Еженедельная программа Вести.net от 27 августа 2016 года’ />

Нeйрoсeти в мoбильнoм тeлeфoнe, игры, oснoвaнныe нa гeoлoкaции и рoссийский сeрвис кaк «пoиск пo умoлчaнию» в китaйскoм смaртфoнe – пoдрoбнee oб этoм и нe тoлькo в итoгoвoй eжeнeдeльнoй прoгрaммe Вeсти.net.

Привeт, плaнeтa, этo прoгрaммa Вeсти.net. Мы записываемся в студии на ВДНХ, наслаждаясь последними днями календарного лета.

В конце прошлой недели пришло известие, что лихорадка покемонов, захватившая этим летом Интернет, вроде бы пошла на спад.

Похоже, сумасшедшая популярность мобильной игры Pokemon Go пошла на убыль. По крайней мере, в Америке. Августовский отчет исследовательской компании SurveyMonkey Intelligence указывает на то, что пользовательская база игры упала более чем на 20 процентов с момента своего пика в прошлом месяце. Согласно данным компании, игра достигла своего пика в июле — аудитория составляла почти 40 миллионов еженедельных пользователей (учитывались игроки только из США, которые играли в эту игру по крайней мере один раз в неделю). С тех пор база пользователей Pokemon Go снизилась почти до 30 миллионов человек.

Всего за месяц игра Pokemon Go стала культовой для людей со всего мира. Она появилась в американских App Store и Google PlayMarket шестого июля и буквально за два дня взлетела в топы обоих цифровых магазинов. За эти же 48 часов капитализация издателя игры, Nintendo, выросла на 7,5 миллиардов долларов. Через неделю игра уже была установлена на пяти процентах всех Android-смартфонов жителей США (в других странах, где игра была недоступна, пользователи создавали себе американские аккаунты — указывали в настройках другой язык и регион, чтобы обмануть систему). Эта игра стала популярнее, чем Tinder, а ее ежедневная аудитория стала сравнима с Twitter — и все это меньше, чем за неделю с момента релиза.

Pokemon Go — это мобильная игра, использующая элементы дополненной реальности: она способна накладывать виртуальные объекты на изображение, выводимое на экран с камеры смартфона. Каждый игрок создает себе виртуального аватара, чья задача — ловить и выращивать покемонов, а также сражаться с другими игроками. Штука в том, что в поисках “карманных монстров” нужно перемещаться по реальным местам. Если рядом находится покемон, смартфон завибрирует, и вы сможете поймать зверя.

Интересно, что в 2012 году была создана похожая игра — разработчики из Niantic выпустили игру Ingress. Работала она практически по тем же правилам, только вместо ловли покемонов там нужно было захватывать “порталы”. Она обрела определенный круг фанатов, но массовой истерии вокруг нее не было. Так что успеху Pokemon Go в огромной степени посодействовала огромная популярность вселенной покемонов.

В конечном итоге игра про покемонов почти сломала Интернет: пишут, что запрос “Pokemon Go” обогнал в Google даже “порно”. В сети стали появляться видео, где люди огромными толпами лихорадочно собираются в местах, где появляются редкие покемоны и, немного напоминая зомби, совершают одинаковые движения смартфонами, пытаясь поймать виртуальных Пикачу.

Это была настоящая «мобильная лихорадка» — в самом прямом смысле этого слова. Увлечение игрой Pokemon Go стали называть сумасшествием и болезнью. Поэтому многие встретили информацию о 20-процентном падении аудитории с облегчением.

Похоже, игра начала приедаться. Согласно исследователям из Verto Analytics, коэффициент удержания для мобильных игр обычно довольно низок. И даже самые популярные мобильные игры сохраняют около 30 процентов игроков через неделю после того, как они впервые установили игру. Через месяц, как правило, аудитория мобильных игр останавливается на 15 процентах от количества первых установок. Для сравнения, уровень удержания Pokemon Go составлял почти 60 процентов во время пика игры в середине июля. И это само по себе — историческая цифра на шкале развития мобильных игр.

