Еженедельная программа «Вести.net» от 24 декабря 2016 года’ />

Вeликaя финскaя кoмпaния вeрнулaсь нa трoпу вoйны, рoссийскиe интeрнeт-издaтeли oб aвтoрскoм прaвe, a рoбoты увoзят рoбoтoв пoдaльшe oт тex, ктo притeсняeт рoбoтoв… Глaвныe тexнoлoгичeскиe сoбытия уxoдящeй нeдeли — в итоговом выпуске программы Вести.net.

Привет, планета, это программа Вести.net. Мы снова выходим из нашей московской студии, но следующий выпуск, обещаю вам, будет уже выездным. К этому мы еще вернемся, а сейчас — к событиям недели.

В минувшую пятницу стало известно о главной сделке недели, да и не только недели, в российском высокотехнологическом бизнесе. Как сказано в пресс-релизе, «компания «Мегафон» на пути к лидерству в цифровой трансформации намеревается приобрести контрольный пакет Mail.Ru Group за 740 миллионов долларов».

Официальные объяснения таковы: «Мегафон» с помощью Mail.Ru может создать тариф или даже виртуального оператора Vkmobile — специально под пользователей соцсети, а Mail.Ru, в свою очередь, поможет оператору с анализом больших данных. При этом причины объединения, конечно, лежат в области бизнеса, а не технологий — ведь обе компании и без того контролируются USM Holdings Алишера Усманова.

***

Перейдем к более профильной и понятной для нас теме — дронам. Пока по всем миру спорят, насколько они безопасны, как этих летучие штуки регистрировать и кто будет виноват, когда одна из них грохнется кому-нибудь на голову, кто-то уже начинает зарабатывать на дронах как на курьерах. В общем, мне будет легче, чем другим. Ну, какая разница: что кепка, что каска?

Крупнейшая глобальная сеть продуктовых магазинов 7-Eleven заявила, что «побила Amazon». Компания доставляет товары дронами с июля 2016 года и уже сделала в общей сложности 77 вылетов в штате Невада. Хотя дрон в качестве курьера начали использовать в июле, лишь в ноябре удалось выстроить регулярные доставки из магазинов 7-Eleven — и только в выходные дни.

Пользователи размещают заказы через приложение и там же отслеживают, когда квадрокоптер получил заказ, когда вылетел из магазина и когда прибывает к дому. Этот пресс-релиз от 7-Eleven СМИ получили сразу после того, как в начале недели стало известно, что клиент Amazon впервые получил заказ с помощью беспилотника. Доставка была произведена в начале декабря в Англии.

На то, чтобы житель графства Кембриджшир получил оплаченную видеоприставку Amazon Fire TV и пакетик попкорна, ушло 13 минут. По словам представителей компании, дрон действовал полностью автономно на основе данных GPS-навигатора, вылетев со склада и приземлившись во дворе у клиента.

Не секрет, что у интернет-магазина очень большие планы на сервис Amazon Prime Air, посредством которого по воздуху будут переправляться товары весом до 2,2 килограмма максимум за 30 минут. Правда, по-прежнему есть препятствия в виде жестких законов и правил, ограничивающих применение беспилотников, так что тесты проводятся в основном в сельской местности.

Amazon действительно первым стал доставлять грузы в Англии. У 7-Eleven тоже титул первопроходца, но в Америке. Вообще, интересно наблюдать за тем, как на фоне долгоиграющего обсуждения закона о беспилотниках торговые сети и интернет-компании уже пару лет тестируют доставку товаров с помощью дронов. И, конечно, все это время в СМИ появляются сообщения об очередных «первых» доставках.

С подобными заявлениями уже выступали Google, DHL, китайская компания JD.com, новозеландская Dominoʼs Pizza, российская «Додо Пицца», та же сеть магазинов 7-Eleven. Тут, правда, есть нюанс: компания работает в партнерстве с австралийским стартапом Flirtey, который знаменит тем, что осуществлял те самые доставки пиццы и напитков «Домино Пицца» в Новой Зеландии и учебников в Австралии.

Но, в отличие от Amazon и 7-Eleven, планирующих использовать дроны лишь для доставки потребительских товаров, Flirtey хочет использовать беспилотники для более широкого спектра целей. Стартап уже подписал договор о сотрудничестве с Политехническим университетом Вирджинии и НАСА, в рамках которого будут проводиться тестовые испытания по отправке лекарств в бесплатную медицинскую клинику в Западной Вирджинии. В рамках данного проекта планируется объединить дроны Flirtey с беспилотными самолетами из Исследовательского центра имени Лэнгли (НАСА) и создать таким образом первую в мире автономную службу авиадоставки.

