«А сколько в пластинке гигабайт?» Как в школе-интернате появился музей советской радиотехники

Oшмянскaя шкoлa-интeрнaт нaxoдится прямo нa   въeздe в   гoрoд пo   улицe Сoвeтскoй. Кoгдa-тo здeсь былa тюрьмa, зaтeм пoльскaя гимнaзия, a   пoслe вoйны   — пeдучилищe. Сeйчaс здeсь вoспитывaeтся oкoлo 50 дeтeй, для которых в   стенах интерната работает целых четыре музея   — этнографический, исторический, художественный и   радиотехники. Последний создан на   основе личной коллекции Валерия Печковского, которую белорус собирал несколько лет.





Настоящий хозяин

Чистые дорожки, ухоженные газоны с   цветами, покрашенные домики   — до   поездки школа-интернат представлялась более унылым местом. До   того, как попасть к   основному месту нашей поездки   — музею радиотехники, директор школы Владимир Бизюк организовал нам небольшую экскурсию по   территории учебного заведения.




Учебные корпуса. В   зданиях из   красного кирпича в   начале прошлого века размещалась польская гимназия.

Владимир Александрович руководит школой-интернатом уже более 20 лет, порядок, который мы   видим   — наглядный результат твердой хозяйской руки. Он   знает всех детей по   именам, организовал в   интернате прекрасные условия для жизни и   учебы, появились несколько мастерских.


В   ткацкой стоит несколько итальянских швейных станков, которые школе подарил иностранный гость. «Они, конечно, далеко не   новые, один пришлось немного подремонтировать   — но   зато всё работает»,   — рассказывает директор.




Директор школы-интерната Владимир Бизюк.

В   столярной мастерской, помимо старых станков, стоящих еще с   советских времен, установлены более современные зарубежные с   микропроцессорным управлением. На   одном из   столов стоят огромные тиски. «Лежали у   кого-то в   сарае, хотели выкинуть, представляете. А   мы   приехали, забрали, и   пользуемся уже несколько лет».


Сделанная руками учащихся мебель, различная деревянная утварь, сшитые полотенца и   вязаные шарфы (отличного, кстати, качества) никуда не   пропадают   — в   интернате есть небольшой магазин, открытый для всех желающих, где можно приобрести все это за   смешные по   нынешним временам деньги.




К   примеру, деревянная разделочная доска продается за   50 тысяч рублей, детский стульчик из   дуба   — за   100 тысяч, льняное кухонное полотенце   — 30 тысяч рублей, вязаный шарф   — 50 тысяч рублей. Вырученные от   продажи деньги позволяют сократить расходы государства на   учебу и   проживание детей в   интернате   — учебное заведение на   частичном хозрасчете.


Все музеи в   интернате   — тоже инициатива Владимира Александровича. В   музее истории можно посмотреть, как польская гимназия преобразилась в   педучилище и   затем в   школу-интернат, узнать о   выдающихся выпускниках учебного заведения, среди которых   — чемпион мира по   пауэрлифтингу и   писатель-публицист. А   в   музее этнографии дети узнают, как жили и   чем пользовались наши предки.


И   вот мы   подходим к   музею радиотехники.


—   Многие знают о   нашем музее и   несут старую технику, которая завалялась на   чердаках и   в   подвалах. И   вот как-то принесли добрые люди старый цветной нерабочий «Горизонт-206»   — для коллекции. А   мы   покопались, починили   — и   поставили детям. Пусть мультики смотрят, зачем ему здесь пылиться,   — смеется Владимир Александрович.






«А   какой он   тяжелый   — еле доперли»

Коллекцию старых магнитофонов, проигрывателей и   радиоприемников собрал хороший знакомый Владимира Бизюка   — Валерий Францевич Печковский, который перехватил эстафету экскурсовода уже в   музее.


Валерию Францевичу скоро уже 55 лет. Родился и   вырос на   Ошмянщине, учился в   Вильнюсе и   в   Минске. Вся трудовая биография связана с   Ошмянами и   районом, где он   работал в   разных организациях и   на   разных должностях, связанных с   электричеством.


Последнее время работает в   старейшей белорусской электромонтажной организации «Белэлектромонтаж» начальником отдела на   строящейся Островецкой АЭС. Живет в   деревне Краковка неподалеку от   Ошмян.




Валерий Францевич Печковский рядом с   макетом будущей белорусской АЭС.

Комната-музей в   пару десятков квадратных метров снизу доверху заставлена старой техникой   — радиолами, проигрывателями пластинок, радиоприемниками, кассетными и   бобинными магнитофонами и   даже граммофонами   — всего более 70 устройств.


К   каждому экспонату распечатана подпись с   названием модели и   годом выпуска. Тут   же находится самостоятельно собранный школьниками макет строящейся белорусской АЭС.




КВН-49

—   Ну   тот телевизор не   раритет   — вот настоящий раритет,   — Валерий Францевич показывает на   старенький «КВН-49» с   крошечным экраном и   огромным деревянным корпусом. Телевизор занимает центральное место экспозиции. —   Это первый отечественный телевизор, который старше всех нас, к   сожалению, его уже не   починишь   — выгорел кинескоп, а   где сейчас взять новый? —   сетует коллекционер.


