a0259e6a054433ef62927a12c9140694

Машины и люди в мире на батарейках: как видят будущее в Panasonic’ />

Бoльшaя чaсть выстaвoчныx плoщaдeй нa PanaCon — eжeгoднoй мoнoбрeндoвoй выстaвкe и кoнфeрeнции, oргaнизуeмoй япoнскoй Panasonic — пoсвящeнa нoвeйшeй пoтрeбитeльскoй элeктрoникe и бытовой технике. Но не менее интересны другие стенды: там компания предлагает свое видение того, как существующие уже сегодня технологии завтра изменят мир.

У Panasonic уже есть опыт создания так называемых "умных городов" — реализуемых вместе с девелоперами проектов малоэтажных поселков или городских кварталов, где внедряются самые современные технологии в области энергоснабжения, управления инфраструктурой, безопасности и т.п. "Первой ласточкой" стал открытый в конце 2014-го проект Фудзисава в Японии, затем — проекты по внедрению систем "умного" энергоснабжения во французском Лионе и американском Денвере, "умный квартал" в Цунасиме. Наконец, в 2016-м компания объявила об участии в создании "города будущего" в Берлине.

Проект Future Living Berlin (макет на фото выше) подразумевает строительство квартала жилых домов в районе Адлерсхов – это своего рода "берлинское Сколково" с технопарком, исследовательскими учреждениями, редакциями цифровых СМИ и т.п. В домах разместятся 69 квартир, 19 помещений для временного пребывания и интерактивная выставочная зона. Крыши зданий покроют солнечными батареями от Panasonic, а выработанную ими энергию будут хранить разработанные японской компанией аккумуляторы. Отопление, кондиционирование, вентиляция, системы безопасности и решения, облегчающие самостоятельную жизнь пожилым людям — все это поставит для проекта Panasonic.

"Умными городами" в Panasonic не ограничиваются — в компании считают, что ее технологии пригодятся и в транспорте будущего. Во-первых, это батареи: их рассматривают чуть ли не как главную энергетическую технологию XXI века. В январе в США заработала созданная совместно с Tesla Gigafactory — "Гигафабрика", которая после выхода на проектную мощность станет крупнейшим производством такого рода в мире. Помимо этого Panasonic и Tesla (точнее, поглощенная автопроизводителем Solar City, также основанная Илоном Маском) договорились запустить производство солнечных батарей по технологиям японской корпорации на заводе в Баффало.

Такие модули установят на крыши автомобилей Toyota Prius, а, возможно, и Tesla Model 3

Не исключено, что в итоге фотоэлектрические модули окажутся не только на крышах домов, но и на крышах электрокаров Tesla Model 3. По крайней мере, Panasonic не исключила такой возможности, объявляя в конце февраля о доступности солнечной батареи в качестве опции для новой модели гибридного хэтчбека Toyota Prius. 180-ваттный модуль, конечно, не в состоянии обеспечить достаточно энергии для заряда ходовых батарей автомобиля (на это понадобилось бы несколько недель). Но гарантировать частичную подпитку 12-вольтового аккумулятора, питающего бортовые системы, способен вполне.

Аккумуляторы и солнечные батареи — далеко не все, что делает Panasonic для автомобилей. Это еще и экраны, развлекательные системы, системы связи, разного рода датчики, обеспечивающие комфорт и безопасность вождения. Как заявил в январе в интервью CNBC гендиректор Panasonic Казухиро Цуга, японская корпорация надеется расширить сотрудничество с Tesla, начав совместную разработку сенсоров, обеспечивающих автономную езду. Например, в Panasonic сейчас идет работа над фотодатчиком на основе органических пленок с эффектом фотопроводимости. Такая матрица позволит камерам самоуправляемого автомобиля фиксировать объекты на высокой скорости без искажений.

Этот концепт салона "автомобиля будущего", оснащенного решениями Panasonic, компания демонстрировала на ежегодной конференции еще год назад

"Это направление со временем должно стать одной из опор нашего бизнеса, — рассказал в ходе встречи с российскими журналистами глава Panasonic Europe Лоран Абади. — В ближайшие десять лет автомобильную индустрию ждет настоящая революция, которая превзойдет все, что происходило в отрасли все последние годы. Речь об электрификации машин – распространении гибридов и электромобилей. И о том, как в принципе меняют салон автомобиля всевозможные дисплеи, подключение к беспроводным сетям и Интернету, системы помощи водителю (ADAS), которые в будущем могут сделать автомобили автономными (привести к автономному вождению). Это главный тренд". По словам топ-менеджера, в ближайшие годы поставки компонентов, узлов и целых решений автопроизводителям могут составить до трети бизнеса японской корпорации. При этом вступать в конкуренцию с лидерами автопрома и выпускать собственный электромобиль в Panasonic не собираются.

Чтобы прокатиться на транспорте будущего уже сегодня, вовсе не обязательно зарабатывать на Tesla – достаточно жить в Берлине и воспользоваться заработавшим прошлой осенью сервисом Coup (принадлежит компании Bosch) по аренде электроскутеров Gogoro. Они, как и Tesla, работают на аккумуляторах Panasonic, причем аккумулятор сменный. Сотрудники сервиса будут отслеживать уровень батареи припаркованных скутеров и выезжать на замену батарей к тем машинам, у которых осталось меньше 20% заряда — эту и другую техническую информацию "умные" скутеры могут сообщать дистанционно. За 3 евро можно совершить на Coup получасовую поездку, а за 20 евро — арендовать скутер на целый день. Возвращать скутер в определенную точку не надо, достаточно оставить его в границах одного из четырех районов центрального Берлина. В начале марта в Coup сообщили, что расширяют парк с 200 до 1000 скутеров Gogoro – похоже, пробный период оправдал ожидания создателей сервиса.