***

Раз уж начали с роботов, ими и продолжим. На этот раз — автомобильными. Google, а точнее, холдинг Apphabet, на этой неделе рассказал, как доподлинно будут выглядеть их первые беспилотники — коммерческий уже, а не экспериментальный вариант.

Первые машины Chrysler Pacifica с автопилотом Google выедут на улицы в 2017 году. Компания Fiat Chrysler объявила о завершении производства 100 минивэнов Chrysler Pacifica в рамках договора с новоявленной фирмой Waymo. Компании обнародовали первые изображения роботизированных автомобилей. Как следует из пресс-релиза, в электрические системы, силовую часть, шасси и другие элементы конструкции автомобилей были внесены изменения с целью их адаптации под систему автопилотирования Waymo. В настоящее время осуществляется монтаж элементов комплекса самоуправления: инженеры устанавливают датчики, специализированный бортовой компьютер, телематические компоненты. Минивэны будут оборудованы модулем с лидаром на крыше, в передней, боковых и задней частях установлены блоки сенсоров. Беспилотные Chrysler Pacifica пополнят парк робомобилей Waymo в начале следующего года.

Напомним, Waymo — это то, во что превратился проект беспилотных автомобилей Google. Компания образована на основе команды по разработке «гугломобилей» и ориентирована, прежде всего, на технологии автоматического управления, которые будут применяться на автомобилях сторонних производителей.

***

И еще немного беспилотных новостей. Uber на минувшей неделе вывел на дороги Сан-Франциско 16 беспилотных такси, не договорившись с департаментом автомобильного транспорта Калифорнии — это что-то вроде ГИБДД. Решили, что договариваться незачем, потому что в каждом такси, пусть они даже и беспилотные, для контроля ситуации сидели водитель и еще один сотрудник Uber. Не уверен, что DMV стерпел бы такое пренебрежение в любом случае, но, как на грех, беспилотник Uber умудрился еще и проехать на красный свет, после чего местные гаишники просто лишили регистрации все 16 машин.

С другой стороны, губернатор соседнего штата Аризона уже пригласил Uber тестировать их беспилотное такси сколько душе угодно, и машины отправили в Аризону трейлером. В общем, есть подозрение, что робот-таксист перестанет быть фантастикой гораздо быстрее, чем мы бы даже этого хотели.

***

А вот новости не из будущего, а будто бы из прошлого. По крайней мере, именно так многими в России воспринимается бренд Nokia: что-то такое теплое и ламповое, ностальгическое. В общем, эти «ламповые» вышли на тропу войны. Скандалы, суды… Бизнес, короче.

Nokia вызвала Apple в суд — cнова. Финская компания подала несколько исков, причем и в Европе, и в Америке, обвиняя корпорацию Стива Джобса в нарушение патентных прав. Жалоба Nokia касается нарушений по 32-м патентам, касающихся технологии производства дисплеев, пользовательского интерфейса, антенн, чипов, кодирования видео и даже программного обеспечения.

Ресурс Ars Technica, добывший исковые документы, приводит даже такой курьезный пример: финны хотят получить с Apple денег за Siri. Работа цифрового помощника при этом описывается на столь общем уровне, что под иск может попасть чуть ли не любое современное приложение, работающее с голосовыми командами. Переводчик с естественного языка переводит, а анализатор – анализирует, зато патент датирован 2000-м годом.

Это новостная повестка. На деле же корни этой истории тянутся еще из 2009 года, когда был подан первый патентный иск Nokia к Apple. Тогда финны были еще лидером мобильного рынка, но, чувствуя угрозу от набирающего обороты iPhone, решили припугнуть конкурента, тем более, что Nokia занялась мобильными телефонами на заре этой технологии и имела огромное количество запатентованных технологий, включая базовые, касающиеся связи GSM вообще.

После двух лет судебных баталий Apple согласилась урегулировать конфликт, выплатив, судя по слухам, несколько сот миллионов долларов. Тогда же стали слышны разговоры о необходимости внести эти базовые патенты в список FRAND — интеллектуальной собственности, которая является основополагающей для рынка и не может быть использована в качестве оружия в конкурентной борьбе. Отчисления по патентам FRAND — минимальные.

Говорил о том же в судах и Google, но вот новая атака патентных троллей. В 2016-м году разыгрывается та же карта: патентный иск к самому сильному игроку, но уже как рекламный ход, который сейчас очень нужен финской компании. Ведь она прямо сейчас выводит свои новые смартфоны на рынок.

Надо сказать, что большой бизнес клеймит патентных троллей, только когда они ему мешают. «Яблочная» корпорация отбивается сейчас от претензий финнов и апеллирует к соглашению FRAND и недискриминации технологий. При этом когда подобный иск к Samsung рассматривался в суде, Apple выступала как жесткий правообладатель. Закаленная многолетними судебными патентными разбирательствами с корейской компанией, она в этот раз подала ответный иск не против самой Nokia, а против сторонних компаний, которые действуют от имени финской компании и защищают патентные интересы. В общем, нам предстоит наблюдать за очередным долгим судебным процессом, во время которого бренды обеих компаний — Apple и Nokia — точно не будут сходить со страниц интернет-изданий.

