Генералы за штурвалами: как лучшая авиабаза страны готовится к параду

3 июля в   Минскe сoстoится вoздушный пaрaд кo   Дню нeзaвисимoсти. Крoмe бeлoрусoв   в   пaрaдe примут учaстиe и   рoссиянe нa   сoбствeнныx мaшинax: удaрныx вертолетах Ка-52, многоцелевых истребителях Су-27 и   фронтовых бомбардировщиках Су-34. 42.TUT.BY побывал на   50-й смешанной авиабазе в   Мачулищах, чтобы узнать все секреты предстоящего небесного парада.



Только первоклассные летчики

По   словам командира авиабазы в   Мачулищах, полковника Андрея Лукьяновича, к   полетам на   параде допускаются только летчики первого класса, но   и   среди них — конкурс.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

—   Готовиться к   полетам над столицей мы   начали где-то за   полгода:   дело в   том, что наша авиабаза играет ключевую роль в   организации парада. В   Мачулищи авиационная техника слетается из   всех военных частей в   республике. Нагрузка на   персонал и   инфраструктуру очень большая, приходится тщательно готовить аэродром с заменой бетонных плит для обеспечения интенсивных полетов. Чтобы разместить всех летчиков и   техников, на территории городка оборудовано дополнительно более 200 мест.




Примечательно, что в   этом году вся техника, которую выставляет 50-я авиабаза, —   новая. Ил-76МД, Ан-26 и   Ми-24 прошли капитальный ремонт, к   тому   же мы   получили несколько партий новейших вертолетов Ми-8МТВ-5.


Последние составят в   воздухе ромб из   девяти машин, причем расстояние между вертолетами будет совсем небольшое. Такое под силу только профессионалам, поэтому за   штурвалами — исключительно летчики 1-го класса. Вообще, для каждого пилота большая честь оказаться за   штурвалом 3   июля, рассказал командир.



17 километров на   одном дыхании

Первые полеты для подготовки к   параду начались еще в   апреле, в том числе на новейших, недавно прибывших   Ми-8МТВ-5.




Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Глубина боевого порядка при прохождении над городом всего 8 минут 30 секунд, но   это самые сложные минуты для летчиков (это время, за которое любой житель города будет наблюдать воздушные суда). И   не   только из-за того, что лететь нужно единым боевым строем на   пяти различных скоростях, сам взлет происходит с   четырех аэродромов, после этого мы   собираем все борта в   строй, для чего надо выйти в   заданную точку маршрута.


Первый вертолет, с   национальным флагом, пойдет на   скорости всего 60 км/ч, остальные будут лететь на скорости 160, 200 и   350 км/ч,   замыкает строй огромный   Ил-76 с пятью L-39, летящий   на скорости   500 км/ч. Только представьте, как сложно выдержать такой боевой порядок, даже незначительное отклонение может повлиять на красоту строя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

 

Больше видео вы найдете TUT и   на   нашем канале на   YouTube. Подписывайтесь!


По   словам Андрея Лукьяновича, полет над городом, когда на   тебя смотрят тысячи зрителей, очень волнителен.


—   Полет   — это творчество   сродни творению художника, только вместо холста мы используем небо. Там, в   небе над столицей, очень много позитивных эмоций. Сидя за   штурвалом, ты   знаешь, что на   тебя смотрят соотечественники, и   стараешься сделать все идеально: выдержать скорость, высоту и   ни   на градус не   отклониться от   маршрута. Эти 17   км над городом пролетаешь на   одном дыхании. А   выдыхаешь только после команды «Роспуск».


По   словам Андрея Лукьяновича, вертолеты идут на высоте 150 и 200 м, самолеты возьмут чуть выше   — 250   м. «Могли   бы и   ниже   — улыбается опытный пилот,   — но   требования безопасности не позволяют».