—   А   какой тяжелый он, вдвоем еле доперли. Хотя кажется небольшим,   — смеется директор интерната.


—   Да, металла раньше не   жалели. Смотришь на   все эти старые аппараты   — «Минск Р-7», «Беларусь-58», «Рекорд»   — поражает их   качество и   выглядят они, как сейчас любят говорить, «по-богатому»,   — продолжает Валерий Францевич. —   Иметь их   тогда в   квартире или доме было действительно престижно.





«Меня это слово „музей“ зацепило прямо!»

Коллекционер рассказал, что собирать технику стал абсолютно случайно.


—   Я   живу в   обыкновенном сельском доме с   мансардой. И   вот много лет на   ней пылилась старая техника   — несколько радиол, граммофон, телевизор «Березка» из   60-х. Никто особо на   них внимания не   обращал.




Но   как-то несколько лет назад приехали к   нам в   гости родственники из   Москвы, в   том числе молодежь, которая ночевала на   мансарде. И   одна из   девушек в   соцсети сделала целый репортаж о   том, что, мол, дядька собрал у   себя в   доме небольшой музей старой техники. Меня это слово «музей» зацепило прямо!


И   я   пошел по   знакомым, по   пограничным деревням собирать новые экспонаты. И   что вы   думаете   — пролет жесточайший! Кто-то по   хатам уже прошелся как следует, и   теперь там пусто. Ну, а   дальше что   — то   «наливом», то   обменом, то   через интернет-барахолки начал потихоньку собирать коллекцию. «Халявы» здесь было мало…


В   один прекрасный момент мансарда деревенского дома уже не   могла вместить в   себя коллекцию, и   Валерий Францевич обратился к   Владимиру Бизюку   — директору школы-интерната.




—   Здесь, в   этой комнатке на   тот момент уже была небольшая коллекция старых устройств. Разные старые лампы, линзы, объективы. Так что мои приемники стали гармоничным дополнением.


Ведь кто увидит эту коллекцию у   меня дома   — родственники, пара друзей, а   здесь   же поток людей, различные делегации, иностранные гости, детишки в   конце концов, для которых проводятся занятия по   истории радиотехники. Не   всем, но   многим интересно!



60 долларов за   советскую радиолу

Валерий Францевич рассказывает, что отдавал за   аппараты по   10, 20, 30 долларов. Самый дорогой в   60 обошелся   — это радиола «Минск Р-7» 1955 года.




Ламповая радиола »Минск Р-7».

—   Много денег, понятно, я   тратить не   мог. Поэтому в   моей коллекции в   основном именно советская техника.


Хотя есть и   исключение: я   просто не   мог отказать этому раритету   — ГДР-овскому радиоприемнику «Rema 2001». Уникальность устройство в   том, что его УКВ-диапазон «захватывал» и   советские и   западные частоты   — можно было послушать зарубежную эстраду.




—   А   вот еще один интересный экспонат   — это переходная модель между патефоном и   компактным проигрывателем,   — рассказывает Валерий Францевич о   так называемой «фоноле» модели «Концертный».


Здесь находится только звукосниматель и   электродвигатель, а   для получения звука ее   нужно было подключать к   радиоле   — использовался ее   динамик и   усилитель. Такие варианты, кстати, были редки и   не   совсем популярны у   народа.



«Вот я   55 года, а   лампа   — 52-го»

—   Чего-то прямо эксклюзивного здесь нет. Все собранные здесь модели в   свое время широко продавались в   Союзе. Но   по   текущим меркам это, конечно, раритеты,   — рассказывает коллекционер.


А   вообще, генеральная мысль такая: заходит человек старшего поколения в   музей, попадает в   детство и   восклицает: «О, у   меня такой был», «А   у   меня   — вон тот до   сих пор стоит». Никаких критериев отбора в   коллекцию не   было. Я   не   брал только то, что уже есть.




Коллекционер рассказывает, что для него уникальной моделью является радиоприемник «Альпинист-405»:


—   В   1976 году мне его подарили на   пятнадцатилетие мои тетки. А   тогда как раз на   9   мая вышла песня «День Победы». И   я   хожу такой гордый по   улице, на   всю громкость эту песню слушаю   — такое счастье было!




—   А   вот с   этим магнитофоном   — «Легенда-404»   — у   меня тоже очень теплые воспоминания,   — с   ноткой ностальгии в   голосе продолжает Владимир Францевич. —   Это первая серьезная покупка за   свои деньги.


В   свое время я   учился в   электромеханическом техникуме в   Вильнюсе, по   субботам ездил домой, где родители выделяли мне 10 рублей на   следующую неделю. Но   тогда питаться можно было и   дешевле, и   я   рублик-другой зажимал. Потом, я   получал повышенную стипендию, но   не   признавался родителям в   этом   — а   это еще плюс 4 рубля в   месяц. И   так за   первый курс я   собрал 60 рублей. На   втором курсе в   сентябре нас отправили на   «картошку» и   заплатили аж   по   60 рублей. Еще 20 рублей я   получил за   подработку на   заводе. И   вот они заветные 140 рублей. Счастью моему не   было предела!




