Как шведская лодка «потопила» американский авианосец

Кoгдa в   Сeти зaвoдят рaзгoвoр o   дизeльныx пoдвoдныx лoдкax, тo   чаще всего речь идет о   российских субмаринах. Знаменитые «Варшавянки» в   СМИ называют «черными дырами» за   их   незаметность. Хотя на   самом деле есть более совершенные и   малошумные субмарины типа Gotland, обнаружить которые практически невозможно. А   строит их   Швеция   — страна, подарившая миру ряд необычных оружейных систем.




HMS Gotland with USS Ronald Reagan. Фото: wikimedia.org

В   2005 году субмарина HMS Gotland смогла скрытно пройти вдоль всего эскорта группы авианосца, заточенного в   числе прочего на   борьбу с   подлодками противника (в   воздух были подняты даже самолеты), войти в   «красную зону» и   имитировать пуск торпед по   авианосцу USS Ronald Reagan, после чего покинула место учений необнаруженной.


Возможности шведской подлодки настолько впечатлили американских военных, что те   взяли ее в аренду еще на   один год с   целью выработки стратегии отражения бесшумных атак, а   после еще и   продлили срок аренды. HMS Gotland оказался предельно опасен: быстрый, максимально скрытный и   хорошо вооруженный (шесть торпедных аппаратов, 18 торпед, возможность выставить до   48 мин). Благодаря чему так опасна шведская подлодка, читайте на   42.TUT.BY.



Определит корабль по   частоте его электрооборудования

Основной инструмент надводных кораблей для обнаружения подлодок противника   — это сонар. Если говорить простым языком, то   этот прибор похож на   точно настроенное «ухо», работающее по   принципу эхолокации кита или дельфина для создания вокруг себя 3D-карты океана.


Субмарина   же для этих целей использует активный гидролокатор, который посылает акустический импульс и   «прислушивается» к   его отражению. Однако эта система имеет большой минус   — позволяет противнику точно установить местоположение лодки, как только он   засек импульс.




Фото: World Defence News

Поэтому во   время боевых действий, используется в   основном пассивный гидролокатор, при котором подлодка не   издает ни   звука. Чуткость комплекса HMS Gotland настолько велика, что может определить национальную принадлежность идущих мимо кораблей по   рабочей частоте их   энергосистем.


Неудивительно, что эта шведская подлодка выходила победителем на   многочисленных учениях. В   ноябре 2000 года она с   успехом противостояла испанским ВМС в   Атлантике, а   позже французской атомной подводной лодке.



Почему она такая незаметная?

Обнаружить HMS Gotland практически невозможно даже при помощи пассивного сонара. Эта субмарина максимально автоматизирована: чем меньше экипажа, тем меньше шум и   размеры подлодки. В   ее   команде всего 27 человек, для сравнения у   российской дизельной «Варшавянки»   — 52 человека. Для всех механизмов подлодки сделана виброизоляция, корпус выполнен из   маломагнитной стали ОХ-812 и   облицован противогидролокационным покрытием.


Вдобавок к   этому на   лодке установлено 27 компенсирующих электромагнитов, которые полностью исключали обнаружение лодки детекторами магнитных аномалий. За   их   работой следит система автоматического контроля уровней магнитного поля и   управления размагничивающим устройством. Размагничивание   ПЛ производится с   учетом реального (в   данной точке) магнитного поля Земли.


Но   главная фишка лодки   — ее   воздухонезависимый двигатель, позволяющий ей   долго время оставаться под водой. Благодаря единому всережимному электродвигателю и   виброизоляции всех механизмов HMS Gotland просто сливается с   естественным шумовым фоном океана.



До   20 суток без всплытия

HMS Gotland оснащен двумя двигателями Стирлинга, работающими на   дизельном топливе и   жидком кислороде, которые, в   свою очередь, запускают 75-киловаттные генераторы подлодки. Такие генераторы могут как непосредственно воздействовать на   электродвигатель, чтобы при необходимости существенно увеличить скорость, так и   заряжать батареи на   борту. Всё это время выхлопы сжимаются и   остаются на   борту, позволяя «Готланду» находиться под водой до   двух недель подряд   — намного дольше любой другой дизельной подводной лодки.



Внутри подлодки. Фото: researchgate.net

Двигатели Стирлинга шумят намного меньше, чем обычные дизели, поскольку взрывы в   цилиндрах двигателей внутреннего сгорания неминуемо порождают вибрацию, полностью погасить которую неспособны пока никакие амортизаторы.


Для обеспечения требуемой скрытности подлодки при движении под воздухонезависимой   ЭУ предусмотрены устройства для предотвращения образования пузырькового и   теплового следов. При работе стирлинг-генераторов обнаружение   ПЛ затруднено благодаря «чистому» топливу и   высокой степени сгорания его компонентов.



Настоящий хищник

Не   только авианосцы, но   и   атомные подводные лодки представляют для «Готланда» легкую добычу. Например, в   2003 году во   время учений в   Средиземном море в   дуэльной ситуации шведский HMS Gotland выследил и   условно «потопил» атомную французскую лодку и   американскую ПЛА SSN-713 «Хьюстон» класса «Лос-Анджелес». Причем основное предназначение этих американских атомоходов   — выслеживание и   уничтожение подлодок противника.




Фото: naval-technology.com

Для боевых действий HMS Gotland располагает четырьмя носовыми 533-мм и   двумя 400-мм торпедными аппаратами. Вместо торпед шведская подлодка может нести морские мины, которые потом незаметно может выставить на   коммуникации противника. В   дальнейшем   ПЛ могут быть вооружены новыми легкими торпедами типа 46 и, возможно, крылатыми ракетами типа Rb-15 для стрельбы по   береговым целям.


Рабочая глубина погружения HMS Gotland доходит до   320   м. Благодаря особому Х-образному кормовому оперению и   рубочным носовым горизонтальным рулям субмарина может действовать на   мелководье и   совершать крутые маневры.


Всего HMS Gotland провел «в   гостях» у   американцев два года. Насколько был велик их   интерес к   этой подлодке, говорит тот факт, что только за   первый год HMS Gotland провела в   море 4000 часов вместо положенных по   регламенту 2000.