«Нам говорили, что мы мерзкие люди». Интервью с создателем «Чая з малинавым варэннем»

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

Eсли вы   любитe сoчeтaниe мeмoв и   aбсурдныx нoвoстeй, тo   нaвeрнякa знaeтe o   пaбликe «Чaй з   мaлинaвым вaрэннeм». Пoгoвoрили с   aдминoм сooбщeствa   — Игoрeм Котом   — о   юморе и   отечественной действительности.




Сейчас в   паблике «Чая» во   «ВКонтакте» более 150 тысяч подписчиков«Пишем, что это бесплатно, чтобы к   нам не   приходили люди, которые хотят заработать»

Возможно, вы   слышали, что «Чай з   малинавым варэннем» вырос из   российского паблика с   новостями и   шутками «Лентач». Как рассказывает Игорь, он   устроился туда в   2014 году.


—   Тогда «Лентач» отделился от   «Ленты», и   они стали искать себе рабов, которые   бы выполняли функции SMM-специалистов, редакторов. В   описании вакансии было что-то про чувство юмора и   рабский труд, и   меня зацепило. Отбор состоял в   том, что 20 человек собрали в   один чат и   вбрасывали новости, которые надо было «ошутить» за   12 часов. Моя первая картинка была про российский смартфон: я   налепил на   айфон знак качества СССР, акциз, и   это ушло «в   продакшен».


Спустя полгода работы на   «Лентаче» у   Игоря появилась идея сделать «белорусский филиал». Так и   родился «Чай з   малинавым варэннем». Название паблику подарил глава государства, который публично признался в   любви к   этому напитку.



 

Поначалу сообщество вели Игорь Кот и   Никита Ляшкевич, но   последний, по   словам Игоря, решил уделять больше внимания проектам Onliner.


—   Сейчас, кроме меня, есть еще пара ребят, соучредители, которые практически с   самого начала. Это не   наемные работники, которых можно «выставить на   улицу» за   неуспеваемость,   — говорит Игорь. —   Плюс чатик из   человек десяти, которые приносят по   посту в   месяц.


Время от   времени паблик объявляет о   наборе пикчеров   — людей, которые могут создавать смешные иллюстрации к   новостям.


—   Когда мы   объявляем набор, то   пишем, что это бесплатно, чтобы к   нам не   приходили люди, которые хотят заработать. Потому что заработать толком не   получится   — не   так уж   и   много мы   получаем. Особых требований к   пикчерам нет: минимальные скиллы фотошопа и   чувство юмора. К   нам обычно приходят по   сто желающих, из   них оставляем человек пять.


—   А   как   же слухи, что вас спонсирует Госдеп или Кремль?


—   Даже предложений не   было. Хотя нет, помню, однажды нам в   ВК написал какой-то аноним, спрашивал, сколько будет стоить разместить у   нас «статьи на   политические темы». Потом мы   узнали, будто   бы кремлевские ребята пытались так вентилировать вопрос по   белорусским пабликам   — сколько будет стоить реклама определенных статей определенного толка. Но, кажется, им   все отказали.


У   нас реклама стоит 200 долларов   — за   размещение во   всех соцсетях. К   нам регулярно приходят и   предлагают по   30 рублей, но   у   нас нет цели побольше рекламы накидать. Мы   можем себе позволить привередничать, тем более что у   всех нас есть основная работа.


—   А   какие затраты на   паблик?


—   Только время и   иногда траты на   мерч, который мы   печатаем и   раздаем подписчикам, те   же   стикеры и   календари. Еще планируем сделать коллаборацию с   symbal.by. Может, будем потом раздавать футболки нашим читателям.



«Не   ты   формируешь аудиторию, а   аудитория формирует твой контент»



Сейчас обязанности Игоря в   «Чае» сводятся к   тому, что он   периодически спрашивает в   чате, «где посты». Особой регулярности в   выпусках нет   — первый пост может выйти и   в   девять утра, и   в   пять вечера.


