Инвeстoры бeгут oт рeкoрдныx пoкaзaтeлeй — пoчeму пaдaют aкции компании, которая выпустила пару самых успешных мобильных игр? Насколько эти игры в действительности успешны и чего на самом деле добивается Нинтендо — об этом в программе Вести.Нет.
Игра Super Mario Run обогнала по росту популярности Pokemon Go. Последнюю за первые сутки после релиза загрузили 900 тысяч пользователей, тогда как у Super Mario Run эта цифра еще внушительнее – 15 декабря ее установили более 5 миллионов раз. Отдельные источники, впрочем, говорят о 2,85 миллионов загрузок, что все равно больше, чем у Pokemon Go. Правда, такому ошеломительному успеху есть простое объяснение. «Супер Марио» — это классика игрового жанра, первая версия игры появилась еще в 1983 году для игрового автомата, потом она была портирована на игровые консоли того времени. И это первая игра Нинтендо, версия которой появилась для смартфонов. Что касается сравнения с Pokemon Go, то она в первый день – 6 июля – была выпущена только в трех странах (Австралии, Новой Зеландии и США), а Super Mario Run – сразу в 150, включая Россию, (где Pokemon Go, к слову, до сих пор официально не доступна). Кроме того, для игры в Pokemon Go необходимо передвигаться и довольно много, в то время, как игрушка с водопроводчиком Марио в главной роли не требует никаких жертв – играть можно, не вставая с дивана. Аналитики уже прогнозируют, что за первый месяц Super Mario Run скачают более 50 миллионов раз. И предрекают, что в 2017 году игру ждет еще один всплеск интереса – Nintendo выпустит ее версию для Android.
Через три дня в бочке ошеломительного успеха появились первые ложки дегтя. В СМИ появилась информация, что значительная доля игроков запускает игру не дольше, чем на 10 минут. IT-журналисты и обозреватели стали склоняться к теории, что Супер марио для мобильных — это мыльный пузырь. И, возможно, головная боль для инвесторов компании. В качестве доводов к этой версии приводится и цена. Промоутировалась игра как бесплатное приложение: в реальности же лишь демоверсию можно загрузить бесплатно, спустя несколько уровней игроку предлагается купить продолжение за 10 долларов (700 рублей за 24 уровня, на каждый из которых пользователь потратит примерно 6 минут). Еще один (и довольно веский) довод – в Super Mario Run нельзя играть без интернета — обязательное подключение к Wi-Fi (LTE, 3G) вызвали негодование среди фанатов водопроводчика. Издание The Telegraph пишет, что на Нинтендо обрушилась волна жалоб от пользователей, которые обвиняют Супер Марио в том, что она пожирает мобильный трафик — по 50мб в час. Кроме того, поклонникам Nintendo не понравилось, что механика Супер Марио почти ничем не отличается от аналогичных игр. Также пользователи часто жалуются на то, что геймплей в итоге напоминает нечто среднее между Флэппи бёрд и играми уже укоренившегося жанра раннеров. Марио всегда бежит вперед, игрок изредка кликает на экран. Такое решение старорежимным гэймерам не понравилось. А вкупе с вертикальной ориентацией экрана все это вообще выглядит весьма посредственно. Впрочем благодаря агрессивной рекламе (в которой значительно поучаствовала и корпорация Эппл) по последним данным игру скачали более 38 миллионов раз.
Однако, несмотря на умопомрачительные цифры скачиваний и установок, акции Nintendo стали дешеветь после релиза Super Mario Run для мобильных устройств Apple. С 15 по 19 декабря стоимость ценных бумаг японской компании упала на токийской бирже примерно на 14,5%, а капитализация Нинтендо снизилась почти на 3,5 миллиарда долларов. Правда, перед этим, когда на сентябрьской презентации Apple было объявлено о предстоящем запуске Super Mario на iPhone, бумаги игровой компании Nintendo подорожали почти на 30%. Так что, по идее, инвесторам Нинтендо еще рано расстраиваться. Или совсем не стоит расстраиваться, особенно если рассмотреть выпуск Супер Марио для мобильных телефонов — как рекламную кампанию бренда Нинтендо.
В интервью изданию The Verge легендарный дизайнер и создатель Марио Сигэру Миямото заявил, что у мобильной версии «Супер Марио» особая роль — познакомить с игровой вселенной Нинтендо людей, которые никогда до этого не играли в Марио. Впервые Нинтендо проделало это с Покемон Гоу: ключевой целью мобильной экспансии японской корпорации было повышение узнаваемости персонажей (и самого бренда) более широкой аудиторией. И по словам Миямото, все были удивлены тем воздействием, которое Pоkemon Go произвел на пользователей, которые со смартфонных версии уходили в консольные игры про покемонов. Это при том, что классические версии Покемонов «Sun» и «Moon» вышли для мобильной консоли Нинтендо 3ds только в ноябре (через 4 месяца после запуска мобильной Покемон Гоу), их раскупили в США рекордными тиражами, а вместе с ними и приставку (производство которой, по слухам, обещают прекратить в марте 2017-го). Проще говоря, Нинтендо старается конвертировать мобильных игроков в покупателей своих игровых систем. Та же стратегия уготована и для «Супер Марио ран». И тут технические трудности, типа, играть в Марио на смартфоне не очень удобно, приложение требует подключения к интернету и тому подобное — могут сыграть на руку корпорации: хочешь настоящего Марио без онлайна — покупай консоль: старую 3ds или новую Switch, которую анонсировали через месяц после анонса Супер Марио для iOS, и которая, вероятно, уже в следующем году станет новым флагманом Нинтендо.