Как устроен «навороченный» школьный IT-центр в городе с населением семь тысяч человек

В   Дoкшицax живeт 6954 чeлoвeкa. Из   прeдприятий   — xлeбoзaвoд и   мoлoчный кoмбинaт, сeaнсы в   кинoтeaтрe   — тoлькo по   воскресеньям. А   в   местной средней школе №   2 программированию учатся 110 детей — и   это только в   младших классах. 42.TUT.BY побывал в   новом IT-центре школы с   современным компьютерами, 3D-принтером и   LEGO-роботами.





«Все родители хотят современными»

Людмила Лукашевич закончила витебский «пед» в   восьмидесятые. Она помнит, как тогда проходила язык программирования Basic на   советском компьютере   БК. Говорит, всегда хотела вести информатику и программировать. В   Докшицах она живет и   преподает почти всю жизнь. Уезжать никуда не   хочет: «нет необходимости что-то менять».


Когда в   ПВТ появились курсы детского языка программирования Scratch для учителей, Людмила сразу на   них записалась. Потом дала объявление в   городской группе «ВКонтакте»: занятия программированием для детей, кто хочет   — записывайтесь. Желающих оказалось очень много.




Людмила Лукашевич

—   Наверное, все родители хотят быть современными, связанными с   информационными технологиями,   — рассуждает она. —   Если не   сами, то   чтобы во   всяком случае дети в   этом точно разбирались.


Сейчас во   вторых, третьих и   четвертых классах «скрэтчем» занимаются 110 человек   — это около 60% всех учеников этого возраста. Для младших школьников занятия платные, они стоят 8 рублей в   месяц, а для пятого и шестого класса — бесплатные (это связано с   нагрузкой детей). Пока Людмила Евгеньевна ведет программирование одна, но   на   курсы записались еще около десяти учителей из   ее   школы.



Программы из   «кирпичиков»

В   Scratch не   нужно писать код. Программу собирают из   «кирпичиков», как конструктор LEGO. Людмила уверена, что это настоящее программирование   — ведь в   итоге получается именно то, что дети задумали. Второклашки, например, делают мультик: сначала задают движение снежинок, а   после смотрят, как они кружат на   экране.




Второклассники демоyстрируют работу со Scratch

—   Можно взять любую сказку, любое стихотворение и   анимировать с   помощью персонажа, добавить звук   — мелодию или свой голос,   — объясняет Людмила.


У   детей постарше проекты сложнее   — целые мини-игры. Людмила показывает длинный список проектов своих учеников. Есть, например, игра для обучения счету. Она задает примеры, принимает ответы, а   после оценивает результат.



«Каждый день кто-то спрашивает, когда начнутся занятия»

Вообще Людмила не   особо понимает, зачем рассказывать про Scratch   — ведь «это уже обыденно и   регулярно», им   в   школе занимаются третий год. Зато охотно показывает новеньких LEGO-роботов и   3D-принтер. Их   привезли в   первых числах декабря. 3D-принтер и   мощные компьютеры проспонсировал Парк высоких технологий, а   LEGO-роботов   — областное управление образования.


По словам учительницы, компьютеры здесь «точно лучшие в   районе» и   «это несравнимо с   тем, что было раньше».


Занятия с   3D-принтером и   LEGO-роботами начинаются в   январе, пока было только одно   — с   роботами. Но   посмотреть на   «железо» дети заходят после уроков и   на   переменах.




Дети показывают LEGO-роботов

—   Каждый день кто-то заходит и   спрашивает, когда начнутся занятия,   — рассказывает учительница. —   Очень много желающих, а наборов всего десять. Считается, что эффективно, когда на   одном   наборе занимается два человека. Стараемся организовать все так, чтобы задействовать максимальное количество детей.



«Быстро разобрался»

Знакомьтесь: Никита и   Паша. Никита учится в   восьмом классе, а   Паша   — в   девятом. Оба постоянно заглядывают в   IT-центр на   переменах и   после уроков, чтобы повозиться с   роботами и   принтером.




Восьмиклассник Никита с   LEGO-роботом

Никита легко объясняет нам, как устроен 3D-принтер. Чтобы было понятнее, мальчики решают напечатать брелок с   логотипом TUT.BY. Паша в   программе быстро делает модель и   запускает ее   «в   печать». Принтер начитает склеивать слои пластика.


—   А   когда ты   этому научился?   — влезаем с   вопросом. —   Занятий-то еще не   было.


—   Как только привезли,   — отвечает за   Пашу Никита. —   Быстро разобрался.




Девятиклассник Паша работает с   3D-принтером

Пока брелок печатается, ребята обсуждают контрольные (Никита ответил правильно на   все вопросы) и   взахлеб спорят о   будущем криптовалют и   майнинга.


Оба мальчика занимаются «скрэтчем», Никита в   мае получил диплом второй степени на   республиканских соревнованиях. В   свободное время учат «взрослые» языки программирования: Паша   — Python, а   Никита   — С++. «Выучишь С++ — будет проще учить C# и   „джаву“»,   — объясняет Никита.




Никита наблюдает за   работой 3D-принтера

Кем быть в   будущем, они пока не   выбрали. Никите интересен дизайн, а   Паше   — программирование. Среди вариантов поступления   — минские вузы, но   тут уж   «как баллов хватит».



«Надо учиться переучиваться»

Людмила с   гордостью говорит, что много ее   учеников поступает в   БГУИР.


—   Образование сейчас не   должно быть таким, что учитель пришел и   сказал, а   дети повторили,   — рассуждает она. —   Мы   должны стараться учить детей добывать знания самостоятельно. Я   стремлюсь направить, а   если что-то точно не   получается   — подсказать. Часто говорю: «поищи здесь». Стараюсь, чтобы дети добывали знания самостоятельно.




Я   думаю, что профессии будут меняться. Это мы   дожили до   пенсии с   одной профессией, а   у   них вряд   ли так получится. Поэтому надо учиться переучиваться. Малышей я   к   этому готовлю: обязательно что-то показываю, но   потом они должны развить свой образец.

 

Теги: Курсы валют