—   Бывает, что мы   подбираем новость к   мему, как, например, было с картинкой, где Ленин сидит на   корточках у   пасеки и   говорит: «Пчолы, отдавайте зерно». Я   искал новость неделю и   в   итоге нашел что-то про сбор зерна в   Витебской области,   — рассказывает Игорь. —   Что-то сами придумываем, что-то подгоняем под новости. Бывает, мемы повторяются и   уже всем надоели, как, например, Гарольд, который смотрит в   газету и   говорит: «Ха-ха, я   здесь живу».


День парада   — хороший день, потому что можно вообще ничего не   делать и   просто собирать фотографии. Речь сами-знаете-кого   — тоже праздник, потому что есть гора цитат и   видосов на   весь день. Ну и   «Дажынкі», когда на   полях появляется вся эта соломенная дичь, тоже хорошо.


Находим инфоповоды в   разных СМИ. Из   региональных изданий обычно берем заголовки, потому что в   маленьких медиа любят всех этих «огнеборцов», «автоледи» и   теребление долгунца.


—   Тебя упрекали в   том, что ты   пытаешься очернить белорусскую реальность?


—   Не   так давно телеграм-канал «Бульба престолов» назвал нас «националистами», написал, что мы   «разжигаем ненависть к   русским», и   даже изучил мой твиттер. Так что, скорее, наоборот.


Помню, когда мы ржали над латинкой на   указателях, нам говорили, что мы   мерзкие люди. А   потом, когда у   нас был «день латинки» и   мы писали на   lacinke, от   нас отписалось больше читателей, чем когда-либо. Непонятно, что этим людям вообще надо.


По   словам администратора, паблик довольно часто упрекают в   том числе за   название на   трасянке. Люди, незнакомые с   историей мема, спрашивают: «Почему „чай“, а   не   „гарбата“?» Могут упрекнуть за   шутки про картошку, мол, «админы укрепляют стереотипы о   белорусах». И   волну возмущения вызвала акция на   1   апреля, когда во   всех постах вместо «Беларуси» редакторы писали «Белоруссия».


—   Бывает, что нас обвиняют в   отсутствии патриотичности, мол, мы   все высмеиваем. Например, когда мы   смеялись над Европейскими играми, на   которые потратили кучу денег, нам тоже говорили, что мы   «вечно недовольные, все   ж красиво было»,   — рассказывает Игорь. —   Может, так и   есть, но   мы   же олицетворяем какую-то часть белорусов. С   определенного момента не   ты   формируешь аудиторию, а   аудитория формирует твой контент. Мы   ориентируемся на   то, что у   нас собирает больше лайков и   пользуется большей популярностью.



pic.twitter.com/9RDUjECngX


—   Чай з   варэннем (@belteanews) August 29, 2019

Популярностью, по   словам админа, пользуется как раз-таки «нытье» и   «стеб». Например, хитами стали фраза бывшего вице-премьера Анатолия Калинина про «самые современные трафики» и   самое первое видео про отбор на   «Евровидение». Неизменной популярностью пользуются видео, как кто-то косит траву зимой, или дурацкие заголовки из   региональных СМИ.


—   Я   считаю, в   своей стране ты   можешь стебать все, что в   ней происходит,   — говорит Игорь. —   Наверное, это какой-то стокгольмский (или бобруйский, не   знаю) синдром, мы   стебем незлобно. Мне кажется, это как пожурить, что   ли. Что-то такое милое, лампово-картофельное.



«Я   был „ватником“, если что»



Сейчас в   паблике «Чая» во   «ВКонтакте» более 150 тысяч подписчиков   — вполне себе небольшое медиа. Но   Игорь не   планирует открывать свой сайт.