***

Обратимся к событиям отечественным. Это даже не новости, а, скорее, благое начинание, причем в очень непростой области — авторского права. И в области этой вроде бы и реформировать все надо, и страшно, что пираты все растащат по углам Интернета.

В России разработана концепция Федеральной резервной системы банков знаний. Ее презентовали на пресс-конференции интернет-издатели, представители российского сегмента «Википедии» и электронных библиотек.

За сложной формулировкой скрывается простой принцип. Авторы идеи обещают обеспечить надежное хранение произведений и легальный доступ к ним для пользователей. Предполагается, что в основе системы будет находиться реестр, который станет инструментом для поиска произведений и определения их правового статуса, обеспечения доступа к объектам, перешедшим в общественное достояние или распространяемым под свободными лицензиями, а также защиты прав авторов на атрибуцию и распространение. То есть, создавая такую систему банков знаний, авторы предлагают попутно решить множество проблем с авторским правом. Причем не только в Интернете.

«В последние несколько лет я с ужасом наблюдаю за тем, как ухудшается качество нашей юрисдикции. У нас сейчас интернет-компании находятся в невероятном правовом риске: с одной стороны, огромное количество произведений имеют неурегулированный правовой статус, с другой стороны, есть жесточайшие санкции за нарушение авторских прав. При этом мы даже не знаем, чьи это права по большей части. Вот Владимир выступал на пресс-конференции — 80-90 процентов литературных произведений — «сиротские». Никто их не может использовать, а если кто-то использует, то сразу становится как пиратский ресурс. Поэтому у нас парадокс, что хранители нашей интеллектуальной памяти — это торренты и ресурсы в «серой» зоне. А государственные ресурсы ничего не могут сделать, потому что придумано регулирование, что они ограничены во всем. Поэтому мы собрали ФРС и собрали туда наших богатырей таких НКОшных», — говорит президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.

«Сиротскими» называют произведения, авторы которых неизвестны. Технически использовать, а также хранить такие произведения в электронном фонде библиотеки или архиве на законных основаниях невозможно, поскольку для этого требуется получение лицензии – разрешение правообладателя, или автора, или издателя, или родственника автора. В результате рукописи, фотографии, аудиозаписи и другие материалы вынужденно хранятся на первоначальном носителе и рискуют быть утраченными.

«Это же касается и классики. Бунина! Вообще-то все произведения Бунина охраняются, потому что не прошло 70 лет после его смерти. Но наследников у него нет. Вроде бы. Но точно мы не знаем. Вроде была вдова, которой советская власть платила пенсию, но вдруг найдутся троюродные племянники, как это случается иногда с другими большими писателями», — говорит исполнительный директор АИИ Владимир Харитонов.

По словам авторов концепции, многие положения российского авторского права сегодня базируются на принципах Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, принятой еще в XIX веке. В условиях цифровой эпохи они безнадежно устарели.

«У нас есть очень конкретный пакет реформ, которые хотелось бы провести в авторском праве. Мы хотим, чтобы музеи, библиотеки и архивы по-другому относились к общественному достоянию и к тому, что у них находится в коллекциях, чтобы они не считали это своими материальными вещами. И да, они могут их хранить и прочее, но эта информация должна быть доступна людям, хотя бы находиться в открытом доступе. Там пакет из 10 таких предложений, но главное, чтобы все, что производится за государственный счет, все объекты исследований, произведения при госсподдержке должны переходить в открытый доступ или общественное достояние», — говорит Иван Засурский.

Главные функции будущей системы — регистрация и идентификация произведений, надежное хранение всех идентифицированных объектов за счёт механизмов репликации и распределённого хранения копий, а также защита произведений, опубликованных в открытом доступе, от приватизации, то есть обеспечение главного права автора в информационную эпоху — права поделиться своим произведением.

Надо сказать, что Иван Засурский уже давно исследует тему копирайта. В прошлом году даже запустил антиплагиатный проект «научкор.рф» — базу первоисточников для студенческих дипломов и аспирантских исследований, где любой студент может бесплатно сохранить свой диплом или курсовую, чтобы его работа была закреплена именно за ним. По мнению участников проекта резервной системы знаний, в Интернете отсутствует ключевой набор качественных первоисточников, на основе которых можно было бы иметь экспертизу по разным вопросам. И именно открытый доступ к научной информации и культурным ценностям может обеспечить решение этой проблемы.

С другой стороны, такая позиция пирата для общественного блага находит все большее понимание, по крайней мере, в среде научной. Один из самых известных научных журналов — Nature — в список десяти людей года внес Александру Элбакян из Казахстана, которая еще пять лет назад, будучи студенткой, создала Sci-Hub – фактически, пиратский сайт, который дает нелегальный доступ к 46 миллионам научных статей. Год назад по решению американского суда сайт был закрыт, но тут же открылся в другой доменной зоне. Чтобы было понятно, Nature поставил Элбакян в один ряд с создателем нейросети AlphaGo, обыгравшей чемпиона мира по игре Го, и женщиной-физиком, участвовавшей в эксперименте, подтвердившем существование гравитационных волн.

***

Еще один сюжет из России, только уже не в пользу бедных, но умных, а такой — итоговый. «Лаборатория Касперского» рассказала о том, как кибержулики грабили нас в прошедшем году.

«Лаборатория Касперского» подвела итоги года и обозначила главные тренды в сфере информационной безопасности в 2016 году. Среди них — интерес киберграбителей к банкам (а не к простым пользователям), уязвимость критически важной инфраструктуры, непредсказуемость действий хакеров, использование украденных данных для манипуляции общественным мнением и использование киберпреступниками интернета вещей. В целом, по словам главного антивирусного аналитика Александра Гостева, головную боль экспертам создавали три главных направления.

Три главные темы уходящего года. Программы-шифровальщики, которые блокируют компьютер и требуют денег за расшифровку. Вторая тема — это атаки на банки, не только российские. Причем вывод денег осуществлялся через систему SWIFT. Никогда раньше мы с таким не сталкивались. И тут получился широко известный инцидент с Центральным банком Бангладеша, у которого пытались украсть один миллиард долларов, в итоге украли около сотни. Но история продолжается. Были другие атаки. И, думаю, мы еще про это услышим. И третья тема года — это русские хакеры. Которые заполонили всё, взломали всё, что можно, ответственны за выборы президента США, за глобальное потепление и так далее.

Две трети компаний во всем мире, столкнувшиеся в 2016 году с атаками программ-шифровальщиков (вирусов-вымогателей, требующих за восстановление данных выкуп), полностью или частично потеряли свои корпоративные данные. Среди пострадавших — крупный американский госпиталь и система муниципального транспорта Сан-Франциско. Интенсивность атак с использованием таких «зловредов» увеличилась как минимум вдвое. Количество новых модификаций вирусов выросло в 10 раз, а среди троянцев-вымогателей появилось 62 новых семейства.

В истории с атакой на Центральный банк Бангладеш, во время которой злоумышленники украли 100 миллионов долларов, интереснее всего оказалась не причина (кража денег осуществлялась через межбанковскую сеть SWIFT), а следы хакеров, нашедших уязвимость в сети.

Самое интересно в этой истории то, что вредоносный код, найденный на компьютере в Бангладеш, похож, точнее, мы видели такой же в точности код во время атаки на Sony Pictures пару лет назад. И ответственность за те атаки возложили на северокорейских хакеров, известную группу Lazarus. Сейчас это выглядит так, что северокорейские хакеры ограбили Центральный банк Бангладеша.

И третья тема — «страшные русские хакеры» — на самом деле в течение года не сходила с заголовков западных изданий. И, по словам Александра Гостева, совсем неслучайно. Есть данные о том, что какие-то программы для взлома разрабатывались русскоязычными хакерами. Но, к слову, разработка подобного софта — это как раз специализация русскоязычной хакерской диаспоры в глобальном мире киберпреступности.

«Мы можем сказать, что за атакой на комитет Демократической партии США и за тем, что документы были украдены и выложены на WikiLeaks, документы, про которые говорят, что они повлияли на выборы президента США… Действительно, те файлы, которые были там обнаружены и потом представлены индустрии, которая их нашла… Эти файлы, точнее, не они, но такие же вредоносные программы ранее использовала одна известная русскоязычная хакерская группировка. Она, несомненно, с нашей точки зрения, имеет русскоязычное происхождение. Она светилась в атаках на германский бундестаг, на ряд ведомств на Украине, на ряд СМИ в Скандинавии», — комментирует ситуацию главный антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Александр Гостев.

Среди вызовов, с которыми предстоит столкнуться в 2017 году, эксперты «Лаборатории Касперского» назвали задачи сохранения конфиденциальности данных и тайны частной жизни, а также борьбу с использованием интернет-преступниками кибервалют.

Тут интересен еще один момент: ребята из «Касперского» считают, что следующий год будет годом криптовалют типа биткойна. Это хорошо, потому что биткойны украсть сложно. С другой стороны, ничего более удобного для киберпреступности, чем криптовалюта, тоже пока не придумали.