Ну, что называется, дай бог каждому так пойти на убыль — с аудиторией в 30 миллионов активных игроков в день! Я, человек не активно играющий и быстро теряющий интерес к играм, бросил ловить покемонов еще 4 недели назад. В крошечном крымском Симеизе, где я отдыхал, было всего два покемонских джима — площадки, которые в игре нужно удерживать. И мне ни разу не удавалось закрепиться там больше, чем на пару часов — а у меня 18 уровень: не то, чтоб высокий, но все же… И это при том, что игра до сих пор не вышла в России.

По слухам, Niantic скоро добавит в игру чрезвычайно редких, легендарных покемонов, а главное — возможность торговли между игроками. В этом случае следует ждать новых припадков покемономании. А также — других игр, привязанных к реальному миру.

Еще немного о летних припадках любви к приложениям… На этой неделе та самая Prisma, которая наделала так много шума в июне, стала доступна на телефоне. Prisma — это приложение, позволяющее с помощью нейросети перерисовывать фото или рисунки в определенном стиле.

Теперь на мобильном устройстве может работать небольшая нейронная сеть. При этом не нужно задействовать мощности облака. Это может увеличить привлекательность Prisma для возможного покупателя, и это очень важно, потому что Mail.ru, откуда стартап произошел, по-прежнему тратит немало сил для того, чтобы показать: технология не уникальна, и тем явно снижает рыночную стоимость Prisma. Например, на этой неделе «мэйловский» Artisto, стилизующий видео, показал свой первый брендированный («кофейный») фильтр. А «вконтактовский» дубль Prisma — Vinci — был встроен в мессенджер ICQ. Все, что тут происходит — это, конечно, новый стартап-цирк, по крайней мере — для России.

Но ведь все воюют – хотя, может быть, не так комично. Вот, например, сводки с глобального фронта мобильных операционных систем.

Мировая смартфонная индустрия работает преимущественно в убыток. Об этом свидетельствует новое исследование компании Cannaccord Genuity. Согласно ему, на продаже телефонов зарабатывают всего три производителя. В лидерах, ожидаемо, Apple и Samsung. У первого — самая высокая маржа, 38 процентов. У южнокорейского бренда прибыль значительно скромнее, но тоже довольно заметная — 17 процентов. «Прицепом» к крупнейшим игрокам идет китайская компания TCL — она главным образом за счет недорогих телефонов под маркой Alcatel сумела за прошедший квартал «поднять» двухпроцентную маржу. Любопытно, что компания Blackberry, положение которой весь год было катастрофическим, сумела довольно резко сократить убытки и вышла почти в ноль. Также немного улучшились показатели у Microsoft. Но это только потому, что компания в принципе перестала вкладываться в разработку и производство своих не слишком успешных смартфонов Lumia. А вот южнокорейский LG, напротив, начал терять деньги. В целом прибыль смартфонной индустрии за год снизилась на 6,5 процента. Фактически единственный, кто уверенно зарабатывает на этом рынке, — это Apple. Что касается устройств на Android, их «вытягивает» один Samsung.

Он, кстати, согласно еще одному исследованию от компании Gartner, укрепил свое мировое лидерство как крупнейший производитель мобильных телефонов. Его доля на рынке выросла на половину процентного пункта и составляет 22,3 процента. В то время как главный конкурент – Apple — потерял почти 2 процента рынка — главным образом в пользу китайских производителей Oppo и Huawei.

Это же исследование по большому счету ставит точку в давней и кровопролитной войне операционных систем. Android занимает уже более 86 процентов рынка. IOS же, как сказано выше, почти на 2 процента «просел». Впрочем, если сопоставить два исследования, то получается, что Apple на своих «жалких» 13 процентах рынка зарабатывает почти в 3 раза больше, чем Samsung на 22.

