яндекса. — Что касается индустрий, то здесь важна точность решений. И, вообще-то говоря, треть американской экономики зависит от погоды: это огромный бизнес, ритейл, агрокультура, страховка, в каждом из этих сегментов очень важны точные прогнозы погоды и аналитика, которая встраивается в эти продукты. Поэтому то, что мы сделали в клиентском сегменте, позволяет нам выходить на рынок погоды в сегменте b2b — и мы очень сильно работаем в эту сторону».