Американский эксперт рассказал о необычном российском истребителе Су-47

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

Рaзрaбoткa истрeбитeля с   крылoм oбрaтнoй стрeлoвиднoсти нaчaлaсь еще во   времена СССР. Западная пресса наделяла самолет   суперспособностями, а   разработчик хранил молчание. Американский эксперт Себастьян Роблин рассказал о   необычном самолете   КБ «Сухого» Су-47 «Беркут», который на   Западе получил название Golden Eagle. Материал был опубликован в   журнале The National Interest.



Таинственное фото

В   1996 году в   мартовском выпуске российского журнала «Вестник Воздушного флота» была опубликована фотография встречи российских представителей Минобороны и   руководителей авиационной промышленности. На   столе перед ними стояли две модели самолетов, одна   — вариант известного тогда многоцелевого истребителя Flanker, другая   — вытянутая, черная, с   крыльями неправильной формы.




Су-47 «Беркут». Фото: wikipedia/Leonid Faerberg

Было   ли это спланированной утечкой или случайной   — сейчас сложно сказать, но   снимок вызвал бурные дискуссии в   иностранной прессе. Некоторые авторы считали, что новый российский истребитель превзойдет американский F-22 Raptor.



Истребитель для атомного авианосца

На   самом деле это был экспериментальный российский перспективный палубный истребитель Су-47 «Беркут», который впоследствии использовался в   качестве летающей лаборатории для отработки перспективных технологий.




Рисунок в   американском журнале 1984 года предполагаемого вида советского авианосца на   стапеле. Фото: wikipedia/dodmedia.osd.mil.

В   начале 80-х годов прошлого века Советский Союз показал истребители четвертого поколения Су-27 и   МиГ-29, созданные для противостояния американским F-15 и   F-16. Конечно, Москве был нужен самолет, способный на   равных бороться с   американским стелс-истребителем F-22 Raptor. Для этого был создан МиГ 1.44, но   из-за спада в экономике   России денег на   него не   нашлось.


Параллельно с   этим советский флот искал новый истребитель с   хорошими характеристиками, способный взлетать с   палубы авианосца, оборудованного паровой катапультой   — в   1988 году на   стапеле Черноморского судостроительного завода был заложен тяжелый атомный авианосец «Ульяновск».



Ценный трофей из   Третьего рейха

КБ «Сухой» взялось за   работу, решив использовать в   конструкции крыло обратной стреловидности. Оно значительно повышало маневренность самолета, особенно на   низких скоростях и   больших углах атаки, а   также уменьшало дистанцию, необходимую для взлета.




Фото: wikipedia/JuergenKlueser

С   самолетами такой конструкции советские авиастроители смогли ознакомиться еще в   конце Второй мировой войны, когда Красная армия захватила прототипы недостроенного нацистского реактивного бомбардировщика Ju-287.


Несмотря на   явные преимущества, данная конфигурация имела существенный недостаток   — крыло испытывает значительные нагрузки, которые могут привести к   его разрушению.



Управлять самолетом помогала ЭВМ

Американские и   российские ученые, стремясь решить эту проблему, прибегли к   использованию новейших композитных материалов. Например, корпорация Grumman Aerospace создала самолет-прототип X-29. Всего было построено два тестовых экземпляра, которые до   1991 года совершили около 616 полетов. Проект был признан неудачным.




Кабина Су-47. Фото: airwar.ru

Самолет, разработанный в   КБ «Сухой», был выполнен по   аэродинамической схеме «продольный интегральный триплан» с   крылом обратной стреловидности (КОС). При создании самолета была реализована новая технология, позволяющая изготавливать детали обшивки в   плоском виде, после чего формообразовывать их   в   поверхности двойной кривизны и   стыковать между собой с   высокой точностью.


Су-47 был снабжен двумя турбореактивными двигателями Д-З0Фб, расположенными в   хвостовой части фюзеляжа. Впоследствии на   самолете планировалось установить двигатели АЛ-41Ф с   системой отклонения вектора тяги.


Управлять истребителем человеку в   одиночку было не   под силу   — держать самолет в   воздухе помогала интегральная автоматизированная система управления полетом.



Технология стелс?

В   иностранных публикациях часто говорилось о   малой заметности «Беркута» на   радарах и   делались предположения о   наличии радиопоглощающего покрытия. На   эту мысль наводил и   внутренний отсек вооружения с   четырьмя ракетами ближнего радиуса действия Р-73. Позже, когда самолет перестал быть секретным, в   КБ «Сухого» рассказали, что Су-47 не   задумывался как самолет-невидимка.




Фото: wikipedia/Dmitry Pichugin

К   слову, «Беркут» действительно обладал пониженной заметностью на   радарах. Этому способствовали и   композитные материалы, примененные в   его обшивке. Благодаря необычной конструкции, Су-47 отличался маневренностью на   малых скоростях и   был способен совершать виражи, которые не   могли делать другие истребители. «Беркут» не   раз выступал на   авиашоу, неизменно вызывая зрительский ажиотаж.



Предшественник Су-57

Впрочем, самолет так и   не   вышел из   стадии прототипа: возникающие от   перегрузок трещины на   крыльях требовали замены всего композитного компонента, а   не   точечного ремонта. И   хотя максимальная скорость Су-47 составляла 2500 км/ч, ее   ограничили до   900 км/ч в   связи с   разрушающими нагрузками на   крыло и   центроплан.




Су-57. Изображение: YouTube

В   конце концов «Беркут» так и   остался прототипом, выпущенным в   единственном экземпляре, который продемонстрировал, что крылья, развернутые вперед, были интересным решением, время которого еще не   пришло.


Фактически Су-47 стал пионером новейших технологий, которые в   конечном итоге нашли свое применение в   истребителе пятого поколения Су-57.