«Это серьезный удар». В Беларуси готовят закон, который сделает полеты дронов еще сложнее

Купить квaдрoкoптeр сeйчaс мoжнo в   любoм мaгaзинe гaджeтoв. Нo «лeтaть» с   ним лeгaльнo oчeнь слoжнo из-зa множества правил и   ограничений. 42.TUT.BY вместе с   представителем Белорусской федерации беспилотной авиации разобрался, где и   как сейчас можно летать, не   нарушая закон, и   какие изменения ждут владельцев дронов в   ближайшее время.



Где можно летать?

По   теперешним правилам, летать можно везде, кроме «зон, запрещенных для использования авиамоделей, без согласования». Сейчас таких зон 256, в   том числе отдельные районы Минска и   крупных городов и   приграничные территории.

Все эти зоны нанесены на Google Maps и публичную кадастровую карту.


Если вы   хотите летать над «запретными» зонами, нужно согласовать полет с   теми, в   чьем ведомстве находятся эти объекты.




Как можно летать?

Подниматься можно на   высоту не   больше ста метров. Устройство должно быть в   пределах вашей прямой видимости (обычно это значит не   дальше 500 метров).


На   дроны массой более 0,5 килограмма обязательно нужно нанести маркировку   — специальную наклейку, устойчивую к   атмосферным воздействиям. На   ней должны быть фамилия, имя и   отчество владельца и   его адрес или   же название и   адрес организации, которой принадлежит устройство.


Большинство любительских дронов работают на   частоте 2,4 Гц   с   плотностью эквивалентной изотропно излучаемой мощности (ЭИИМ) от   10 мВт и   до   100 мВт. По закону, чтобы пользоваться этими частотами, нужно вступить в   Белорусскую федерацию беспилотной авиации и   поставить на   учет свою авиамодель. Вступительный и   годовой взносы составляют одну базовую величину (сейчас это 24,5 рубля).


—   Федерация не   является контролирующим органом, членство мы   никому не   навязываем,   — говорит Глеб Бондарик, заместитель председателя Белорусской федерации беспилотной авиации. —   Мы   рекомендуем: если хотите пользоваться частотой   — желательно вступить.


Правда, в   федерацию вступили далеко не   все любители дронов. Сейчас в   федерации около 200 участников, всего   же, по   оценкам специалиста, в   Беларуси около трех тысяч любительских устройств.




А   снимать можно?

Съемка фото и   видео   — главная функция большинства дронов. Правда, и   здесь есть свои правила. Чтобы снимать с   воздуха, владелец дрона должен получить разрешение Генерального штаба Вооруженных Сил, а   после показать весь отснятый материал. Съемку в   Минске и на массовых мероприятиях нужно согласовать также со   Службой безопасности президента.


По   словам представителя федерации, много времени на   эти согласования не   уходит. Правда, показать весь отснятый материал может быть не   так просто: некоторые дроны делают тысячи фотографий или снимают видео высокого качества   — приходится передавать огромные объемы информации. Прямые трансляции эта норма делает невозможными.


—   Сейчас это болезненная тема,   — отмечает Глеб Бондарик. —   Мы   видим такое решение: разделить республику на   несколько зон. Красная зона   — закрытые для съемки территории, например, атомная электростанция. Желтые зоны   — те, для съемки на   которых нужно согласование, в   том числе в   Генеральном штабе. И   какие-то зоны зеленые   — где можно летать без согласований.




А   через границу как везти?

На   границе с   квадрокоптером могут быть сложности. Если гаджет отнесут к   беспилотным летательным аппаратам, для его перемещения через границу понадобятся разрешения Госкомвоенпрома и   БелГИЭ. При ввозе их   нужно декларировать для таможни. Правда, иногда при ввозе больших партий таможенники оформляют дроны как видеокамеры.


—   Это парадоксальная ситуация. Если вывозишь один   — это беспилотник, а   если ввозишь двадцать штук и   растамаживаешь   — видеокамера. Все потому, что устройство неделимое   — и   беспилотник, и   камера. Оформляют его по   тому пункту правил, по   которому выше налог.




Это всё?

Нет. В   мае 2018 года Национальное собрание приняло новую редакцию Воздушного кодекса. Документ еще не   прошел все этапы утверждения и   не   вступил в   силу. Глеб Бондарик принимал участие в   его разработке и   получил копию документа до   его публикации. Сложностей у   владельцев дронов станет еще больше.


Документ, который сделает обязательным новый Воздушный кодекс,   — сертификат эксплуатанта. Получать этот документ нужно будет тем, кто планирует коммерческое использование дронов. Масса устройства в   кодексе не   уточняется   — по   умолчанию под эту норму попадут все владельцы дронов, которые как-то на   них зарабатывают.


Сейчас такой сертификат получают только коммерческие авиакомпании. Для него нужно собрать длинный список документов, в   том числе данные о   летном составе и   инженерно-техническом персонале, сведения об   их   медицинском освидетельствовании и   допусках к   выполнению полетов.


—   Это сравнимо с   тем, как если   бы вы   купили   бы себе вертолет,   — отмечает специалист. —   Согласитесь, для беспилотника на   1,5 килограмма это не   имеет смысла.


Еще одно нововведение   — обязательная сертификация дронов массой от   7 килограммов (большинство любительских устройств в   эту категорию не   попадает). Это платная процедура, во   время которой устройство проверяют на   соответствие авиационными правилам и   другим нормам. Если все в   порядке, устройство получит сертификат типа или сертификат экземпляра.




Зачем такие сложности?

«Для снижения уровня риска нанесения ущерба»,   — говорится в   пояснении к   новому Воздушному кодексу.


«К   факторам, оказывающим наиболее сильное влияние на   безопасность и   эффективность применения БЛА, относятся разрушение БЛА при столкновении с   землей; нанесение вреда жизни и   здоровью людей или их   имуществу, находящемуся на   земле; столкновение в   воздухе с   другими летательными аппаратами. <…> Чем больше взлетная масса и   скорость БЛА, тем больший вред он   может принести при падении и   тем жестче требования должны быть к   БЛА»,   — пишут составители документа.


Представитель федерации критикует эту норму. В   большинстве других стран сертифицировать нужно только устройства тяжелее 30   кг   — эта цифра гораздо больше, чем белорусские 7   кг.


—   Прямого соотношения веса и   безопасности не   существует. Надо понимать, что обязательная сертификация на   безопасность влияет косвенно,   — уверен Глеб Бондарик. —   Это ситуация абсолютно парадоксальная: в   Беларуси одна-единственная сертификационная лаборатория и   находится она в   ведомстве Госвоенпрома. Госвоенпром ввел эту сертификацию в   Кодекс и   сам   же ее   проведет.


Новый Воздушный кодекс еще не   опубликован и   не   вступил в   силу. Специалист с   нетерпением ждет, когда новый документ опубликуют. После этого обновятся авиационные правила   — в   них подробно опишут процедуры получения новых сертификатов.


—   Мы   как федерация боролись с   этим, как только могли. Эти две бюрократические процедуры отбросили развитие беспилотной авиации далеко назад, это очень серьезный удар,   — признает Глеб Бондарик.


 

Теги: Минск