Cамое мощное оружие Красной армии и Вермахта на начало Великой Отечественной войны

22   июня 1941 гoдa нeмeцкиe вoйскa втoрглись нa   тeрритoрию СССР. Вeрмaxт oблaдaл oтличнoй выучкoй, xoрoшeй связью и   мoщнoй aвиaциoннoй поддержкой. Тем не   менее Красная армия, которую застали врасплох, оказывала сопротивление, а   техника Советов порой поражала немцев. 42.TUT.BY выбрал самые мощные образцы, которые стояли на   вооружении обеих армий на   момент начала войны.



«Russische Kolloss» КВ-2 и   КВ-1

Появление этих танков на   поле боя стало настоящим кошмаром для немецких солдат   — ни   одно противотанковое орудие не   могло пробить броню советских машин.




КВ-2 был вооружен 152-мм гаубицей (до   конца войны ни   один танк не   получил орудия большего калибра). Фото: tanki-tut.ru.

Вот как описывает встречу с   советским тяжелым танком КВ-2 командир 41-го танкового корпуса вермахта генерал Рейнгардт (отрывок из   книги Марка Солонина «22   июня. Анатомия катастрофы»):


«…С трех сторон мы   вели огонь по   железным монстрам русских   — все было тщетно… После долгого боя нам пришлось отступить, чтобы избежать полного разгрома… Они подходили все ближе и   ближе… Один из   них приблизился к   нашему танку, увязшему в   пруду… КВ-2 безо всякого колебания проехал прямо по   танку, вдавив его в   грязь, в   этот момент прибыла 150   мм гаубица (представьте себе размер). Наши артиллеристы открыли огонь прямой наводкой и   добились попадания   — как будто молния ударила… Танк остановился… вдруг солдат из   расчета орудия истошно завопил: „Смотрите!!! Он   поехал!!!“ Танк начал приближаться к   орудию и   вдавил гаубицу, как игрушку, гусеницами в   землю…»




КВ-1. Фото: vspomniv.ru

Экипаж Зиновия Колобанова на   танке КВ-1 в   одном бою в   районе стратегического транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск (ныне Гатчина) подбил 22 танка противника.



«Смертельные 8.8»

Единственным эффективным средством борьбы (кроме авиации) с   советскими танками стала зенитная пушка 8,8   cm FlaK 18/36/37, более известная как «восемь-восемь». Она могла поражать   КВ и   Т-34 на   всех реальных дистанциях боя. Только появившийся ближе к   концу войны советский ИС-2 мог устоять перед немецкой зениткой.




Фото: artofwar.ru

Учитывая эффективность 8,8   cm FlaK, все батареи этих пушек были моторизованными и   могли очень быстро разворачиваться на   позициях. Кроме того, зенитки могли открывать огонь прямо с   тележек, что значительно повышало их   мобильность в   бою.


Страшный урон зенитки наносили не   только самому танку, но   и   экипажу боевых машин. В   американской 4-й танковой дивизии был издан специальный приказ, гласивший, что, если какой-либо танк оказывался поражен огнем 8,8   cm FlaK, уцелевшие члены экипажа могли оказывать помощь лишь тем, кто смог выбраться из   него.



Messerschmitt Bf   109F

Первые истребители Messerschmitt Bf.109 °F «Фридрих» начали поступать на   вооружение люфтваффе в   1941 году, и   уже к   середине года более половины истребительных частей были вооружены этими самолетами.




Фото: www.airwar.ru

«Фридрих» был опасным противником: на   высоте 6000   м он   развивал максимальную скорость 597−600 км/ч и   превосходил здесь все советские истребители, включая серийные МиГ-3.


Трофейный Messerschmitt Bf.109 °F подробно изучил начальник истребительного отдела НИИ   ВВС военинженер 1-го ранга А.Н. Фролов.


Выводы были неутешительными: новые на   тот момент советские истребители уступали «Фридриху» практически во   всем. ЛаГТ-3 проигрывал по   основным летным данным, за   исключением мощности стрелково-пушечного вооружения.


МиГ-3 мог бросить вызов мессеру на   высотах 5000   м и   более, но   бои там происходили крайне редко, а   вблизи земли он   проигрывал более легкому «Фридриху». Як-1 уступал Bf.109 °F в   скорости и   скороподъемности на   малых высотах.


