Еженедельная программа «Вести.net» от 28 января 2017 года’ />

Виртуaльнaя рeaльнoсть, признaннaя нa высшeм урoвнe, видeoигрa 40 лeт спустя и кaк будeт «Интeрнeт» пo-китaйски? Эти и другиe IT-сoбытия нeдeли — в итoгoвoм выпускe прoгрaммы Вeсти.net.

Привeт, плaнeтa, с вами — программа Вести.net и события минувшей IT-недели. Новости были у нас не то чтобы потрясающие какие-нибудь устои, но небезынтересные. И начнем мы со всяческих виртуальностей. У нас тут целый VR-блок получился.

Например, такая история — впервые на «Оскара» номинировали VR-мультик, сделанный в общем и целом IT-корпорацией. Ну, то есть, это не то чтобы я придумал в своем профессиональном угаре вынести виртуальную реальность в самое начало. Американские киноакадемики — немолодые люди, по большей части, — решили, что дело это стоит свеч.

На премию «Оскар» номинирован первый фильм, созданный компанией Google для виртуальной реальности. Короткометражная картина «Жемчужина» попала в номинацию «Лучший анимационный короткометражный фильм».

Этот мультфильм был снят в 2016 году в рамках проекта Google Spotlight Story, в нем рассказывается о взаимоотношениях отца и дочери. Одни события плавно сменяются другими, и за пять минут на глазах зрителя проходит вся жизнь героев.

«Жемчужина» нарисована в 360-градусном формате, что позволяет зрителю проникнуться историей, оказавшись в непосредственной близости от героев и взглянув на мир их глазами. Зритель смотрит на происходящее, находясь в виртуальной реальности, с пассажирского сидения машины, где происходит действие картины.

Режиссер фильма – Патрик Осборн, в 2015 году получивший премию «Оскар» за мультфильм «Меню». В подготовке проекта участвовала экспериментальная лаборатория ATAP компании Google, которая, кстати говоря, прилагает большие усилия для того, чтобы создать самую большую коллекцию контента для VR-устройств. В корпорации раньше всех поняли, что без контента у VR-устройств нет будущего, поэтому стали помогать пользователям создавать ролики, фильмы, мультипликационные проекты, взявшись за дело с нескольких сторон. Так, два года назад на майской конференции Google I/O показали аппаратуру для съемки и обработки, а в прошлом году принялись за инструменты для создания стройной истории внутри VR-роликов.

Технический директор проекта Google Spotlight Stories Рашид Эль Герраб поясняет: «Для меня проще простого сейчас удержать ваше внимание. Я здесь, на сцене, вы — в зале и смотрите прямо на меня. И вы точно знаете, что если что-то случится, оно произойдет здесь. Но когда вы погружены в виртуальную историю, фильм — все вокруг вас! И как нам подсказать, куда вам нужно смотреть? Как сказать, где произойдет следующее событие? Как нам не дать вам потеряться или пропустить важный момент в фильме? Google Spotlight Stories решил эту задачу с помощью специальных инструментов. Наши истории будут ждать, когда вы посмотрите в нужном направлении. И в виртуальном фильме, где очень легко потеряться, наша камера будет вас динамически направлять для получения максимально хорошего обозрения событий. Как здесь: мы видим, что вы заинтересованы этим монстром, так что мы продолжим следовать за ним. А если вы потеряетесь в облаках, мы не только вернем ваше внимание изменением музыки, но и можем ввести специального персонажа, который вернет вас к главной истории. Но если вы очень любопытны и хотите осмотреться, то обнаружите множество сюжетных линий и приколов, и других вспомогательных сцен, потому что вокруг вас живой мир».

Все эти инструменты мог использовать и режиссер номинированного на «Оскар» мультфильма «Жемчужина» Патрик Осборн. Однако, как он признался изданию TechCrunch, это оказалось слишком сложно, поэтому он создал музыкальное путешествие, а зрителя ограничил видом с пассажирского сиденья. Таким образом он попытался найти баланс между традиционной и ультрасовременной — 360-градусной — композициями.

Между тем, журналисты полагают, что если «Жемчужина» получит награду, то Американская киноакадемия выделит таким проектам отдельную категорию или даже несколько. И это будет означать настоящее признание и принятие VR-творчества широкой аудиторией.

Смешно, конечно, что оскароносный режиссер подумал-подумал, и решил что все эти разработанные «Гуглом» инструменты для того, чтобы вести правильно зрителя по истории в новой среде — слишком сложная для него штука. Это при том, что Осборн молодой парень. А что уж говорить о маститых и пожилых уже кинодеятелях? К этому вопросу, в общем, мы еще вернемся, а сейчас — немного VR и музейного дела. Ну а что — музейщики совсем не хотят выглядеть пыльными экспонатами, а хотят быть ребятами модными и технологичными.

