Буквально на вес золота. Топ-6 самых дорогих военных самолетов США

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

Нa   сaмый рaспиaрeнный сaмoлeт нaшeгo врeмeни   — истрeбитeль пятoгo поколения F-35 Lighting II   — существует много нареканий. Он   может сломаться на   больших скоростях, легко обнаруживается системами ПВО. Многие претензии связаны с   дороговизной проекта: на   разработку самолета потрачены полтора триллиона долларов, при том   что сам истребитель стоит 115 миллионов. Но   если посмотреть назад, то   становится понятно, что по   сравнению со   многими проектами F-35 выглядит довольно дешевым. Сайт wearethemighty.com собрал топ-6 самых дорогих боевых самолетов США в   истории, а   мы   его дополнили.




Три F-35 разных модификаций в   полете. Фото: wikipedia.org

Сразу оговорим, что в   этот список не   войдет Борт №   1, на   котором летает президент США. Да, он   стоит 600 миллионов долларов. Но   он, во-первых, не   военный, а   во-вторых, что важнее, не   серийный, а   штучный товар, выпущенный всего в   двух экземплярах.



6. E-2D Hawkeye   — $   232 миллиона


Grumman E-2 Hawkeye. Фото: wikipedia.org

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Grumman E-2 Hawkeye находился на   вооружении американского флота с   60-х годов прошлого столетия. Всего было выпущено несколько сотен Е-2, и   изначально самолет стоил значительно дешевле. Но   многочисленные модернизации, в   ходе которых машина получила новую авионику, системы связи и   обнаружения, кратно повысили ее   цену, и   теперь один «Ястребиный глаз» можно поменять на   два F-35A   — и сделка окажется честной.



5. VH-71 Kestrel   — $   241 миллион


Westland AW101 британского королевского ВМФ. Фото: wikipedia.org

Сайт wearethemighty.com решил включить его в   список, хотя это не   самолет, а   вертолет. Разработки нового геликоптера начались в   2001 году и   были инициированы Корпусом морской пехоты США.


За   основу был взят весьма удачный вертолет 80-х годов AgustaWestland AW101 совместной британо-итальянской разработки. Планировалось улучшить характеристики воздушного судна при помощи изменения его формы на   более аэродинамичную. Фюзеляж вертолета изготавливался из   армированного алюминиевого сплава. Устанавливалось ультрасовременное оборудование, включая системы вооружения и   раннего обнаружения противника.


Вертолет разгонялся до   309 км/ч, тратил меньше топлива, чем предшественник, хорошо маневрировал и   даже был выбран как новый перспективный президентский геликоптер.


Через шесть лет после начала работ прототип вертолета даже поднялся в   воздух, но   популярности не   снискал из-за огромнейшей цены (некоторые источники называют даже 400 миллионов долларов за   штуку). В   результате авиакомпанией «Локхид Мартин» было построено лишь девять экземпляров VH-71 Kestrel, после чего по   инициативе Барака Обамы программу свернули.



4. Boeing P-8 Poseidon   — $   336 миллионов


Boeing P-8 Poseidon. Фото: wikipedia.org

Десять лет назад американские военные решили заменить наконец Lockheed P-3 Orion в   качестве основного противолодочного самолета на   что-нибудь более современное: почтенный ветеран «Орион» эксплуатировался с   пятидесятых годов.


Его замена должна была быть создана по   программе «многоцелевого морского самолета» и   уметь уничтожать подводные лодки, вести разведку, участвовать в   противокорабельных операциях и   даже быть спасателем. Взяв конструкцию от   знаменитого «Боинга-737», инженеры создали P-8 Poseidon.


Самолет имеет неплохие характеристики, хорошую РЛС, умеет бороться с   подводными лодками и   кораблями с   помощью ПКР, торпед, морских мин и   авиабомб. Но   при этом стоит очень дорого   — больше 330 миллионов долларов.



3. C-17 Globemaster III   — $   338 миллионов


C-17 Globemaster III в полете. Фото: wikipedia.org

C-17 Globemaster III, дитя холодной войны, должен был стать идеальным перевозчиком для крупных масс войск через Атлантику в   кратчайшие сроки и   — при необходимости   — высаживать громадные по   численности десанты в   случае, если основные аэродромы НАТО в   Европе уже разбомблены.


Это и   предопределило его важнейшие характеристики: огромная грузоподъемность (и   возможность перевозки крупногабаритных грузов), очень большая дальность полета, воздушная дозаправка, высокая боевая живучесть.


Удачная конструкция тяжелого транспортника привела к   тому, что сегодня С-17 состоят на   вооружении восьми стран. Но   стоит самолет, по-видимому, слишком дорого даже для своих отличных характеристик. С   2015 года производство новых транспортников прекращено за   отсутствием спроса.



2. F-22 Raptor   — $   350 миллионов


Фото:i.kinja-img.com

 


Первый в   мире истребитель пятого поколения в   свое время сопровождала не   менее масштабная пиар-кампания, чем F-35A. Боевая эффективность самолета пока не   очень ясна   — «Рапторы» пока воевали только в   Сирии, где противника и   близко нельзя назвать равным.


Но   самолет не   стал и коммерчески успешным. Если за   «35-м» буквально выстраиваются в   очередь представители разных стран, то   «22-й» не   только запрещено экспортировать —   с   2011 года он   даже не   производится. Возможно, благодаря своей стоимости:   полные затраты на   производство каждого самолета оцениваются в   350 миллионов долларов.


Можно сказать, что «Raptor» буквально на   вес золота. На   февраль 19,7 тонны золота (вес пустого истребителя) стоили как раз 350 миллионов.


Ведутся разговоры о   перезапуске программы и   возобновлении производства F-22, но   на   сегодняшний день его будущее выглядит куда более туманным, чем у   F-35.



1. B-2 Spirit   — $   2,1 миллиарда


Фото: engadget.com

Один из   самых узнаваемых самолетов в   мире, выполненный по   схеме «летающее крыло». Уже при создании он   стал самым дорогим самолетом в   мире (737 миллионов долларов), а   последующие модернизации и   эксплуатация повысили цену каждого «Спирита» до   2 с   лишним миллиардов. Однако хваленые стелс-технологии пока не   дают оснований предполагать, что оно того стоит.


Не   совсем понятно, почему wearethemighty.com, составляя топ, не   внесли в   него, например, сверхзвуковой B-1B Lancer, стоимость которого, судя по   всему, перевалила за $   300 миллионов. Но, в   любом случае, суммы, которые Соединенные Штаты вкладывают в   свои ВВС, поражают.