Кроме того, «немцы» были гораздо технологичнее. Советские военные отметили, что у   «мессершмитта» не   вытекало масло из   уплотнений двигателя, как у   советских истребителей, когда заливало даже козырек фонаря. Плексиглас кабин немецких самолетов был куда прозрачнее советского, давая отличный обзор.



Советский «мясник» (Schlächter)

Как только не   называли немецкие пехотинцы советский штурмовик Ил-2: «мясник» (Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Черная смерть» (Schwarzer Tod).


«Ил-2» был отлично вооружен: две пушки   ВЯ калибра 23   мм, 2 пулемета ШКАС, реактивные снаряды, до   400   кг бомб. Была и   специальная противотанковая модификация, оснащенная 37-мм пушками. Нередки были случаи, когда колонны вражеских солдат и   техники засыпались из   самолета самовоспламеняющимся белым фосфором.




Фото: waralbum.ru

Неудивительно, что на   борьбу с   ним немцы бросали все имеющиеся средства, но   подбить штурмовик было непросто: корпус «Ил-2» был выполнен из   гомогенной стальной брони «АБ-1» («АБ-2»), которая закрывала двигатель, кабину пилота, радиаторы и   некоторые агрегаты.


Толщина брони штурмовика доходила до   12   мм (столько   же, а   то и   меньше было у   немецких легких танков) и   была неуязвима для зенитного пулеметного огня. Прозрачная лобовая броня козырька кабины имела толщину 64   мм и   выдерживала 7,62-мм бронебойную пулю, выпущенную в   упор.


От   бронированного советского штурмовика доставалось и   ассам люфтваффе, которые за   живучесть прозвали его «Betonflugzeug»   — «бетонный самолет» или «Zementbomber»   — «цементированный бомбардировщик». Дважды герой Георгий Паршин уничтожил на   «Ил-2» 10 вражеских истребителей.



Опасная «штука»

При всей своей технологической отсталости пикирующий бомбардировщик Ju   87 «Штука» показал потрясающую эффективность во   время войны.


К   началу войны этот самолет безнадежно устарел   — здесь и   невысокая скорость (порядка 300 км/ч), и   неубирающееся шасси, и   общее аэродинамическое несовершенство аппарата.




Фото: minecraft-smp.de

Но   эти недостатки обратились достоинствами самолета: неубираемое шасси позволяло взлетать с   импровизированных аэродромов, расположенных близко к   линии фронта, и   эффективно оказывать поддержку войскам. Вкупе с   плохой аэродинамикой и   воздушными тормозами оно делало скорость пикирования относительно небольшой. Причем летчик мог контролировать пикирование бомбардировщика, при необходимости доворачивая на   цель.


И   если в   битве за   Британию и   в   африканской кампании эти машины понесли большие потери   — 5   декабря 1941 года над Ливией австралийский ас   Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju   87 в   течение нескольких минут   — то   на   Восточном фронте, после уничтожения большей части советской авиации и   полном господстве в   небе, «штука» выполняла свою работу очень хорошо.


Существует тезис, что плохим оружием нельзя хорошо воевать. Немецкий асс Ганс-Ульрих Рудель большую часть своих вылетов совершил именно на   Ju   87, уничтожив сотни танков и   артиллерийских орудий, 4 бронепоезда, два крейсера и   один линкор «Марат». Рудель на   неповоротливой и   тихоходной «штуке» смог даже подбить несколько истребителей противника.



«Катюша», или «Сталинский оргáн»

Боевая машина реактивной артиллерии «БМ-13» могла одним залпом обрушить на   голову врага 16   132-миллиметровых снарядов или 32 82-миллиметровых.




Фото: topwar.ru

Из-за принципиальной особенности детонации реактивных снарядов «Катюш» (встречная детонация, когда подрыв   ВВ осуществляется с   двух сторон, то   есть спереди и   сзади, и   когда две волны детонации встречаются, то   создают гораздо более высокие значения газового давления) осколки имели намного большую начальную скорость и   очень сильно разогревались, достигая температуры 800   °C. В   полете реактивные снаряды издавали оглушительный вой, буквально сводивший с   ума немецких солдат.


За   этот страшный вой снаряды, кстати, получили у   немцев прозвище «Сталинские органы». Впервые немцы познакомились с   этим страшным оружием 14   июля 1941 года, когда скопление вражеских войск и   техники в   городе Рудня было уничтожено залпом батареи реактивной артиллерии.