Или вот еще — война в такси. У нас она тоже есть, но, в силу российской специфики, выглядит по-другому. Вызванный таксист — во всяком случае в Москве – скорее всего, подключен сразу и к Яндекс.Такси, и к Gett, и даже, быть может, к Uber. В Америке все выглядит иначе.

Проект Lyft может исчезнуть с дорог США. Схожий с Uber сервис Lyft уже давно ищет покупателя. Представители компании вели переговоры с General Motors, Apple, Google, Amazon и Didi Chuxing, которым сервис хотели продать за 9 миллиардов долларов.

Утверждается, что в какой-то момент Lyft даже предлагали купить самой Uber. Но таких денег за компанию там никто не захотел платить, оценив ее не больше, чем в 2 миллиарда долларов. При этом в начале 2016 года, когда Lyft получила очередную порцию инвестиций, ее рыночная стоимость оценивалась примерно в 5,5 миллиарда.

При этом в последнее время популярность Lyft в США только выросла. За 2015 год ее доходы увеличились на 600%, а в пиковые периоды она обеспечивала обработку 14 миллионов поездок в месяц. У Uber пиковый показатель составляет 62 миллиона поездок в месяц.

Однако, сам факт проведения переговоров подчеркивает, как трудно стало работать на рынке перевозок, на котором люди могут заказать через смартфонное приложение машину с водителем. Совсем недавно Uber согласилcя на слияние с крупнейшим в Китае конкурентом – Didi. Говорят, что сделку инициировал сам Uber. Она положила конец годичному противостоянию Uber China и Didi, которое одному только Uber, по данным Bloomberg, обошлось более чем в 2 миллиарда.

По условиям соглашения, 20% объединенной компании теперь принадлежит Uber Technologic. То есть, американскому сервису вызова такси, пусть не прямым способом, а через слияние, но удалось-таки прописаться на китайской земле и получать прибыль и оттуда.

Сервис Lyft тоже предпринимал попытки зайти на китайскую землю, правда, с другой стороны и неудачно. В начале 2016 года стало известно о планах по созданию глобального альянса Интернет-агрегаторов заказов. Его основали четыре компании: азиатская Grab taxi, индийская Ola, китайская Didi и американская Lyft. Этот альянс собирался бороться именно с Uber. Предполагалось, что клиенты одной из компаний смогут воспользоваться услугами другой во время путешествий.

Например, во время пребывания в Индии постоянный пользователь Lyft сможет обратиться в Ola, не испытывая при этом дискомфорта – оплата будет происходить в привычной для клиента валюте. И судя по тому, что Uber теперь — часть Didi — планы альянса с грохотом провалились.

Да и экономические реалии отрасли таковы, что с рынка начали уходить крупные игроки, конкурировавшие ранее с Lyft и Uber. Например, в конце декабря 2015 года закрылся Sidecar, сославшись на «существенный недостаток капитала» по сравнению с другими конкурентами на рынке. Получается, что смартфонные такси не только продолжают разрушать традиционную модель бизнеса такси, так еще и воюют между собой, поглощая друг друга или объединяясь против общего сильного соперника. И на этом кажущемся хаотичным рынке Uber по-прежнему правит бал.

И это несмотря на то, что глобальный лидер — Uber- продолжает быть убыточным: судя по последним сообщениям, за полгода эти убытки составили больше миллиарда долларов. Куда идут эти деньги — понятно. Неделю назад Uber показал свои первые беспилотные такси. Плюс — демпинг на некоторых рынках, а также эксперименты с ценами: в Сан-Франциско на определенных направлениях введены тарифы, которые дешевле автобуса.

Но эксперименты экспериментами, а вот в Сингапуре на этой неделе начало работать первое роботакси — и это не Uber. А в Финляндии тестируют робоавтобусы. Неизвестно еще чем дело кончится. Вот и у нас КамАЗ с Яндексом представили «ходовой макет» беспилотного микроавтобуса.