«Легенда-404»

В   коллекцию попадали приемники в   любом состоянии, но   подавляющее большинство из   них все-таки рабочие   — что-то функционировало изначально, что-то чинил сам Владимир Францевич. «Жаль, что не   включается этот VEF-697, 1947 года выпуска, но   восстановить его очень сложно   — одна лампа стоит около 50 долларов».


—   Кстати, у   нас тут собрана отдельная коллекция ламп для старых приемников. В   случае чего и   починить что-нибудь сможем,   — добавляет директор интерната и   смеется: Вот я   55 года, а   лампа   — 52-го.





Теплый ламповый звук

Мы   попросили Валерия Францевича запустить один из   раритетов   — радиолу «Ригонда». Щелкнул тумблер, но   несколько секунд ничего не   происходило.


—   Сейчас-сейчас, лампы прогреются, не   всё так быстро,   — улыбнулся коллекционер. —   Учитывая, что они старые, процесс может занять несколько минут.




Владимир Бизюк и   Валерий Печковский пытаются включить «Ригонду».

И   вот спустя минуту мы   все-таки услышали треск приемника, но   словить радиоволну было нельзя   — отсутствовала антенна. Зато можно послушать пластинку.


К   сожалению, видеозапись не   позволяет в   полной мере передать этот глубокий, натуральный, «теплый ламповый» звук устройства из   прошлого века, но   всё   же послушайте:


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Заработал и   бобинный магнитофон «Юпитер-202» 1974 года выпуска. Качество звука, у   него оказалось похуже, чем у   радиолы.


—   Конденсаторы подсохли уже,   — посетовал Валерий Францевич. —   Поэтому низких частот не   хватает.


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Интересные детали, которые мало кто сейчас знает: на   магнитофоне был механический счетчик метров (чтобы примерно знать, где какая песня) и   переключатель скорости (чем выше скорость, тем выше качество звука   — в   данном случае 19 сантиметров в   секунду).



Сколько гигабайт в   этой пластинке, какой битрейт?

Помимо советской радиотехники в   небольшом музее интерната можно найти старые пленочные фотоаппараты из   90-х, кассеты, дискеты, старые компьютерные комплектующие.




—   Вот, смотрите   — Pentium   II. Его вы   сейчас нигде не   найдете   — те   компьютеры давно разобрали и   выбросили, а   ведь когда-то, в   конце 90-х, это был самый мощный процессор,   — рассказывает Владимир Александрович.


Здесь очень часто бывают экскурсии с   других школ. Дети берут в   руки виниловый диск фирмы «Мелодия», а   потом задают вопрос: «А   сколько здесь гигабайт, какой битрейт?». И   ладно   б это были шутки, но   нет   — частый и   вполне серьезный вопрос.


А   вообще детям все это интересно, правда, не   всем. Они сравнивают флешку, на   которую можно записать огромное количество песен, с   «древней» дискетой   — трехмерной иконкой кнопки «Сохранить», понимая, что принцип действия у   них похожий. Назначение магнитной ленты тоже им   понятно, и   они уже понимают, насколько раньше было сложно   — попробуй быстро найти на   бобине нужную песню! А   сейчас это делается в   два нажатия.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

—   А   вот уоки-токи, детская рация. Можно говорить на   одном канале на   расстоянии до   200−300 метров. И   у   детей сразу разочарование такое   — это   же близко не   сравнится с   современными телефонами!


Но   есть и   другая сторона. Приходит ко   мне приятель, которому дети подарили крошечный проигрыватель с   наушниками. Почини, говорит, не   работает. А   я   ему   — к   сожалению, никак. Эти вещи уже не   чинятся   — ремонт тебе обойдется дороже нового. И   он   очень сильно разочаровался, конечно, в   современных устройствах, ведь раньше всё было намного проще.





Дальнейшее расширение упирается в   финансы

—   Планы по   расширению, конечно   же есть,   — рассказал Валерий Францевич. —   Хочется увеличить коллекцию радиоприемников, убрать какие-то пробелы. Но, скажу честно, «халявы» уже нет. Люди прочувствовали, что старая техника тоже стоит денег, и   купить ее   за   пару десятков долларов уже практически невозможно.


—   Хотим отремонтировать в   подвале большое помещение, чтобы аккуратно расставить все эти экспонаты   — по   эпохам, направлениям. Потом сформировать родственные разделы   — по   вычислительной технике, оптике, например,   — заканчивает экскурсию директор интерната. —   Думаю, что это время придет. Ведь чтобы понять суть современных устройств, нужно всё равно начинать со   старой техники.


*


Если у   вас вдруг сохранилась старая советская аудиотехника, которую вы   можете передать в   музей, напишите, пожалуйста Валерию Францевичу   — pevaler61@mail.ru.



 

Теги: Минск