По мнению Лорана Абади, в обозримом будущем альтернативы батареям как источнику питания для транспорта нет — во имя окружающей среды, экономии невосполняемого сырья и удобства скоро электрифицируется весь транспорт, уже идут разговоры и об электрических самолетах. "Я думаю, в будущем все будет электрическим", — уверен глава Panasonic Europe. Такая технология как водородные топливные ячейки, считает он, не сможет распространиться повсеместно за короткий срок из-за необходимости с нуля создавать сложную инфраструктуру доставки водородного топлива.

Спрос же на традиционные аккумуляторы будет только расти. Уже сейчас поставщики батарей для Tesla и других производителей электрокаров сталкиваются с угрозой нехватки сырья. Один из ключевых компонентов для современных высокоэффективных литиевых батарей, кобальт, рискует оказаться в дефиците после того как группа хедж-фондов в последние месяцы скупила и отправила на склады 6 000 тонн этого металла (около 17% от общемирового годового объема производства), писала в конце февраля The Financial Times. По данным консалтинговой фирмы CRU, мировой спрос на кобальт в 2017-м году превысит предложение на 900 тонн, а в ближайшие пять лет будет расти ежегодно на 20%. С ноября 2016-го по февраль 2017-го цена кобальта выросла на 50% до 21 доллара за фунт. Главные "виновники" такой тенденции — производители электротранспорта и компании, поставляющие им батареи.

Есть у Panasonic решения и из области "умного дома" и "интернета вещей". Причем речь не идёт о полуфантастических (и пока не слишком востребованных рынком) "виртуальных дворецких" с голосовым управлением и полной автоматизации всех систем дома. Японская фирма решила начать с того, что для большинства потребителей важнее всего – комфорта и безопасности.

Большинство игроков этого зарождающегося рынка сейчас видят "умный дом" как своего рода гаджет — забавный (можно включить хлебопечку со смартфона — ура!), но не слишком полезный. Куда важнее, считают в Panasonic, например, создать решения, которые помогали бы пожилым людям, которых в современном обществе все больше, вести полноценную жизнь, обходясь без посторонней помощи. "Умные дома плюс роботизированные технологии, которые бы поддерживали людей дома, – это, на мой взгляд, самое интересное и перспективное направление, — считает Лоран Абади. — Здесь требуется оборудование, софт для подключения и сервис-провайдеры (те, кто будет реализовывать те или иные услуги)".

Уже несколько лет Panasonic и один из крупнейших европейских страховщиков, Allianz, предлагают в Германии потребительское решение, объединяющее датчики от Panasonic и сервисы (колл-центры, службу экстренного реагирования и т.п.) от Allianz. За небольшую ежемесячную плату пользователь получает круглосуточный мониторинг дома на предмет несанкционированного проникновения (датчики на стеклах и дверях) или утечки воды. Сенсоры подключаются по протоколу Bluetooth LE к центральному хабу, который, в свою очередь, связан с центром обслуживания Allianz. По мнению Абади, в будущем аналогичные системы можно будет использовать и, например, для постоянного контроля состояния здоровья пожилых родственников. Пока же разработчики предлагают "потренироваться" на кошках:

Строя грандиозные планы в области автомобильного оборудования и "умных городов", в Panasonic не забывают и об истоках своего бизнеса — бытовой технике и электронике. На конференции во Франкфурте продемонстрировали, в частности, недавно ставшую доступной для предзаказа в России топовую компактную беззеркальную камеру Lumix GH5 — она обладает продвинутым 20,3-МП сенсором, двойной 5-осевой системой стабилизации и умеет записывать видео в разрешении 4K при частоте 60 кадров в секунду, при этом поддерживая "расширенный динамический диапазон" HDR, записывая видео в 10-битном формате 4:2:2.

Демонстрация эффективности двойной системы 5-осевой стабилизации при фотосъемке на качающемся стенде: Lumix GH-5 (слева) против конкурирующей модели

HDR поддерживают и все топовые телевизоры Panasonic, включая OLED-модели: похоже, окончательно отказавшись от 3D, компания (как и ее основные конкуренты) сделала ставку на "расширенный динамический диапазон". Если судить по числу анонсов нового телевизионного контента в формате HDR, ждать повсеместного распространения этого формата осталось недолго; вскоре он станет таким же привычным, как казавшееся когда-то запредельным разрешение Full HD.

Более отдаленное будущее, считают в Panasonic — за прозрачными экранами. Их можно легко встроить в любой интерьер, причем когда изображение на такую панель не передается, она неотличима от слегка затемненного стекла. Технология, подразумевающая проекцию картинки на размещенную между двумя слоями стекла затемняемую пленку, уже готова. Правда, пока ее из-за высокой стоимости предлагают лишь бизнес-заказчикам, в первую очередь — ритейлерам. Тем не менее, на выставке в рамках конференции демонстрировался и прототип "прозрачного" телевизора, выглядит как фантастика: