Еженедельная программа «Вести.net» от 18 февраля 2017 года’ />

Вoзврaщeниe лeгeнды и лeтaющиe aвтoмoбили, битвa зa дoстaвку eды и срaжeниe зa рынoк oфисныx прилoжeний — всe глaвныe тexнoлoгичeскиe сoбытия уxoдящeй нeдeли в итoгoвoм выпускe прoгрaммы Вeсти.net.

Привeт плaнeтa, этo прoгрaммa Вести.net из нашей московской, ничего не означающей студии и начнем мы сегодняшнюю передачу с новости нетехнологической и даже не совсем бизнес свойства. Но сказать резонансной — ничего не сказать. В ночь на пятницу был арестован  Ли Дже Ён — де-факто, человек, управлявший концерном Samsung последние три года. Ли Дже Ен — сын патриарха корпорации Лигонхи, который формально все еще является главой "Самсунга", но из-за болезни от дел отстранился.

К продукции южнокорейской компании это отношения не имеет — речь идет о коррупционном скандале вокруг бывшего президента страны Пак Кын Хе. Ее отправили в отставку еще в конце прошлого года, а начальство "Самсунга" таскали в суд по поводу взяток, которые якобы давались в обмен на одобрение сделок компании. Дело для Кореи громче некуда — тут и импичмент, и концерн, на долю которого приходится одна шестая ВВП страны. Мировой резонанс тоже понятен — даже если люди и не знают, кто там управлял Южной Кореей, то уж "Самсунг" знают все — тем более, что интерес к злоключениям компании был — сомнительная шутка — подогрет самовозгорающимися телефонами Note 7.

Ну, в общем, у корейцев большая компания, сильный бренд — переживут и может быть даже хворать не будут. Вот, иные марки мобильного рынка и вовсе — практически с того света возвращаются.

Владелец бренда Nokia выпустит современную версию легендарной Nokia 3310. Финская компания HMD Global, которой принадлежат права на выпуск устройств под брендом Nokia, привезет на выставку в Барселоне обновленный и, вероятно, такой же "неубиваемый" телефон Nokia 3310.

Характеристики нового устройства не раскрываются, его фотографии также отсутствуют. О том, что 3310 появится вместе с новыми смартфонами на стенде Nokia в Барселоне, сообщил автор VentureBeat Эван Бласс, один из самых надежных поставщиков всяких цеховых утечек, автор знаменитого Твиттер-аккаунта @evleaks. Бласс отметил, что телефон поступит в продажу по цене около 59 евро. По мнению автора VentureBeat, устройство будет интересно в качестве второго телефона для пользователей, ностальгирующих по оригинальному аппарату-легенде и его характеристикам — 10 дней работы от одного заряда батареи и легендарной живучести всей конструкции.

Нокиа 3310 — одна из самых удачных моделей в истории: было продано более 200 миллионов устройств. В этом году модели 3310 исполнится 17 лет.

Сумасшедший успех модели сложился из нескольких факторов, которые в итоге и увековечили модель 3310 в истории мобильных телефонов и в истории мемов. Например, впечатляющая стойкость батареи породила "Это не ты заряжаешь Nokia 3310, это Nokia 3310 заряжает тебя". Беспрецедентная прочность корпуса воспевается в мемах типа "Упс, я уронил Nokia" и "Ты можешь разбить асфальт о Nokia 3310, но ты никогда не разобьешь Nokia 3310 об асфальт".

Телефон стирали, телефоном забивали гвозди, заряжали им пушки и гранатометы, клали под колеса автомобилей и даже автобусов, пытались раздробить блендером, а потом продолжали им пользоваться в штатном режиме. В то время делали телефоны, которые работали дольше — на этом специализировался Philips, — или были еще более живучими, но в 3310 все это дополнялось простотой массового и недорогого аппарата, а также сменными крышками — то есть, важной, особенно для молодежи, возможностью сделать свой аппарат непохожим на другие.

Nokia 3310 — этот небольшой и, в общем, не слишком красивый кирпичик с микросхемами действительно стал своеобразной ироничной иконой, отражением целой предсмартфонной эпохи. И если даже это слух, и никакого наследника 3310 не существует, маркетинговая ставка HMD Global в любом случае может оказаться удачной — журналисты, блогеры и лидеры мнений на выставке в Барселоне точно захотят посмотреть на стенд с легендой мобильного рынка.

Я вот не помню, была ли у меня 3310 — но то, что телефон легендарный, это факт. Так, по-моему, и выглядит то самое тупое орудие, о котором медицинские эксперты в заключениях пишут.

Давайте к новостям, которые нам ближе: российским. на этой неделе в Москву состоялось второе пришествие "Убера" — на этот раз в иной номинации — которая называется по-модному и не очень понятно: фудтек — едотех.

Uber запустил доставку еды по Москве. Компания, владеющая сервисом по заказу такси со смартфона, расширяет сферу своей деятельности: теперь жители столицы могут заказать себе еду из различных ресторанов при помощи приложения UberEats для Android и iOS, а также на сайте ubereats.com. Новый сервис будет заниматься доставкой еды из ресторанов, у которых нет своих курьеров. От конкурентов сервис в первую очередь отличается тем, что его клиенты не будут ограничены минимальной суммой заказа. Вместо этого пользователям предлагается оплачивать фиксированную стоимость доставки — 99 рублей. Рестораны же будут доплачивать за доставку около 35% от стоимости заказа. UberEats не принимает наличные деньги: пользователи приложения могут расплачиваться исключительно банковскими картами.

Как обещают в компании, время доставки заказа в пределах третьего транспортного кольца не должно превышать 32 минут. Для достижения этого показателя UberEats впервые за всю свою международную практику (а сервис работает более, чем в 60 городах мира) начнет принимать на работу курьеров без автомобилей или даже водительских прав.

“На каждый рынок, на который мы приходим, мы смотрим, какие способы доставки работают лучше всего, — рассказывает Юлия Беляк, глава UberEats в России. — И в случае Москвы это пешие курьеры. И это первый способ использования пеших курьеров во всем мире для UberEats".

Uber — далеко не первый игрок на рынке доставки еды из ресторанов Москвы. Так, израильская компания Gett, чей основной бизнес также связан с такси, запустила свой сервис по доставке еды из ресторанов в столице еще в 2015 году. Однако большого успеха не добилась. Во многом оттого, что этот рынок теперь практически полностью принадлежит открытому в 2009 году сервису DeliveryClub. С ним сотрудничает свыше 4,5 тысяч ресторанов. В начале февраля его выкупила Mail.ru Group за немыслимую сумму — 100 миллионов долларов.

Никакой конкуренции со стороны Uber компания не боится — и вовсе не из-за новых влиятельных покровителей, а просто из-за специфики российского рынка.

“Uber очень хорошо зарекомендовал себя на американском рынке, но прецедент с Китаем и прецедент с Яндекс.Такси на российском рынке дал понять, что на азиатских рынках и на российском рынке эта история не работает, — поясняет Андрей Лукашевич, управляющий директор Delivery Club. — Uber до сих пор далеко-далеко отстает от своего конкурента Яндекс. И Facebook все еще не обогнал ВКонтакте и Одноклассники. Gmail до сих пор не обогнал Mail.ru. Яндекс до сих пор впереди Google. Поэтому у российского рынка — свои законы. Важная доля — это отношение с ресторанами, важно знать свою географию. И инструменты — скажем, доставка скутерами, которая отлично работает в Лондоне, — не работают здесь. И здесь уже есть экспертиза у нас, у остальных игроков, и конкуренция у Uber предстоит серьезная… Простая идея для Uber была бы такой — использовать базу такси и доставлять с помощью нее. То, как это работает в одноэтажной Америке: водитель приезжает, звонит, человек выходит, забирает еду. В центре Москвы, если вы хотите гарантировать доставку в течение 45 минут, вам нужно доставлять другими методами. В теплое время это могут быть скутеры, зимой — пешие курьеры и метро. Синергия с такси здесь особо не работает".

Однако недооценивать Uber не стоит. Во-первых, компания обладает одним из самых узнаваемых брендов во всем мире. Во-вторых, Uber известен своими агрессивными методами захвата рынка. В случае с такси Uber доплачивал водителям всевозможные бонусы. Вполне возможно, что подобным образом компания попытается переманить на свою сторону и курьеров.

В сюжете об этом сказано не было, но заявлена доставка пока внутри Третьего кольца и вроде бы "Убер" не всегда выдерживает свой норматив в 32 минуты — но проекту-то три дня от роду. И еще одно: Mail.Ru в лице "Деливери-клуба" храбрится, но есть один момент — UberEats скачают многие, хотя бы из-за бренда, особенно если ссылку на него поставят в основное такси-приложение. А вот "Деливериклуб" таким брендом-платформой для пользователя не является. Они быстро обновили-примоднили свои приложения — но многие ли про них знают? С другой стороны — это в такси революция уже состоялась: житель крупного города с трудом представляет себе, как это —  вызывать машину без приложения или бегать в магазины и кафе за разменом, потому что у водителя нет сдачи. На рынке доставки еды больше половины заказов по-прежнему делают по телефону — ну и оплата курьеру наличными.

Еще одна российская новость — на этот раз уже полностью отечественная. Смотрите — термин "импортозамещение", он такой официозный, что ли — а на самом деле ребята создают собственную экосистему для офисных программ. По-моему, здорово. В этот раз речь о новом мессенджере, точнее — гибриде мессенджера с текстовым редактором.

Российская компания “Новые облачные технологии”, которая занимается созданием отечественной альтернативы офисным программам Google и Microsoft, показала свой корпоративный мессенджер — “МойОфис Логос”.

“Мы рассчитываем именно на корпоративный рынок, — говорит Дмитрий Комиссаров, генеральный директор компании “Новые облачные технологии”. — То есть на рынок, где существует Skype for business либо Same time от IBM. То есть крупные и средние корпоративные клиенты, которые на работе используют почту, а теперь еще используют мессенджер вместе с аудио или видео”. Мессенджер фактически встроен в офисный пакет компании и поддерживает корпоративные списки, рассылки и разграничение прав доступа. То есть пользователь может создавать документ, обсуждая его с определенной группой коллег, как если бы он просто пришел в соответствующее подразделение. "МойОфис Логос" также будет поддерживать то, без чего сегодня не может обойтись ни один из мессенджеров, а именно — чат-боты. “В одном из следующих релизов мы поддержим боты, — обещает Дмитрий Комиссаров. — Просто мы говорим, что в компаниях, где работает несколько сотен человек, вам точно нужен бот “командировки”, “переговорки”, “билеты”, разнообразные административно-хозяйственные функции”.

Новый мессенджер появился на всех основных платформах: Mac, Windows и Linux. Мобильная версия для Android и iOS пока проходит тестирование и выйдет в марте этого года.

Корпоративный мессенджер, офисный пакет — это может показаться скучноватым, но это рынок из 7-8 миллионов компьютеров в государственных компаниях и 3-4 миллиона в частных — немалый, и деньги там точно есть. Но он и не пустой, значительная часть его исторически принадлежала Microsoft. И импортозамещение импортозамещением, но за это место придется еще биться.

Ну и главная мечта любого айтишника — это глобальный рынок. У "МоегоОфиса" такие мечты тоже есть, в этом году они пройдут испытания реальностью.

А теперь —  фантастика. Совсем прямо реальная, приземленная, но способная на полет. В общем — встречаем серийный автожир.

В продажу поступил первый летающий автомобиль. Голландская компания PAL-V начала приём заказов на две модели своих аэрокаров Liberty Pioneer и Liberty Sport, которые готовы к серийному производству. Стоимость автолета начинается от 400 тысяч долларов. В цену входят сам летающий автомобиль, а также небольшой — 30 часов — курс по его эксплуатации. Для полётов владелец должен самостоятельно получить лицензию пилота.

Обе модели PAL-V Liberty представляют собой трёхколёсный двухместный автомобиль со складным пропеллером и двумя двигателями: один для езды, другой — для полётов. Процесс трансформации для взлёта частично автоматизирован и занимает не более десяти минут.

Для взлёта требуется площадка до 200 метров и ещё 200 метров свободной от препятствий территории для набора высоты. Дальность полёта PAL-V Liberty составляет до 500 километров с максимальной высотой полёта до 3,5 километра. Аппарат создан так, что соответствует требованиям и правил дорожного движения, и воздушного сообщения всех основных рынков.

Несущий винт летающего автомобиля PAL-V складывается пополам и крепится чуть выше крыши автомобиля — в таком положении он не мешает на дорогах общего пользования. Инженеры PAL-V запатентовали при этом новый шарнирный механизм складывания. Задний пропеллер также имеет механизм складывания лопастей, благодаря чему он не выступает за габариты транспортного средства, то есть, не ухудшает аэродинамику при перемещении на колесах. Создатели говорят, что от вертолетов летающий автомобиль PAL-V отличает и малошумность, обеспечиваемая небольшой скоростью вращения несущего винта.

Самая большая скорость, которой может достичь голландский аэрокар, как при наземном движении, так и в полете составляет около 180 километров в час. При этом в полете очень сильно возрастает расход топлива и соответственно уменьшается запас хода. Своя масса у летающего автомобиля PAL-V — 680 килограммов, — но при полете он может нести еще и до 230 килограммов груза.