—   Для этого нужен хотя   бы копирайтер, если не   журналист, чтобы делать рерайты, а   не   просто копипастить новости, как мы   сейчас делаем. Плюс нужна, наверное, регистрация как СМИ. Предполагаю, что это достаточный «геморрой», чтобы с   этим не   возиться,   — поясняет он   свой выбор. —   А   вот на   YouTube сходить   — это интересно. У   нас есть задумка по   короткометражкам. Есть идеи сценариев для пары выпусков, но   нужно гораздо больше. Суть в   том, чтобы в   каждой короткометражке показывать какую-нибудь характерную черту белорусов. Но   не с   тупым юмором из   «Одноклассников» или «Ералаша»…


—   Идея похожа на   концепцию «Наша Belarussia».


—   И   уж   тем более не   «Наша Belarussia»! Хотя, когда выходили «Наша Russia» и   «Наша Belarussia», мне было смешно. Я   вообще был «ватником», если что. В   школьные годы считал, что Россия   — это хорошо, а   Путин   — молодой харизматичный лидер. Наверное, какое-то прозрение произошло во   время общения с   россиянами в   «Лентаче». До   этого меня не   особо интересовало, что там у   них на   самом деле.


Игорь признаётся, что пик популярности «Чая» уже позади: вершин расцвета он   достиг в   первые годы, когда у   него не   было конкурентов. Сейчас   же блогосфера Беларуси стала гораздо более разнообразной.


—   Количество подписчиков у   нас растет, но   темп особо не   меняется. Был момент, когда мы   немножко подзабили на   посты, и   рост вообще остановился.


В   рекламу мы   не   вкладываемся   — все само. Я   однажды влил долларов пятьдесят в   промо. Однако чтобы это имело какой-то ощутимый эффект, нужно тратить хотя   бы тысячу долларов в   месяц. Но   зачем? В   Facebook это   бы имело какой-то смысл, но   не   во   «ВКонтакте». Причем в   Facebook, если ты   потратишь пять баксов, он   с   тебя уже не   слезет.


В   прошлом году админы «Чая» запустили продукт на   западный рынок   — сообщество DigPics, где новости тоже сопровождаются смешными картинками.


—   Мы   начали набирать аудиторию, но   после десяти тысяч подписчиков Facebook начал ее   искусственно «срезать». Так что пока поставили на   паузу.



Блиц-опрос



—   Ты   веселый человек?


—   Я   не   стендапер и   не   умею генерировать юмор по   ходу разговора. Может даже показаться, что я   тугодум.


—   Почему вы   постите котов-белорусов в   соломенных «капялюшах»? Кто-нибудь когда-нибудь вообще видел белоруса в   соломенной шляпе?


—   Мы   кроме шляпы добавляли и   вышиванки, но   их   сложнее фотошопить. Еще есть колосок или василек в   зубах.


Как показать белоруса? Шляпа получилась как-то сама. Хотя в   комментариях иногда спрашивают, в   чем тут суть. Со   временем котов в   шляпах нам начали слать читатели, однажды прислали фото собаки «ў капелюшы», но   она хуже зашла. Недавно был и   Александр Григорьевич в   шляпе, не   все поняли шутку, но   нам в   чате было смешно.


—   Признавайся, это ты   админ телеграм-канала «Какая страна   — такие селебрити»?


—   Нет, и   не   знаю кто. Поначалу мне казалось, что какая-то ерунда, потом пару раз зашел, вроде   ок. Но   я   всю эту дичь и   так вижу в   соцсетях, все эти краудфандинги на   чашку капучино.


—   Мемы   — это новая культура?


—   Раньше были анекдоты, потом демотиваторы, теперь мемы. После них появится что-то еще, хотя они уже довольно-таки затянулись, уже лет десять существуют.


Когда-то и   паблики, и   телеграм-каналы называли «новыми медиа». А   теперь они уже вполне себе старые. Так что подождем чего-то нового.




Читайте также





«Рабочий день   — 12−15 часов». Как повар ведет блог о   Минске


«Порой девушкам просто нужен пример перед глазами». Интервью с   белоруской из   списка Forbes

 

Теги: Новости, Минск