«Минск один такой»: что впечатлило российских пилотов

Первое, что бросается в   глаза на   территории базы,   — чистота и   порядок, при этом   сама она больше напоминает растревоженный муравейник. Десятки летчиков в униформе синего и   защитного цвета, техники и   солдаты энергично передвигаются, готовят к   вылетам технику, которой немало   — в   параде будет участвовать 58 самолетов и   вертолетов, 18 из   которых принадлежат 50-й авиабазе.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Весь день мы   работаем в   режиме нон-стоп, принимая не   только свои, но   и   российские машины, которые будут участвовать в   параде.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

От   ВКС России в   белорусском параде будут участвовать ударные вертолеты Ка-52, истребители Су-27 и   фронтовые бомбардировщики Су-34. Российским коллегам понравился не   только прием на   авиабазе, но   и   местная кухня. Больше всего заграничных летчиков тронули орешки со   сгущенкой.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

—   У   вас очень красивая страна, аккуратная,   — делится увиденным с   борта Ка-52 заместитель командира в/ч 44   440 Александр Жулин. —   Лететь довелось в   плохую погоду, поэтому шли на   малой высоте   — около 100 метров. Путь в   Мачулищи лежал через Хатынь, впервые видел ее   с   высоты птичьего полета. На   меня это произвело сильное впечатление, ведь я   знаю трагическую историю этого места.


В   параде мы   летим сразу за   девяткой Ми-8МТВ-5. Я   первый раз в   небе над Минском, до   этого на   парадах летал только в   Москве и   Санкт-Петербурге. По   нашем   прилете были проведены   все необходимые расчеты, поэтому освоиться было просто.

Замечу, у   ваших пилотов отличная подготовка, с   ними комфортно и   просто летать в   одном боевом порядке. А   Минск и   вовсе особенный город, красивый, пытался сравнить, вспомнить, на   кого он   похож с   высоты, но   так и   не   смог подобрать аналогов. Он   один такой.



Помешать полетам могут только погода и   птицы

У   природы не   бывает плохой погоды, только нелетная. Но   на   памяти Андрея Лукьяновича, для которого это уже пятый парад, такого ни   разу не   случалось.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

—   Перед самим парадом и   каждой репетицией в   воздух поднимаются два самолета-разведчика, которые пилотируют самые опытные летчики в Беларуси генерал-майоры Игорь Голуб и Александр Карев.   Их   задача   —   выполнить метеорологическую и   орнитологическую разведку, проверить качество работы средств связи и радиотехнического обеспечения.   По   результатам   разведки   начальник авиации принимает решение, на   какой скорости и   высоте выполнять полет. В   случае сложных метеоусловий вылет может и не состояться. Кстати, использование реагента (йодистое серебро, сухой лед и кристаллы жидкого азота)   для разгона облаков не   практикуем   — это довольно дорогое удовольствие.


Птицы тоже могут принести неприятности, например, в 2012 году на запуске в   один из   четырех двигателей Ил-76 попала ласточка. Казалось, что может сделать небольшая птица?   Не то что повреждений, даже следов не осталось. Но   полет не состоялся, а   техники скрупулезно провели обследование силовой   установки.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Но   если не   брать в   расчет превратности небесной канцелярии, то   пилоты к   параду полностью готовы.


—   За   полчаса до   вылета отбрасываем все мысли и   сосредотачиваемся на   предстоящей задаче, — рассказывает заместитель командира вертолетной эскадрильи на   Ми-24 майор Сергей Кашков. —   Хотя Ми-24   — ударный вертолет, защищенный тяжелой броней, в   воздухе   — это послушная и   надежная машина. Если нужно, сможет безопасно сесть даже на   одном двигателе. За   время подготовки на   тренажере были отработаны все внештатные ситуации, которые только могут произойти, поэтому неожиданностей в   полете для нас быть не   может.


При этом, полностью полагаясь на   свое мастерство, летчики не   забывают о   приметах: никогда не   надевать новый комбинезон перед полетом, равно как и   новые полетные ботинки.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

—   Все летчики   — народ суеверный, просто с приобретением опыта примет становится все меньше,   — рассказывает заместитель командира 50-й смешанной авиабазы подполковник Дмитрий Солодкий. —   Для меня это уже пятый парад, можно сказать, небольшой юбилей. Больше всего, помню, волновался перед подготовкой к   своему первому полету над Минском в   День независимости   — сбросил целых четыре килограмма за   время тренировок.


Тогда уже был женат, но   супруга посмотрела парад в   записи, только после того как я   приземлился и   позвонил, что все хорошо   — так она волновалась. В   этом году в   строю мы   показываем сложную летную фигуру   — ромб, расстояние между лопастями вертолетов не   больше десяти метров, поэтому каждый должен строго держать заданную скорость полета. Это непросто, и   мы   надеемся, что зрители   оценят.



 

Теги: Минск