«Настоящий танк-солдат». Все о Т-34−85, который возглавляет парад на День независимости

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

Ужe кoтoрый гoд пaрaд в   чeсть Дня нeзaвисимoсти вoзглaвляeт тaнк Т-34-85 с   нaдписью «Чeрвoнный» на   башне. Боевая машина хранит на   себе следы от   осколков мин и   снарядов. Конечно, этот танк необычный: он   прошел модернизацию на   140-м ремонтном заводе и   был подготовлен специально для парадов.




Возможно, отметка от   фаустпатрона. Такие следы попаданий фронтовики называли «поцелуй ведьмы»

Сегодня экипаж танка   — всего два человека. Хватит   ли этого для управления боевой машиной, на   какой передаче танк едет в   парадной колонне и   какие изменения были внесены в   конструкцию, читайте на   42.TUT.BY.



Против «Тигров» и   «Пантер»

Танки Т-34 участвовали в   боях с   самого начала Великой Отечественной войны. Первоначально «тридцатьчетверка» превосходила всю немецкую бронетехнику, но   к   лету 1943 года ситуация кардинально изменилась. Тогда на   фронте появились немецкие танки «Тигр» и   «Пантера», броню которых 76-мм пушка, установленная на   советском танке, могла пробить только с   дистанции менее 400 метров. В   свою очередь, пушки новейших немецких машин пробивали лобовую броню Т-34 с   дистанции 1,5   км.




Ситуацию нужно было срочно исправлять. Этому могло способствовать принятие на   вооружение нового танка Т-43, разрабатываемого на   базе «тридцатьчетверки». Однако в   силу ряда причин работы по   танку были остановлены. Зато пригодилась его башня, на   основе которой создали новую для Т-34. В   машине появилась 85-мм пушка, а   лобовое бронирование выросло вдвое   — с   45 до   90   мм.


Именно в   таком виде «тридцатьчетверка» и   знакома большинству по   военным фильмам. Производство танка с   новой башней началось в   1944 году.



Освобождение Минска

Сейчас Т-34-85 можно увидеть в   Минске на   параде в   честь Дня независимости. На   его башне четко видны бортовой номер 145, белая стрела (опознавательный знак второго гвардейского корпуса) и   буква «Л»   — принадлежность к   4-й гвардейской танковой бригаде полковника Олега Лосика. Такая   же надпись нанесена на   памятник-танк возле Центрального Дома офицеров.


Дело в   том, что именно на   Т-34-85 с   номером Л-145, носившем имя «Червонный», экипаж Дмитрия Фроликова первым ворвался в   захваченный фашистами Минск.




Наступление на   Минск готовили в   условиях строгой секретности, чтобы противник не   успел подтянуть резервы. Взвод Дмитрия Фроликова второго июля 1944 года был отправлен на   разведку. Совершив скрытный ночной марш длиной почти 60   км, танкисты вышли к   столице.


В   2.30 Фроликов доложил по   радио: «Нахожусь на   северо-западной окраине Минска. Оборонительные позиции противника заняты не   полностью. Продолжаю выполнять боевую задачу». Генерал Бурдейный отдал кодированный приказ: «555», что означало штурм.


В   бою на   улицах Минска взвод Дмитрия Фроликова уничтожил самоходное орудие «Фердинанд», два зенитных орудия и   противотанковую пушку.




К   сожалению, танкист не   дожил до   победы   — погиб в   феврале 1945 года. Не   пережила войны и   его боевая машина. Поэтому чести носить имя «Червонный» удостоился другой танк-фронтовик, который и   стал символом памяти тысяч   погибших в   войне танкистов.



Замена масла   — раз в   пять лет

—   Когда узнал, что доверят командовать настоящей «тридцатьчетверкой»,   — сильно волновался,   — рассказывает Денис Зевалич, начальник лаборатории кафедры устройства и   эксплуатации бронетанкового вооружения. —   Это настоящий танк-солдат, прошедший войну, только посмотрите, сколько «ран» на   его броне.




Перед тем как встать в   строй, танк был модернизирован на   140-м ремонтном заводе. Нужно было восстановить двигатель, отремонтировать подвеску и   сделать машину чуть более комфортной в   обслуживании, чем оригинал.


—   Поставили систему запуска двигателя воздухом, систему подогрева, чтобы танк лучше запускался зимой, своеобразное Webasto.


На   первых Т-34-76 танковое переговорное устройство работало ужасно. Поэтому командир танка просто ставил механику-водителю ноги на   плечи и   управлял им   при помощи заранее определенных сигналов.




—   На   140-м заводе поставили в   танк отличную радиостанцию. С   ее   помощью отдаю команды механику-водителю. Наш экипаж   — два человека вместо пяти, поэтому в   танке пространства хватает каждому.


Масло в   танке меняется раз в   пять лет или в   зависимости от   пройденного километража. Для замены необходимо несколько десятков литров.


—   Пробег сейчас у   танка небольшой   — машина занята в   основном на   репетиции парада, ну   еще снимается в   фильмах. К   нам нередко приезжают российские кинематографисты, представители Wargaming.



На   параде   — на   третьей передаче

Механик-водитель младший сержант Дмитрий Стефанович четыре года подряд водит танки. Сначала, во   время службы в   шестой отдельной гвардейской механизированной бригаде, Дмитрий служил на   современном Т-72Б.




—   На   то, чтобы стать механиком-водителем Т-34-85, был настоящий конкурс   — многим хотелось управлять легендарным танком на   параде.


По   словам Дмитрия, управлять «тридцатьчетверкой» сложнее, чем «семьдесятдвойкой», но   внутри советского танка можно разместиться с   определенной долей комфорта.


—   Если в   Т-72 передвигать рычаги тебе помогает гидравлика, то   в   Т-34-85 нужно прилагать собственные силы. Это   же касается и   коробки: чтобы переключить передачи, требуется определенное усилие. Сиденье у   меня удобное, можно отодвинуться и   вытянуть ноги, расслабиться после напряженной тренировки.




В   танке установлена пятискоростная коробка передач, но   обычно механик-водитель пользуется только двумя.


—   Первая нужна для движения по   заболоченной местности, преодоления брода,   — поясняет Дмитрий Стефанович. —   Вторая   — для резкого старта, например, когда танк стреляет с   короткой остановки и   ему нужно быстро уйти от   огня вражеской артиллерии. На   параде еду на   третьей передаче   — 12−15 км/ч.




С   места механика-водителя отличная обзорность, которую дает поднятый люк, но   это   же создает и   определенные неудобства.


—   Раньше здесь стояли смотровые приборы, но   их   демонтировали   — обзор не   слишком хороший, а   с   открытым люком ездить очень удобно   — виден весь маршрут в   деталях. Единственное, дождь, пыль и   грязь летят на   тебя. После тренировки форма сразу идет в   стирку. Но   все равно удовольствие от   управления этой машиной получаешь колоссальное!




Увидеть «Червонный» можно будет в   этом году на   параде третьего июля. Легендарный танк возглавит механизированную колонну. По   словам обслуживающих танк военных, у   этой машины большой запас прочности, и   с   памятью о   Великой Отечественной будет жить и   эта «тридцатьчетверка».

 

Теги: Минск