Еженедельная программа «Вести.net» от 4 февраля 2017 года’ />

Мнoгoмиллиaрдныe прибыли и мнoгoмиллиoнныe штрaфы IT-кoмпaний, смeнa лидeрoв срaзу в двуx рeйтингax и сoциaльнaя сеть, заведомо неудобная для большинства людей — главные события мира высоких технологий в итоговом выпуске программы Вести.Нет.

Привет, планета, это программа Вести.нет — снова из студии, потому что не придумали, куда выбраться, а на улице, как вы знаете, очень зябко. Здесь бы неплохо ввернуть какую-нибудь историю про новое приложение с прогнозом погоды, но ничего нового особенно нет — а те, что есть, показывают обычную малоутешительную картинку московской зимы.

Так, синоптиком я поработал — теперь новости технологического мира, которые на этой неделе отдавали бухгалтерией — все публиковали финансовые отчеты — потому что большая часть глобальных it-компаний торгуются на бирже. Или выходят на нее — если хотят быть глобальными.

*****

Компания Snap подает документы на первичное размещение своих акций на бирже. Примечательно, что во время подачи документов Snap охарактеризовали себя компанией, которая занимается камерами — несмотря на то, что бизнес её скорее связан с программными решениями, а самих камер Snap не производит.

Главный и едва ли не единственный продукт компании — крайне популярная в США социальная сеть Snapchat. В день ей пользуется свыше 150 миллионов человек. Недавно компания также выпустила и свой первый аппаратный продукт — солнцезащитные очки Spectacles, в которые установлена камера для того, чтобы пользователи могли моментально делиться увиденным со своими подписчиками в Snapchat. Spectacles произвели фурор на американском рынке. Во многом благодаря маркетинговой кампании, которая выстраивалась вокруг дефицита товара. Сначала очки продавались исключительно через автоматы, которые появлялись в самых необычных местах – например, в Большом Каньоне. Затем их начали продавать в Нью-Йорке — но только в одном магазине, куда тут же выстроилась огромная очередь.

Оценочная стоимость Snap составляет примерно 20 миллиардов долларов. В этом году компания планирует получить 1 миллиард доходов. При этом темпы роста прибыли компании постепенно сокращаются, а новые рынки — включая даже Европу — пока не приносят Snap больших денег. Правда, нельзя не отметить растущую популярность социальной сети — за год аудитория snapchat в США увеличилась на 40%, Европе и других странах — больше, чем на 50%.

Однако некоторых аналитиков смущают оперативные показатели компании. В частности, потери Snap в 2016 году — они составили 514 миллионов долларов. Более того, у компании есть контрактные обязательства перед Google, согласно которым Snap должна потратить 2 миллиарда долларов за следующие 5 лет на облачные сервисы поискового гиганта. Как отмечают аналитики, это партнерство фактически закрывает для Snap возможности выхода на китайский рынок, где запрещены все продукты Google.

Поскольку прибыль приносит реклама, Snap постоянно ищет новые способы её размещения. Не так давно компания потратила 40 миллионов долларов на приобретение израильского стартапа Cimagine, который создал своего рода витрину для дополненной реальности, позволяющую примерить какой-либо виртуальный объект. Еще 100 миллионов долларов компания потратила на покупку поисковой системы Vurb, которая также агрегирует услуги других из приложений. Например, не только советует ресторан, основываясь на отзывах в Facebook, но и предлагает заказать Uber, чтобы добраться до него. Также нельзя не отметить присоединение к совету директоров Snap бывшего генерального директора Sony Entertainment Майкла Линтона.

*****

Самое интересное — короткое письмо главы снэпчата Эвана Шпигеля инвесторам: это идеология неудобного для взрослых инструмента, такой взгляд человека, который работает с подростками, миллиеналами для тех, кто ничего в их мире понять не может. Это как раз про камеру смартфона: давайте зачитаю

«Ровно так же, как мигающий курсор когда-то стал стартовой точкой для большинства продуктов для PC, экран камеры должен быть стартовым для любого продукта на смартфонах, потому что снимок, картинка содержит в себе больше контекста, она богаче информацией, чем другие типы ввода — включая и текст, набранный на клавиатуре».

Это про тех, кто начинает биржевую жизнь — а сейчас о самой дорогой компании мира. Той самой, одной яблочной, которая взяла, да и обогнала всех производителей смартфонов в мире по количеству произведенных и проданных аппаратов. Несильно — меньше миллиона штук разница, но все же.

Да, кстати, на этой неделе стало известно, что «Эппл» продолжает свои попытки избавиться от зависимости от процессоров «Интел». Слухи о том, что процессоры — по крайней мере, для ультрабуков – «Эппл» хочет разрабатывать сам на основе арм-архитектуры года четыре. Теперь циркулирует новая версия – и она очень реалистична. Якобы, думают над дополнительным процессором, который бы обеспечивал работу компьютера, когда никаких активных действий не ведется, в том числе, во время так называемого пауэр нэп — режима активного сна ноутбука, когда раз в час он, даже закрытый, проверяет почту и синхронизирует что-то с облаком — фото, контакты, почта. Зачем там мощный центральный процессор? Чем-то похожий чип у новых макбуков уже есть — он контролирует полоску — тач бар. Но он сильно проще и не имеет доступа к памяти, дискам или к вай-фаю, например.

А пока Эппл перегонял Самсунг, и ставил рекорды в отчетности, гугл украл у него пальму первенства. В глобальном рейтинге стоимости брендов от аналитической конторы «Брендфинанс».

Гугл вырос на четверть, и теперь это название – «Гугл» якобы стоит 109 миллиардов долларов. А Эппл – 107, это падение на треть год от года. Объясняется это тем, что Эппл, дескать, слишком долго эксплуатировал доверие потребителей своих товаров, а подсовывая им косметические изменения вместо инноваций.

Ну, во-первых — хорошая у них косметика. А во-вторых, видится мне в авторах как раз обиженный фанат — хотя бы по лексике. А теперь о гугле — как там у них дела, помимо ценности бренда.

*****

А теперь к «Майкрософт», некогда такому Дарт Вейдеру всего IT-рынка, который нынче очень сильно работает над своим поведением и гоняется за аурой инновационности. Кстати, к вопросу об инновациях.

*****

Ну, очередь дошла до глобального социального гиганта — творения товарища Цукерберга. Барышами он пока сравниться с мэтрами не может, но зато ему точно есть куда расти.

*****

При таких барышах, как у Фэйсбука сотня-другая миллионов, конечно, большой погоды не делает, но очень обидно, когда тебе выписывают штрафы на подобные суммы. Мне было бы обидно. Это я к чему — тут первая часть судебного балета вокруг шлема «Окулус Рифт» закончилась — и закончилась странно.