Государственный музей архитектуры имени Щусева обновил свою виртуальную экспозицию и добавил спецпроект в мобильное приложение для интернет-экскурсий для мобильных платформ iOS и Android. В рамках проекта были воссозданы нереализованные идеи великих архитекторов. Другими словами, виртуальный музей архитектуры позволяет увидеть объекты, которых уже нет, или существовавшие лишь в замыслах творцов.

На самом деле, объектов пока немного, экспозиция довольно скромная. Но, например, можно посмотреть, как выглядел шедевр древнерусского зодчества — Чудов монастырь, — а также узнать, почему архитектору Баженову не удалось реализовать проект по строительству Большого Кремлевского дворца, и зачем снесли часть Кремлевской стены. Особенный интерес вызовут видеоэкскурсии и панорамы проектов советских и иностранных архитекторов — участников конкурса на здание Дворца Советов, возведение которого обещало стать стройкой века. На выбор пользователя — варианты воссозданных архитектурных ансамблей Ивана Жолтовского, Бориса Иофана, американского архитектора Гектора Гамильтона, Ле Корбюзье из Франции. И, конечно, принятый к осуществлению проект Бориса Иофана, Владимира Щуко и Владимира Гейльфрейха. Сделать это можно с помощью короткой видеоэкскурсии, самостоятельного 3D-тура или очков виртуальной реальности. Контент приложения доступен на шести языках: русском, английском, китайском, французском, немецком и испанском.

И еще — это уже наша корпоративная гордость — коллеги из «Интерактивного мультфильма» сделали первую — еще раз — первую детскую игру для «Стима» и виртуального шлема Vive.

Во всяком случае, если речь идет о качественном семейном и русскоязычном проекте, то Волшебный фонарь VR — точно первый в «Стиме». Даже нулевой, потому что доступен он станет только через несколько дней. Это виртуальная детская комната, где можно играть, бегать за котом, а также смотреть на диапроекторе самые известные сказки. При этом родитель имеет возможность присматривать за тем, что происходит в виртуальном мире, на экране компьютера, к которому и подсоединен шлем. И нам очень нравится, какой элегантный способ маркетинга выбрали наши коллеги: для папы, мужа — основного в наше время потребителя видеоигр — такой детский проект дает возможность откупиться от супруги и ребенка, оправдать покупку недешевого шлема.

А теперь, как и обещали, вернемся к немолодым киноакадемикам и оскароносцам — талантам и сильным профессионалам, которые, впрочем, как и все мы, с некоторой робостью стоят перед вывеской «новые интерактивные технологии».

Фрэнсис Форд Коппола собирает на Kickstarter.com деньги на видеоигру «Апокалипсис сегодня». Созданием игры занимается продакшн-студия Копполы American Zoetrope и команда ветеранов игровой индустрии. Среди них — создатели Battlefield и Far Cry, а также Fallout: New Vegas и «Ведьмака». Фрэнсис Форд Коппола 40 лет назад превратил повесть в фильм, а теперь превращает фильм в игру. Другой вопрос: почему был выбран Kickstarter. Ведь на базе краудфандинга пока еще ни у кого не получилось создать хорошую игру. Да и трудно поверить, что великий режиссер с такой талантливой и многообещающей командой не нашел инвесторов для создания игрового мира. Вероятно, в этом конкретном случае площадку по сбору народных средств для реализации чужих идей используют не по назначению, а в качестве PR-инструмента для продвижения только анонсированного, но еще не вышедшего продукта. Организаторы также выложили трехминутный ролик с довольно большим рассказом о предстоящей игре самого Копполы. Хотя странно — в кадре он так и не появляется.

Сейчас разработчикам удалось собрать 55 тысяч долларов из необходимых 900 тысяч, а на достижение цели у них еще есть 29 дней.

Планируется, что игра выйдет осенью 2020 году. Также отмечается, что она не будет следовать сюжету фильма «Апокалипсис сегодня», который вышел на большие экраны в 1979 году.

Тут интересно, что Коппола вспоминает, что впервые столкнулся с игровой индустрией в 1977-м — через пару месяцев после съемок фильма в продажу вышла «Атари-2600″, одна из первых игровых приставок с картриджами.

Но к мысли сделать игру по фильму, похоже, он пришел только через 40 лет. И был удивлен, что его возраст и заслуги не произвели большого впечатления на издателей игр.

«Я быстро понял, что главные игровые студии построили себя по модели больших киностудий Голливуда, и они склонны браться за проекты простые, понятные и без особых рисков. Так что неудивительно, что никто из них не решился делать «Апокалипсис» так, как это видится нам. Предлагали продать права, чтобы сделать из него «шутер» или мобильную игру — но это последнее, что меня интересует. И потому мы надеемся на вашу помощь — и обдумываем множество возможностей отблагодарить вас, включая участие в разработке игры. Я помню, как говорил своему редактору, что чем больше он будет работать над фильмом, тем больше он будет сходить с ума, так что возможно эта игра будет оказывать такое же влияние на вас», — сказал режиссер.