История рождения "летучего голландца" началась в 2008 году – тогда при участии Голландской национальной аэрокосмической лаборатории и Делфтского университета был впервые показан прототип летающего автомобиля. Правда, на тот момент, он только ездил и обладал теоретическим потенциалом полететь. А вот успешно полетел прототип лишь в 2012 году. Изначально компания финансировалась группой частных инвесторов, а затем получила кредит у министерства экономики Голландии. Сейчас этот проект поддерживают три министерства.

Ближайшие два года покажут, станет ли серийное производство летающего авто настоящей революцией на транспорте. Многие футуристы ожидают от этого события такого же скачка в развитии технологий, как в начале XX века, когда люди пересаживались с лошадей и повозок на автомобили. По утверждению маркетологов компании, потенциальными клиентами новой техники в первую очередь могут стать полиция, вооруженные силы и медики.

Голландские авиакары, несмотря на свою дороговизну и очевидную нацеленность на узкую аудиторию, абсолютно точно укладываются в общее видение транспорта будущего, о котором мы совсем недавно рассказывали и в котором уже пытаются застолбить себе местечко Uber, один из основателей Google, словацкая и китайская компании со своими моделями летающих авто и пассажирских дронов.

Мы все чаще даем в своей программе место игровому бизнесу — и вот один из таких случаев. На этот раз — очень интересное исследование, наверное, все же психологии игрока. И не просто какое-то академическое — а о том, как психология эта может сначала испортить людям бизнес, а потом самих же игроков лишить удовольствия.

Аналитики из App Annie отмечают сложившийся на игровом рынке тренд — жизненный цикл мобильных игр сокращается год от года. Так, в 2013 году проекты росли и привлекали новых пользователей на протяжении 100 и более недель. В 2014 году этот временной промежуток сократился наполовину. Сегодня игра для смартфона или планшета достигает максимума своего рыночного потенциала в среднем за 17 недель. После этого начинается спад — игроки теряют интерес и уходят в другие проекты.

Многие аналитики связывают это с потребительскими привычками миллениалов — людей, родившихся в конце 90-х — начале 2000-х годов. Как отмечают многие исследования, представители этого поколения чаще других устанавливают новые приложения и удаляют старые — причем преимущественно игры. Некоторые считают, что виной этому — дефицит внимания. Другие обвиняют моду, которая диктует свой темп потребления: вчера модными были Pokemon GO, сегодня – Marion Run. Так или иначе, но тенденция действительно существует, и некоторые технологические решения ее только подстегнут. Например, HTML5 или мгновенные приложения для Android, которые запускаются без предварительной установки.

По оценкам экспертов, борьба за внимание пользователей приведет к смене основных принципов, на которых построена современная мобильная игровая индустрия. В частности, в прошлое могут уйти нынешние способы заработка игровых разработчиков.

Сегодня создатели игр чаще всего прибегают к freemium-модели монетизации. Ее суть заключается в том, что игра распространяется бесплатно, но требует от игрока много раз выполнять однотипные и безрадостные задачи. В качестве альтернативы (чтобы сэкономить время) игроку предлагают купить игровой предмет или игровую валюту за настоящие деньги. Обычно на это клюет 3-7 процентов от всей аудитории, и именно они приносят основную прибыль. Однако теперь разработчикам становится все труднее удерживать внимание игрока на протяжении долгого времени. Поэтому аналитики предсказывают, что игроделы вскоре сменят тактику и начнут зарабатывать в краткосрочной перспективе, пока их пользователи не нашли себе новую игру.

Есть и еще один способ сохранить преданных фанатов. Для этого в уже успешной игре будут рекламировать новую игру от того же разработчика. Чтобы переманить пользователя в новый проект, ему будут предлагать всевозможные предметы и бонусы.

Эти тенденции, безусловно, отразятся и на самих играх. Вкладываться в создание одной большой, сложной и оригинальной игры станет невыгодно. Вместо этого разработчики будут создавать сразу несколько простых и недорогих игр.

Но увеличение количества нередко ведет к падению качества. И здесь стоит отметить, что подобный этап игровая индустрия уже проходила — в 80-е годы, когда зародившийся рынок домашних игровых приставок оказался перенасыщен огромным числом очень плохих игр. В результате многие компании и студии оказались разорены и были вынуждены буквально зарыть в пустыне и залить бетоном многотысячные тиражи картриджей и дискет с неудачными играми.