«Борьба снаряда и брони». Что происходит с Telegram в России и коснется ли блокировка нас

В   Рoссии идeт блoкирoвaниe мeссeнджeрa Telegram   — «бoрьбa снaрядa и   брoни» (или Рoскoмнaдзoрa и   Пaвлa Дурoвa). Пытаясь не   дать Telegram удрать на   другие «айпишники», Роскомнадзор закрывает доступ к   IP-адресам облачного сервиса Amazon Web Services и   Google, страдают все. Но   главным остается вот какой вопрос: как все это коснется нас, белорусов? Все об   этом, а   также полная история проблемы Telegram в   России   — в   краткой «объяснялке» TUT.BY.




Фото: Reuters

С   чего все начиналось?

В   середине июля 2017 года ФСБ обратилась к   Telegram с   требованием предоставить сведения, чтобы декодировать информацию о   сообщениях пользователей. Компания отказалась   — и   16   октября признал Telegram Messenger LLP виновной в   неисполнении обязанности организатора распространения информации и   оштрафовал.


20   марта уже Верховный суд России обязан Telegram расшифровать переписку россиян для ФСБ   — в   противном случае мессенджер ждала блокировка. Адвокат, представлявший Telegram, заявил, что требование ФСБ о   передаче ключей шифрования нарушает тайну переписки. В   ответ представитель службы отметила, что это не   так. «Согласно позиции Конституционного суда, переписка граждан в   мессенджерах не   составляет охраняемую законом тайну, для получения доступа к   которой ФСБ необходимо судебное разрешение»,   — сказала представитель ФСБ.


13   апреля Таганский суд Москвы постановил ограничить на   территории России доступ к   информационным системам и   программам Telegram, так как мессенджер не   выполнил требования предоставить ФСБ ключи для дешифровки переписки пользователей. Решение было принято по   иску Роскомнадзора.


Павел Дуров запретил юристам компании участвовать в   судебных заседаниях и   заявил, что мессенджер начнет использовать встроенные способы обхода блокировки.


16   апреля Роскомнадзор разослал провайдерам уведомление о   блокировке Telegram. В   течение нескольких часов мессенджер стал недоступен для абонентов крупных операторов связи. Пользователи также потеряли доступ к   веб-версии telegram.org, приложение по-прежнему оставалось доступно для тех, кто подключил VPN и   прокси. Их   тоже обещают блокировать, а   Дуров в   свою очередь анонсировал передачу нескольких миллионов долларов в   виде грантов владельцам сервисов Proxy и   VPN.




Что это значит и   кто пострадал?

Начав блокировку Telegram, Роскомнадзор начал блокировать IP-адреса, которые взаимодействовали с   Telegram, но   в   команде Дурова работают умные люди   — и   мессенджер стал переезжать. Эти «айпишники» тоже стали мишенями для блокировки.


«Идет борьба снаряда и   брони: мы   выявляем IP-адреса, по   которым мигрирует мессенджер, и   блокируем их»,   — рассказывал глава Роскомнадзора Александр Жаров.


Всего к   полудню 17   апреля было заблокировано более 16 млн IP-адресов облачного сервиса Amazon Web Services и   Google. Доступа лишились и   сайты, не   имеющие отношения к   Telegram   — чей хостинг просто располагался на   этих   IP.


По   словам Жарова, 18 подсетей, принадлежащих Amazon и   Google, выгружены в   единый реестр запрещенной информации. Обе компании уже проинформированы об   этом.


«Мы   уверенно можем заявить, что никаких социально значимых ресурсов на   этих IP-адресах не   содержится»,   — подчеркнул глава Роскомнадзора.


Также ведомство проверило сообщения, в   которых говорилось о   массовом отключении сторонних ресурсов при ограничении доступа к   Telegram   — они работают штатно. Среди пострадавших   — онлайн-школа по   изучению английского языка, курьерская служба, издание «Лайфхакер», «Одноклассники», Viber и   сервисы Microsoft.


Вечером 17   апреля Роскомнадзор направил в   магазины приложений App Store и   Google Play письмо с   требованием удалить Telegram. ​​В свою очередь юристы компании подали жалобу в   Мосгорсуд на   решение Таганского районного суда​ о   немедленной блокировке мессенджера   — мол, решение о   блокировке было принято с   нарушением процессуальных норм. Также они указали, что блокировка Telegram вредит «публичным и   частным интересам».




Почему Дуров не   отдает ФСБ ключи шифрования?

Момент первый, идейный


Требования ФСБ предоставить доступ к   переписке пользователей Telegram нарушают конституционное право россиян на   тайну переписки, считает Дуров. Комментируя решение о   блокировке мессенджера, он   заявлял, что оно приведет к   ухудшению качества жизни россиян, не   снимет террористической угрозы и   повлияет на   уровень информационной безопасности: часть личных данных перейдет в   Facebook и   WhatsApp, которые контролируются США.


Момент второй, технический


Мессенджер предлагает пользователям два способа обмена сообщениями   — «облачные чаты» и   «секретные чаты». Сообщения из   «секретных чатов» не   сохраняются на   серверах компании. Переписка из   «облачных чатов» хранится в   зашифрованном виде в   распределенном хранилище.


Для секретных чатов применяется асимметричное шифрование и   алгоритм Диффи-Хеллмана. Один из   двух ключей шифрования не   покидает устройство пользователя и   не   передается по   каналам связи.


«Администратор сервиса в   существующей архитектуре ни   при каких условиях не   имеет доступа к   информации, дающей возможность декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и   обрабатываемых с   его помощью электронных сообщений»,   — говорится в   документе.


Из-за этого представители мессенджера называют передачу ключей шифрования просто технически невозможной.




Как это коснется белорусов?

Никак.


Да-да, именно: если Павел Дуров не   «убьет» мессенджер в   принципе, то   белорусы (равно как и   американцы, и, например, французы или латыши) смогут пользоваться Telegram без каких-либо ограничений.


—   Блокировка происходит на   уровне интернет-провайдеров,   — объясняет генеральный директор hoster.by Сергей Повалишев.   — Решение российского суда не   распространяется на   наших интернет-провайдеров. У   нас свое государство и   свои законы, так что белорусы смогут и   далее без проблем пользоваться Telegram.


По   словам Повалишева, ежедневно в   России в   реестр запрещенных Роскомнадзором вносятся десятки интернет-ресурсов, которые без проблем открываются у   нас. Равно как и   наоборот: сайты, блокируемые белорусскими провайдерами, без проблем доступны из   России. Ситуация с   Telegram ничем не   отличается.