И вся эта история, конечно, выглядит так, что Коппола еще трижды пожалеет, что связался со всей этой гейм-индустрией — да еще с таким странным продуктом — историей про вьетнамскую войну, с упором, насколько можно понять, на реализм выживания в джунглях — то есть, собирание ягод и попытки спастись от тигров на деревьях. Что-то подсказывает мне, что игру эту мы вообще никогда не увидим.

Дальше у нас располагается блок околокитайских новостей. Ну, понятное дело нас больше всего интересует «Чайнанет».

«Великий китайский файервол» становится выше. Министерство промышленности и информатизации КНР сообщило об усилении контроля за деятельностью так называемых VPN-сервисов и незаконных интернет-провайдеров на территории страны. Власти Китая объявили о начале 14-месячной кампании по очистке Интернета.

Кампания подразумевает введение обязательного лицензирования услуг по доступу в Интернет, в частности, деятельности VPN-сервисов, позволяющих пользователям получать доступ к контенту, запрещенному в Китае. С 22 января деятельность нелицензированных VPN-сервисов становится уголовным преступлением.

Технология VPN предполагает, образно говоря, создание виртуального канала или тоннеля, который позволяет передавать зашифрованные данные. Такое сетевое соединение обычно используется в корпоративном секторе, чтобы обеспечить сотрудникам безопасный доступ к корпоративной сети, особенно в том случае, если работник находится за пределами офиса.

Агентство Reuters приводит данные организации Greatfire.org, отслеживающей блокировку сайтов на территории Китая: в КНР в настоящий момент заблокированы 135 из 1000 самых популярных мировых сайтов, включая Google, YouTube, социальные сети Twitter и Facebook. Естественно, многие китайские пользователи полагаются на услуги VPN для доступа к заблокированным сайтам и услугам.

По словам нашего коллеги, российского IT-журналиста, который сейчас работает в Китае, эта игра в кошки-мышки между властями и пользователями длится уже много лет: сначала великий китайский файервол обходили с помощью защищённого соединения pptp, потом власти его заблокировали. Тогда пользователи перешли на протокол Cisco IPsec, после его блокировки жители Китая нашли технологию OpenVPN для обхода государственного интернет-фильтра.

Сейчас началась активность по запрету и этого способа: обнаружив, что кто-то использует VPN для выхода в Сеть, власти «отрубают» ему мобильную связь и Интернет, затем вызывают в полицейский участок для разъяснительной беседы. Между тем, китайские пользователи и тут уже нашли лазейку: VPN-канал стали маскировать под обычный http-трафик с помощью obfsproxy и ScrambleSuit, которые изначально создавались как инструменты маскировки TOR-трафика. На какое-то время доступ к глобальной Сети обеспечен.

Последнее крупное наступление на виртуальные частные сети было в марте 2016 года во время Всекитайского собрания народных представителей в Пекине. Многие компании жаловались, что их платные VPN не функционировали в течение недели.

Эксперты связали начало кампании с предстоящей ротацией партийного руководства, которая произойдет, как происходит раз в десять лет, и ожидается на очередном съезде Коммунистической партии Китая в конце года.

«Великий китайский файерволл», как его называют за пределами Китая, или «Золотой щит» — название, принятое в самом Китае — грандиозная система контроля и слежения в Интернете, созданная в 2003 году китайским правительством в качестве мощного интернет-фильтра для контроля контента.

А теперь история из Китая, именно что из Китая, связанная с IT-знаменитостью. Есть и такие. Сейчас все объясним.

Стало известно, что бывший вице-президент Xiaomi по глобальному бизнесу Хьюго Барра оставляет компанию и присоединится к Facebook, чтобы управлять VR-подразделением, включая производителя шлемов Oculus. Бывший гендиректор Oculus Брендан Ирибе оставил пост в декабре, чтобы возглавить подразделение компании, занимающееся виртуальной реальностью для ПК.

Причем о новой должности Хьюго Барра рассказал Марк Цукерберг в своем аккаунте в социальной сети Facebook: «Я знаю Хьюго очень давно. Начиная с тех времен, когда он еще занимался разработкой операционной системы Android, и до сегодняшнего дня, когда он работал в Пекине на Xiaomi, он дарил инновационные устройства миллионам людей. Хьюго разделяет мое убеждение, что виртуальная и дополненная реальность будет следующей главной платформой. Это даст возможность переживать совершенно новый опыт и быть креативными, как никогда раньше».

Хьюго Барра пришел в Xiaomi в августе 2013 года и стал архитектором успеха компании на международном рынке. До этого он 5 лет работал в Google, где был на должности вице-президента по управлению продуктами Android.