Четыре «суперпушки» великой войны — как воевала тяжелая артиллерия Первой мировой

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

Пeрвaя мирoвaя вoйнa стaлa кoнфликтoм, в   кoтoрoм свeрxтяжeлaя aртиллeрия пригoдились, пoжaлуй, бoльшe всeгo. Прaвдa, успeшнoсть ee   применения варьировалась от   «абсолютной» до   «никакой». 42.TUT.BY вспоминал самые впечатляющие системы Великой войны.




«Парижская пушка»

Поскольку мы   описываем только артиллерию самых крупных калибров, то   опустим ту   же   «Парижскую пушку» немецкой армии. Несмотря на   параметры и   умение стрелять на   огромное расстояние, она имела скромный калибр в   210 миллиметров и   стреляла снарядами всего в   120   кг.


Другое дело   — сверхтяжелые гаубицы. Снаряды по   300, 500, 900 килограммов «убивали» форты сильнейших в   мире крепостей и   пробивали по   3−4 метра бетона. В   гаубичные снаряды помещалось вдвое больше взрывчатого вещества, чем в   аналогичные боеприпасы для пушек: их   можно было делать менее прочными из-за низкой скорости полета.


Именно гаубицы стали самым ярким примером могущественных крупнокалиберных орудий для прорыва любой обороны. Из-за большого веса их   было тяжело доставить и   установить в   нужной точке, но   Первая мировая вообще была войной «медленной».



Великобритания. Гаубица Виккерса, 305 миллиметров


Фото: wikipedia.org

Хотя англичане имели передовую промышленность, они долгое время пренебрегали возможностью для создания тяжелой артиллерии. Достаточно сказать, что служить при таких орудиях в   британской армии было весьма непрестижно. Еще до   войны отношение к   личному составу тяжелых орудий было похоже на   школьную нелюбовь к   «ботаникам». Никакого героизма, крутости и   полезности за   ними не   признавали.


Но   Первая мировая показала, кто тут чего стоит, и   сторонники традиционной «джентльменской» войны были вынуждены смириться: без тяжелых гаубиц никуда. Самой крупнокалиберной из   них стала 12-дюймовая (305-мм) осадная гаубица Виккерса.


Предназначенная для разрушения мощнейших укреплений, эта артсистема вообще не   могла передвигаться своим ходом. Чтобы добраться до   позиций, 60-тонная пушка разбиралась на   шесть частей и   так добиралась на   тракторах до   нужной точки. На   то, чтоб собрать ее, уходили целые сутки. Но   результат того стоит. С   методичностью метронома пушка каждые 2 минуты отправляла 344-килограммовый снаряд на   более чем 10 километров.


С   помощью таких орудий (и   менее тяжелой артиллерии) англичане прорывали оборону немцев только за   1917 год четыре раза. Правда, было не   совсем понятно, что делать с   этой обороной после прорыва: подтягивать подкрепления не   успевали, наступать за   пределами «зонтика» огня дальнобойных орудий было опасно, и   немцы до   лета 1918 довольно успешно восстанавливали статус-кво. Но   в   конечном счете союзники все   же навязать Германии Версальский мир.


Кстати, гаубица Виккерса оказалась настолько успешной, что заказывалась и   Россией, где входила в   группу ТАОН (тяжелой артиллерии особого назначения). К   1917 году в   Русской императорской армии было не   менее восьми таких гигантов.



Франция. St. Chamond М   1915/16, 400 миллиметров


Фото: army-news.ru

На   начало войны Франция, пожалуй, с   наибольшим презрением относилась к   медлительной тяжелой артиллерии. Все расчеты французского командования были на   стремительную атаку, штыковой удар и   скоротечную победу. Поддерживать атакующие колонны в   атаке должны была легкая скорострельная 75-мм пушка, Mademoiselle soixante quinze, «мадемуазель семьдесят пять».


Но   быстрой победы не   получилось, война стала позиционной, и   французские военные стали заказывать артсистемы одну тяжелее другой. В   отличие от   англичан, конструкторы Франции предпочли железнодорожные орудия, которые было легче подвезти и   подготовить к   стрельбе   — была   бы колея. В   июне 1915 года командование заказало сверхтяжелую систему калибром целых 400 миллиметров   — и   всего через год первые орудия St. Chamond М   1915/16 пошли в   армию.


Такая скорость, кстати, не   случайна. Стволы для новых гаубиц не   пришлось делать заново: нужно было лишь рассверлить стволы старых 340-мм морских пушек до   400   мм.


Для подготовки к   стрельбе новому орудию требовалось всего полчаса (правда, еще были нужны рельсы и   опоры для колес   — чтобы они не   деформировались при выстреле). А   покинуть свою позицию в   случае обнаружения противником состав с   гаубицей мог и   вовсе за   пять минут.


Снаряд весом 641 килограмм мог лететь на   16 километров и   поражать цели с   высокой точностью. От   него не   защищала ни   сталь, ни   бетон: в   октябре 1916 года хватило всего двух удачных попаданий в   занятый немцами форт Дуомон под Верденом (один из   лучших фортов в   мире), чтобы кайзеровские войска начали отступать на   всем участке фронта.


Пожалуй, единственным недостатком St. Chamond М   1915/16 была огромная стоимость: если британцы сумели «отжалеть» России восемь своих гаубиц, то   французы изготовили не   более восьми таких орудий.


Впоследствии Франция замахнулась на   производство еще более монументальной системы калибра 520 миллиметров. Однако она приняла участие в   бою не   на   стороне Франции: простояв на   вооружении до   Второй мировой, орудие было захвачено Германией и   пущено в   ход… под Ленинградом. Там   же довелось в   последний раз пострелять и   400-миллиметровой системе.



Австро-Венгрия. L/15, 420 миллиметров


Фото: howlingpixel.com

В   отличие от   стран Антанты, Австро-Венгрия и   Германия поняли, что тяжелые орудия могут пригодиться в   будущем, задолго до   войны. Уже в   1907 году в   чешской Пльзени на   заводах «Шкода» начали разрабатывать «береговое орудие крупного калибра», как понятно из   названия   — чтобы оборонять побережья от   вражеских флотов. К   началу Великой войны восемь громадных гаубиц были приняты на   вооружение. Планировалось установить их   в   двух четырехорудийных батареях около главных морских баз. Но   строительство батарей велось медленно, и   до   войны на   боевое дежурство встало только одно орудие.


Зато уже первые недели войны показали, что на   суше такие гаубицы могут творить чудеса, и   420-мм монстры поехали «работать» на   фронты. Для перевозки каждой 117-тонной гаубицы требовалось всего 39 вагонов. Для ее   установки требовалось отрыть котлован и   уложить фундамент, а   оборудование позиции занимало до   40 часов труда 150−200 человек. Зато, освоившись на   новом месте, L/15 начинало раз в   пять-шесть минут накрывать противника снарядами весом до   1000 килограмм на   расстоянии до   15 километров.


Первыми под огонь попали русские войска под Тарновом. Один из   выпущенных снарядов полностью уничтожил железнодорожную стрелку, второй убил около 200 человек. Следующей целью гаубицы стала сильнейшая российская крепость Новогеоргиевск. Она сдалась через десять дней обстрела   — в   плен попало больше 80   000 человек.


Другие орудия этого типа воевали на   итальянском и   румынском фронтах: и   там и   там немцы и   австрийцы в   основном побеждали. Несмотря на   малую мобильность, L/15 раз за   разом оказывались в   нужное время в   нужном месте и   утюжили вражеские позиции тяжелыми снарядами. Правда, выиграть войну Австро-Венгрии они не   помогли: часть гаубиц была после капитуляции взорвана расчетами, часть захвачена противником.



Германия. «Большая Берта». 420 миллиметров


Фото: media1.faz.net

Самой успешной и   известной среди сверхтяжелых гаубиц является, безусловно, детище концерна Альфреда Круппа   — немецкая «Большая Берта» или, вернее, L/12. Вопреки легенде, Крупп никогда не   называл так орудие   — гаубицу нарекли инженеры его фирмы в   честь внучки и   наследницы промышленника Берты (вторым названием было «Толстая Берта», вряд   ли это было вежливо со   стороны любящего дедушки).


Это орудие стало наиболее успешным в   первую очередь потому, что техническое совершенство отлично сочеталось в   нем с   доктриной применения. Гаубица была большой, мощной и   вместе с   тем не   требовала длительного времени на   подготовку. Потому она могла лучше всех выполнять возложенные функции: сравнительно быстро подъехать к   вражеским укреплениям, стать на   позицию, начать стрельбу и   проложить дорогу наступающим войскам. Для быстроты передвижения колеса орудия были оснащены специальными «вездеходными» пластинами. А   огонь орудия позволял пробивать восемь метров бетона, или поражать живую силу противника взрывом и   осколками в   огромном радиусе   — в   зависимости от   цели использовались бетонобойные, осколочные или фугасные снаряды.


Звездный час «Большой Берты» наступил буквально сразу с   началом войны. У   немцев было на   тот момент всего две таких гаубицы, которые и   были отправлены к   фортам Льежа, сильнейшей бельгийской крепости. 5   августа 1914 года они начали обстрел фортов.


На   форт, который теоретически был неприступным и   имел гарнизон в   1000 человек, хватало одного дня стрельбы. А   один из   фортов, Лонсен, взлетел на   воздух от   единственного снаряда.


«Убийцы фортов», как стали после этого называть «Берты», дали возможность немцам преодолеть сопротивление неприступной крепости, не   снижая темпов. Так   же успешно прошло и   разрушение фортов крепости Ковно на   восточном фронте   — все закончилось капитуляцией.


Правда, в   карьере «Берт» были и   не   столь удачные моменты. Их   снаряды с   трудом брали армированный бетон укреплений Вердена, а   при обстреле устаревшей русской крепости Осовец две гаубицы и   вовсе были уничтожены контрбатарейным огнем. А   взять Осовец благодаря артиллерии и   вовсе не   удалось, гарнизон оставил его сам.


Всего было сделано от   9 до   12 «Больших Берт», к   ним произвели 18−20 стволов. Последние были слабым местом гаубиц и   быстро изнашивались. На   некоторых орудиях впоследствии стволы были и   вовсе заменены на   менее впечатляющие 305-миллиметровые.


После Первой мировой большая часть орудий была уничтожена, только две штуки увезли в   США для изучения. Впоследствии разные страны еще не   раз возвращались к   созданию сверхтяжелых пушек и   гаубиц   — но   практически всегда с   нулевыми результатами. Временем расцвета этих гигантов была и   осталась Первая мировая.