«На Манхэттене раскупают, у нас — есть в школе». Учитель обществоведения пояснил, зачем его учить

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

В   рубрикe «Зaчeм этo мнe» мы   без всякого занудства передаем слова преподавателей насчет того, почему их   предмет полезный в   реальной жизни (а   не   на экзамене). Мы   уже расправились с химией, физикой и биологией. Кажется, пришло время социо-гуманитарной дисциплины. Говорим об   обществоведении! Как всегда, заметим: если вам уже поздновато это читать, но   у   вас есть свои дети   — сбросьте им   ссылку на   текст.




Фото из   личного архива учителя

«Обществоведение позволяет осмысленно жить в   социуме»

Обществоведение в   расписаниях белорусских школьников появляется всего на   три года   — с   9 по   11 класс. В   этом особенность курса: если по   некоторым предметам идет повторение и   усложнение основы, заложенной в   базовой школе, то   в   курсе обществоведения много информации, которая в   10 и   11 классах появляется впервые.


—   Думаю, не   случайно обществоведение школьники начинают изучать только в   9 классе, ведь этот предмет требует определенной интеллектуальной зрелости для его восприятия и   освоения,   — говорит преподаватель. —   Кстати, большинство социальных наук возникает относительно поздно   — во   второй половине XIX века: научному сообществу потребовалось время, чтобы интеллектуально «дорасти» до   осмысления социума. Хотя можно было   бы начать изучение обществоведения и   в   классе 7−8, ведь проблемы, рассматриваемые в   рамках курса, начинают волновать подростков гораздо раньше.


Виталий подсказывает: скоро должны выйти новые учебники, и   в   них планируют переструктурировать материал.


—   Например, сейчас Конституцию проходят в   11 классе, а   по   новой программе основы правовых знаний будут закладываться уже в   9 классе. Идея в   том, чтобы сразу дать общее представление о   ключевых аспектах существования человека в   социальном мире: о   его восприятии себя, взаимоотношениях с   другими людьми, своей роли как гражданина и   субъекта культуры. А   в   10 и   11 классах эти представления будут конкретизированы, расширены и   углублены.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Особенность обществоведения и   в   том, что эта учебная дисциплина включает в   себя фрагменты знаний большого количества социальных наук. При строгом подсчете можно обнаружить не   менее 20 «наук-источников»! По   словам преподавателя, это сильная сторона предмета.


—   С   одной стороны, эти сведения позволяют задать своего рода систему координат, позволяющих ориентироваться в   социальном мире. С   другой   — предоставляют простор для будущего профессионального выбора. Хотя продуктивным видится и   выделение важнейших социальных наук в   самостоятельные учебные предметы: экономика, политология, право, психология или социология, философия. Особенно важно это для профильного обучения.


Учитель объясняет: в   физическую, биологическую или химическую реальность человек погружен, будучи природным существом. Но   человек становится человеком в   полном смысле слова исключительно в   социальной среде.


—   Каким образом это происходит? Что собой представляет это особая среда обитания человека? Какие правила и   законы в   ней действуют? Какие компетенции необходимы человеку в   социальной среде? На   эти и   другие, более конкретные, вопрос отвечает обществоведение. Предмет нужен, чтобы показать школьнику, что представляет собой его внутренний мир и   мир общественных отношений, как в   нем ориентироваться и   быть успешным. На   самом первом занятии в   9-ом классе мы   учим, что человек   — это не   только биологический организм, но   еще и   социально активный субъект. Вот почему я   повторяю на   занятиях: надо постоянно доказывать свою социально-культурную сущность, ежедневно.



1. Разбираемся в   себе