А теперь дадим слово моему коллеге, который ездил в Париж посмотреть на китайцев и их продукцию. Под китайцами имеется в виду Huawei, точнее — их бренд Honor. Смотрите сами.

Европейская презентация Honor 8 в Париже была традиционно для компаний из Поднебесной очень яркой. А началась она, как и положено, с рассказа про успехи. Здесь Honor (или Huawei) есть чем похвастать: созданный всего три года назад как ответ на успех продающихся только через Интернет телефонов Xiaomi суббренд Huawei сегодня не просто продает десятки миллионов смартфонов в год, но, что важнее в конкуренции с соотечественниками, присутствует в 70-ти странах мира. В том числе, и в США, откуда в свое время даже материнская Huawei со своим сетевым оборудованием была вынуждена уйти.

Второй любопытный момент презентации: на удивление почти не поминались другие компании. Разок сказали, что собственный процессор от Huawei лучше, чем разработки Samsung и Qualcomm, и, разумеется, намекнули на Apple, но именно намекнули, не называя бренд прямо. Это, видимо, была часть заготовленного ответа на очевидный вопрос про ключевую особенность Honor 8 — двойную камеру. Ровно такая же камера с двумя матрицами и двумя объективами установлена во флагманском смартфоне Huawei — Р9, который щеголяет еще и логотипом культового фотобренда Leica. Презентация Р9 наделала много шума, и вот теперь китайцы предлагают вроде бы тот же функционал, но за меньшие деньги. Напрашивается вопрос: не убьет ли Honor 8 продажи Huawei Р9. В качестве ответа руководство китайской корпорации решило поиграть на слухах о двойной камере в грядущем iPhone.

Президент Honor Джордж Чжао заявил: «Мы сделали камеру с двумя объективами, и это становится стандартной конфигурацией для флагманских устройств. Сегодня если у вас нет двойной камеры, вы вне игры. Два наших смартфона не помешают друг другу. Мы приветствуем конкуренцию внутри компании, она делает нас самих сильнее. В этом — наша культура и философия».

Это, кстати, ответ на еще один вопрос: как далеко будут разводить два бренда? Изначально было предположение, что Honor как поставщик бюджетных смартфонов будет дистанцирован от уже имеющей солидный вес на рынке Huawei. Однако до сих пор, по крайне мере, на российском рынке, сохраняется некоторая если не путаница, то, как минимум, ощущение единой структуры с двумя линейками телефонов.

Итак, официально: так будет и впредь. Генеральный директор Huawei Consumer Business Group в России Оу Ивэй подчеркнул: «У Honor с Huawei на российском рынке — синхронизированные маркетинговые компании. Huawei — это средний и премиальный сегменты, Honor – интернет-бренд. Мы предлагаем молодым потребителям качество, технологии и дизайн. Мы рассчитываем, что этими двумя брендами закроем потребности всех сегментов российского рынка».

С выходом Honor 8 путаницы между Honor и Huawei может стать только больше. Этот смартфон не только по характеристикам очень достойный, но и внешне никак не похож на бюджетное решение. Да, заимствований в дизайне очень много, но заимствовано качественно.

Едва ли не главная фишка этого телефона, по крайней мере, именно ей была посвящена заметная часть презентации — сияние задней крышки в лучах света. Ради этого, как говорят, здесь не просто стекло, а какое-то невероятное количество слоев этого стекла, как-то там особым образом отполированного. И оно не просто блестит — это называется «эффект Авроры».

Вообще деталей, которые должны относить этот смартфон в премиум-сегмент, достаточно. Например, забота об экологии. Как было заявлено, демонстративно белая коробка от телефона полностью перерабатываемая и даже чернила для немногих надписей какие-то разлагаемые. На качество самого аппарата оно, конечно, не влияет, но в глазах европейских потребителей это лишние баллы. Российским же пользователям приготовлен другой момент — поиск Яндекса, предустановленный по умолчанию. Что любопытно, без конфликта с Google, чье требование предустанавливать свой поисковик, российский ФАС посчитала нарушением правил честной конкуренции.

