Интeллeктуaльный рeзeрв: зaчeм нужнo фeдeрaльнoe xрaнилищe текстов и что делать с книгой, у которой нет правообладателя? Программа Вести.net — о тонкостях авторского права и о тех, кто хочет его изменить.
В России разработана концепция Федеральной резервной системы банков знаний. Ее презентовали на пресс-конференции интернет-издатели, представители российского сегмента «Википедии» и электронных библиотек.
За сложной формулировкой скрывается простой принцип. Авторы идеи обещают обеспечить надежное хранение произведений и легальный доступ к ним для пользователей. Предполагается, что в основе системы будет находиться реестр, который станет инструментом для поиска произведений и определения их правового статуса, обеспечения доступа к объектам, перешедшим в общественное достояние или распространяемым под свободными лицензиями, а также защиты прав авторов на атрибуцию и распространение. То есть, создавая такую систему банков знаний, авторы предлагают попутно решить множество проблем с авторским правом. Причем не только в Интернете.
«В последние несколько лет я с ужасом наблюдаю за тем, как ухудшается качество нашей юрисдикции. У нас сейчас интернет-компании находятся в невероятном правовом риске: с одной стороны, огромное количество произведений имеют неурегулированный правовой статус, с другой стороны, есть жесточайшие санкции за нарушение авторских прав. При этом мы даже не знаем, чьи это права по большей части. Вот Владимир выступал на пресс-конференции — 80-90 процентов литературных произведений — «сиротские». Никто их не может использовать, а если кто-то использует, то сразу становится как пиратский ресурс. Поэтому у нас парадокс, что хранители нашей интеллектуальной памяти — это торренты и ресурсы в «серой» зоне. А государственные ресурсы ничего не могут сделать, потому что придумано регулирование, что они ограничены во всем. Поэтому мы собрали ФРС и собрали туда наших богатырей таких НКОшных», — говорит президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
«Сиротскими» называют произведения, авторы которых неизвестны. Технически использовать, а также хранить такие произведения в электронном фонде библиотеки или архиве на законных основаниях невозможно, поскольку для этого требуется получение лицензии – разрешение правообладателя, или автора, или издателя, или родственника автора. В результате рукописи, фотографии, аудиозаписи и другие материалы вынужденно хранятся на первоначальном носителе и рискуют быть утраченными.
«Это же касается и классики. Бунина! Вообще-то все произведения Бунина охраняются, потому что не прошло 70 лет после его смерти. Но наследников у него нет. Вроде бы. Но точно мы не знаем. Вроде была вдова, которой советская власть платила пенсию, но вдруг найдутся троюродные племянники, как это случается иногда с другими большими писателями», — говорит исполнительный директор АИИ Владимир Харитонов.
По словам авторов концепции, многие положения российского авторского права сегодня базируются на принципах Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, принятой еще в XIX веке. В условиях цифровой эпохи они безнадежно устарели.
«У нас есть очень конкретный пакет реформ, которые хотелось бы провести в авторском праве. Мы хотим, чтобы музеи, библиотеки и архивы по-другому относились к общественному достоянию и к тому, что у них находится в коллекциях, чтобы они не считали это своими материальными вещами. И да, они могут их хранить и прочее, но эта информация должна быть доступна людям, хотя бы находиться в открытом доступе. Там пакет из 10 таких предложений, но главное, чтобы все, что производится за государственный счет, все объекты исследований, произведения при госсподдержке должны переходить в открытый доступ или общественное достояние», — говорит Иван Засурский.
Главные функции будущей системы — регистрация и идентификация произведений, надежное хранение всех идентифицированных объектов за счёт механизмов репликации и распределённого хранения копий, а также защита произведений, опубликованных в открытом доступе, от приватизации, то есть обеспечение главного права автора в информационную эпоху — права поделиться своим произведением.
Надо сказать, что Иван Засурский уже давно исследует тему копирайта. В прошлом году даже запустил антиплагиатный проект «научкор.ру» — базу первоисточников для студенческих дипломов и аспирантских исследований, где любой студент может бесплатно сохранить свой диплом или курсовую, чтобы его работа была закреплена именно за ним. По мнению участников проекта резервной системы знаний, в Интернете отсутствует ключевой набор качественных первоисточников, на основе которых можно было бы иметь экспертизу по разным вопросам. И именно открытый доступ к научной информации и культурным ценностям может обеспечить решение этой проблемы.