Ферма-антидепрессант: как белорусы создают игру для борьбы с депрессией

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

Нeдaвнo в   ПВТ кoмпaния Total Games прeзeнтoвaлa уникaльную рaзрaбoтку   — кaзуaльную игру пoд нaзвaниeм Goodville в   жaнрe «фeрмa», помогающую бороться с   депрессией. О   том, для кого мобильное приложение предназначено и   каким образом справляется с   серьезными медицинскими задачами, нам рассказал Алексей Мелешкевич   — основатель компании и   автор идеи проекта.




Алексей Мелешкевич

Игра Goodville кажется простой: ваш персонаж живет на   ферме, ухаживает за   животными и   растениями, общается с   соседями. Однако суть приложения   — в   геймификации известных диагностических инструментов психического здоровья, таких как система оценки когнитивных способностей и   физической активности, тесты настроения. Так, собирая яйца в   курятнике, пользователь проходит тест на   пространственную рабочую память (Spatial Working Memory, SWM), а   разговаривая с   персонажем-художницей   — известный тест Люшера. В   итоге, пока человек наслаждается игровым процессом, приложение накапливает данные о   его состоянии.


Над проектом работает команда из   12 человек   — профессионалов в   областях компьютерной графики, программирования, геймдизайна. Также в   процессе создания приложения принимают участие специалисты в   области медицинской психологии   — кандидат наук Андрей Сокол и   доктор наук Олег Скугаревский. По   словам Алексея Мелешкевича, в   данный момент ведутся переговоры с   европейскими, израильскими и   американскими университетами   — планируется привлечение и   зарубежных специалистов.



«Если вы   хотите бороться с   деменцией   — боритесь с   депрессией»


Игра, запущенная на   смартфоне

Изначально идея была в   том, чтобы сделать приложение для профилактики деменции. С   этим заболеванием сталкиваются многие люди в   возрасте, однако с   большой вероятностью его можно избежать, если держать мозг в   тонусе   — казалось, игры могли помочь в   этом.


—   Но   исследования с   использованием энцефалографов, которые мы   провели с   небольшой фокус-группой, показали: наиболее популярные мобильные игры не   напрягают мозг вообще. Человек, наоборот, расслабляется. Поэтому идею мы   отбросили,   — рассказывает Алексей Мелешкевич. —   И   тогда Андрей Сокол предложил: «Если вы   хотите бороться с   деменцией   — боритесь с   депрессией». Исследования показывают, что депрессия способствует возникновению множества заболеваний, в   том числе сердечно-сосудистых, сахарного диабета, деменции и   Альцгеймера. Я   начал изучать эту тему и   понял, что игры имеют большой потенциал борьбы с   ней.


По   словам Алексея, серьезные медицинские приложения обычно направлены на   аудиторию, мотивированную заниматься собственным здоровьем. В   основном   же пользователи могут осознавать наличие проблем, но   продолжать откладывать их   решение на   потом, предпочитая сиюминутные развлечения долгой работе над собой.


—   Именно поэтому мы   решили сделать полезную игру   — выражаясь метафорически, фастфуд, от   которого растут мышцы. Наши конкуренты   — как обычные игры, так и   приложения, сконцентрированные на   психологическом здоровье человека: тесты, опросники, приложения для медитации и   так далее. У   нас большой опыт разработки игр, и   мы   уверены, что база   — развлекательная часть   — будет очень конкурентоспособной. Но   вдобавок к   этому мы   будем приносить пользу человеку, подтвержденную клиническими испытаниями и   рекомендациями от   таких организаций, как Минздрав и   FDA (США). По   факту это научно-медицинское приложение, не   имеющее аналогов, при этом выглядящее как развлекательное.



«Все мы   играем роли, часто врем сами себе и   окружающим»



Депрессия   — одно из   самых распространенных расстройств психики. По   данным ВОЗ, это заболевание диагностировано у   300 миллионов человек разных возрастов. Оно сопровождается апатией, снижением когнитивных функций, выпадением из   социальной, экономической и   других сфер жизни.


—   Выделяют 3 стадии депрессии. На   2−3-й человеку требуется помощь специалистов и   медикаментозное лечение. Скорее всего, в   таком состоянии он   уже не   скачает приложение   — для него более актуален вопрос, как заставить себя встать с   дивана. Задача игры   — не   позволить людям дойти до   такого самочувствия, предупредить на   более ранних этапах. Мы   хотим, чтобы люди через игру и   взаимодействие с   персонажами узнавали о   неврозах, апатии и   других нарушениях, связанных с   депрессивным расстройством: симптомах, опасностях и   способах борьбы.


На   данный момент SWM и цветовой тест Люшера уже полностью внедрены в   приложение, в   ближайшее время появятся адаптации опросника Бека, висконсинского теста сортировки карточек и   других методов сбора данных.


—   Также система будет анализировать физическую активность,   — продолжает Алексей. —   По   факту нам просто нужно знать двигается человек или нет. Это замкнутый круг   — «сидячий» образ жизни приводит к   апатии, а   апатия является причиной снижения двигательной активности.


В   процессе адаптации методов диагностики разработчики столкнулись с   проблемой: некоторые опросники работают не   очень хорошо, особенно если человек не   мотивирован отвечать честно.


  — Все мы   играем роли, часто врем сами себе и   окружающим. Поэтому одно дело   — проходить тест, находясь под наблюдением психотерапевта, другое   — в   программе, которая не   может распознать ложь. Создавая приложение, мы   тщательно отбирали методы, которые не   связаны с   логическим мышлением человека, а   больше апеллируют к   бессознательному, к   настроению.


Поэтому в   приложении нет прямых вопросов: «Сколько времени в   день вы   спите?», «Как часто думаете о   самоубийстве?». Вместо этого пользователю будут предложены ситуации с   нарративным дизайном и   возможностью выбрать вариант ответа. Такой подход уже доказал свою эффективность.


—   Первое клиническое испытание мы   провели в   мае: по   прототипу проверяли, как себя чувствуют люди, и   сравнивали с   контрольной группой клинических больных. Исследование продолжается до   сих пор, но   первые результаты уже получены   — приложение работает.



«Релиз запланирован на   весну, однако после игра будет совершенствоваться»



Первые результаты диагностики пользователь сможет увидеть уже на   начальных этапах игры. Однако приложение предназначено для долговременного использования.


—   Впереди у   нас очень много работы. Релиз запланирован на   весну, однако после игра будет постоянно совершенствоваться: будут проводиться исследования и   анализ статистики, добавляться новые механики и   контент. Мы   приняли решение пока не   демонстрировать приложение на   игровых конференциях и   форумах, однако активно участвуем в   медицинских мероприятиях от   ПВТ. Также проект был презентован фондам, местным и   зарубежным, и   вызвал большой интерес.


Что примечательно, на   данный момент создатели проекта собираются монетизировать только развлекательную часть приложения. Вся медицинская составляющая будет предоставлена пользователям бесплатно.


—   Мне очень приятно заниматься таким делом   — не   просто думать, как заработать, а   задаваться более глобальным вопросом: как я   могу помочь человечеству? Эта миссия для всей нашей команды гораздо приятнее, чем исключительное извлечение прибыли,   — подытоживает Алексей.




Читайте также





«Отдавать приятно». Рассказываем о   приложении, где можно избавиться от   лишних вещей


«Вы   приглашены». Как белорусская учительница из   сельской школы получила грант от   Google