Как это работает? На датчик отпечатка пальцев можно завести запуск приложения, например, поиск Google. Но на российском рынке будет по умолчанию стартовать Яндекс. Тут в чем хитрость: Google не любит, когда сторонние приложения предустанавливают на главный экран. И Яндекса тут не будет — он будет с обратной стороны телефона.

Кстати, это не первый эксперимент Huawei с локализацией. Китайцы были самым мощным партнером Яндекс.Кит — ныне уже отдавшей концы программы российского поисковика Яндекс по завоеванию Android. Это была оболочка над операционной системой со встроенными Я-сервисами. Скончалась программа, предположительно, не без помощи Google.

И вот — каком-то смысле возвращение. Впрочем, прошлая модель Honor вышла в России, как совместный проект с Mail.Group. Тогда на кнопку — не сенсорную, обычную — было выведено управление сервисами Mail: почта, новости и соцсеть «Одноклассники».

Добавим в программу немного шлемов дополненной реальности…

Microsoft раскрыл секрет «начинки» своего шлема дополненной реальности HoloLens. В апреле портал The Verge получил разрешение разобрать одно из устройств. И вот теперь на конференции Hot Chips в Купертино были озвучены подробности того, что именно из него извлекли. Оказалось, что Microsoft, в общем, было что скрывать. Главная «фишка» HoloLens — это так называемый HPU или Holographic Proseccing Unit. Фактически третий процессор в дополнение к графическому и центральному, которые играют вспомогательную роль и служат в основном для запуска и поддержки работы приложений. HPU же отвечает за связку реального мира с виртуальным. Именно он считывает и анализирует окружающую среду, а также «привязывает» голограммы к физическим объектам. HPU обрабатывает информацию со всех сенсоров, а также от своих «коллег» — графического и центрального процессоров. Кроме того, голографический чип считывает все жесты управления и речь пользователя.

Уникальный HPU строился именно для этой задачи и потому устроен весьма специфично. У него 24 ядра, 65 миллионов логических гейтов. Процессор теоретически может обрабатывать до триллиона операций в секунду. Очевидно, стоимость разработки и производства такой сложной системы напрямую влияет и на немалую конечную цену самого HoloLens — около 3000 долларов.

Microsoft HoloLens — это проект, как выражается Microsoft, «cмешанной реальности», нечто среднее между виртуальной и дополненной. В отличие от стандартных AR-проектов вроде Google Glass виртуальные объекты, производимые HoloLens, не «прилипают» к полю зрения пользователя, оставаясь, по сути, спроецированными на плоский дисплей и двигаясь вместе с его головой, а интегрируются в настоящие интерьеры, становясь как бы частью реального мира. В то же время, в отличие от стандартного VR, пользователь не погружен в виртуальную картинку полностью. Передняя поверхность шлема HoloLens прозрачна и позволяет, например, видеть собственные руки и перемещать ими виртуальные объекты.

Кстати, Microsoft делится тайнами HoloLens уже не первый раз. Так, в июне корпорация открыла свободный доступ к платформе Windows Holographic, которая является программной основой шлема. По сути, Microsoft предложил компаниям со стороны взять свою систему и построить на ее базе собственное устройство. Было объявлено о партнерстве с добрым десятком компаний, среди которых такие гиганты как Dell, HP и Intel, а также AMD, Qualcomm, HTC, Acer, ASUS, Lenovo и MSI. Правда, пока не понятно, во что это партнерство может вылиться. Последнее откровение Microsoft выглядит на этом фоне немного вызывающе — мол, платформу-то мы вам дали, но чтобы она нормально работала, извольте сделать вот такой же хитрый процессор. Ну, или купите готовый у Microsoft.

На этой ноте переходим к просмотру видеоролика, то есть рубрике «Фишка недели».