Не имевший аналогов, устаревший, восставший из пепла. Американское издание оценило Су-27

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

С   тex пoр кaк oдин из   лучшиx истрeбитeлeй чeтвeртoгo пoкoлeния   — Су-27   — пoступил в   1985 гoду нa   вооружение ВВС Советского Союза, этот самолет неоднократно подвергался модернизации. Усовершенствованные варианты «сушки» могли эффективно бороться с   более современными противниками   — но   все равно изначальной целью разработки самолета оставалась необходимость завоевания превосходства над американским F-15C Eagle. Издание Military Watch оценивает преимущества и   недостатки одного из   лучших самолетов СССР и   его модернизаций.




Источник: Military WatchУстаревшая элита авиации

И   Су-27, и   F-15 составляли на   середину 1980-х годов элиту авиации Варшавского договора и   НАТО. Впоследствии появились более совершенные самолеты завоевания господства в   воздухе   — такие как F-15X и   Су-35. Последний стал ответом на   информацию, что в   США создаются новые РЛС и   ракеты, которые могут качественно усилить американскую авиацию. Советские конструкторы срочно подготовили ответ, поместили в   корпус Су-27 радиолокационную станцию HO11 и   создали самолет, умеющий работать и   по   земле, и   по   воздуху (сам Су-27 мог вести огонь только по   воздушным целям). Однако, несмотря на   наличие новых самолетов поколений 4++ и   5-го, Россия продолжает модернизировать и   оригинальный Су-27. При этом его главный конкурент   — F-15   — не   только не   будет подвергаться аналогичным модернизациям, но   и   понемногу станет выводиться из   эксплуатации. Дело в   том, что этот довольно удачный самолет оказался со   старта чересчур дорогим и   буквально сразу   же был дополнен значительно более выгодным с   точки зрения затрат F-16.


Что касается оригинального Су-27, то, хотя на   момент создания он   не   имел аналогов по   боевым возможностям и   дальности распознавания противника, к   2000-м он   очень сильно устарел и   отстал от   современных версий F-15 и   истребителя пятого поколения F-22. Долгое время его единственным боеприпасом была ракета Р-27Р с   полуактивной головкой самонаведения   — она требовала, чтобы на   протяжении всего полета ракеты Су-27 был повернут к   цели, и   могла летать всего на   80 километров. Более новые версии этого боеприпаса, такие как Р-27ЭР, могли поражать цель уже на   расстоянии до   130 километров и   были способны лучше противостоять мерам РЭБ. Такие ракеты сделали характеристики Су-27 лучше, но   поставлялись в   очень ограниченных количествах   — денег постоянно не   хватало. Кроме того, даже усовершенствования старой Р-27 не   сделали ее   ровней полноценным современным ракетам с   активными головками радиолокационного самонаведения, подобно AIM-120C. Такие системы позволяют реализовывать на   практике принцип «выстрелил и   забыл», когда от   самолета не   требуется после выстрела сохранять какое-то конкретное положение, а   можно заниматься выполнением других маневров и   задач.




Су-27 с   ракетами Р-27. Источник: Military Watch

Распространение ракет AIM-120C в   американских и   союзных ВВС с   конца 1990-х годов сделало некогда непревзойденный Су-27 весьма устаревшим. Кроме того, истребитель мог бороться только с   другими самолетами: он   не   нес вооружения «воздух-поверхность» и   противокорабельных ракет. Применение Су-27, таким образом, было весьма ограниченным. В   особенности на   фоне того, как сокращался парк ВВС после развала СССР и   как списывались самолеты Су-22 и   МиГ-27 (они были сняты с   вооружения в   1993 году исключительно из-за малого финансирования, их   американские аналоги LTV A-7 Corsair   II дослужили до   2014 года).



Как готовый к   списанию в   утиль самолет «восстал из   пепла»

Более современный вариант Су-27СМ   — он   также относился к   истребителям четвертого поколения   — получил более совершенные системы боевой комплектации. Был устранен один из   основных недостатков оригинала: его сугубо противовоздушная направленность. Управляемое вооружение класса «воздух-поверхность», такое как высокоточная ракета Х-29, резко усилило ударные возможности самолета: теперь он   мог атаковать наземные сооружения, корабли водоизмещением до   10 000 тонн и   даже всплывшие на   поверхность подводные лодки. Современная радиолокационная система позволила истребителю обнаруживать неприятеля на   значительном удалении.


Устаревающую ракету Р-27 заменяли на   разработанную в   1990-х годах более совершенную Р-77. Этот боеприпас имел дальность в   110 километров, и   благодаря активной головке самонаведения обеспечивал даже на   максимальной дистанции вероятность поражения цели в   60−70 процентов. Проблема была только в   том, что ракета шла в   основном на   экспорт   — следовало зарабатывать деньги. Индия, Китай, Алжир с   удовольствием вооружались новейшим изделием, а   российские ВВС вынуждены были обходиться старой доброй Р-27. Ситуация начала меняться только в   середине 2010-х.


При этом даже при модернизации для Су-27СМ возможности истребителя за   пределами прямой видимости сильно отставали от   современных боевых самолетов России, США и   догонявшего их   Китая с   его последними версиями «Шэньян J-11B». Последний, изначально бывший тем   же Су-27 и   собиравшийся из   российских комплектующих, сильно прогрессировал со   временем и   получил передовые системы местного производства.


Снова оказавшись в   отстающих, российский самолет пережил еще одну модернизацию, результатом стали варианты Су-27СМ2 и   СМ3. Взлетный вес самолета вырос, появились дополнительные точки подвески (теперь он   мог нести 12 ракет   — в   полтора раза больше, чем F-15C Eagle), а   новые двигатели с   повышенной тягой сделали истребитель быстрее и   маневреннее. На   самолет не   пожалели ракет Р-77, несмотря на   их   дороговизну. По   оценкам, истребитель стал почти вдвое эффективнее Су-27С, а   по   наземным целям он   работает втрое эффективнее. Значительно выросла обзорность: четыре новых дисплея давали летчику куда более всеобъемлющую картину, чем раньше.


Military Watch заключает, что новая модернизация была значительно радикальнее предыдущей и   поистине смогла вернуть Су-27 «в   его положение времен холодной войны»   — то   есть он   снова стал одним из   лучших самолетов мира. Таким образом, казалось   бы, готовый к   списанию в   утиль самолет смог удачно вернуться в   строй   — он   буквально «восстал из   пепла».



Основа истребительного флота России


Су-27СМ3. Источник: Military Watch

Наиболее важным усовершенствованием в   Су-27СМ3 стал радар «Ирбис-Е» с   активной фазированной решеткой   — такой   же, как и   на   истребителях Су-35. Он   был разработан в   2009, а   поступил на   вооружение в   2014 году и   стал одним из   самых совершенных систем для ведения воздушного боя. Он   способен обнаруживать цели размером с   самолет на   дальности более чем в   400 километров и   отслеживать до   30 целей в   воздухе или четыре на   земле. С   таким радаром самолет может отстреливать ракеты по   восьми противникам сразу с   высокой вероятностью поражения. Имеется информация, что даже стелс-истребители могут быть обнаружены этим радаром   — правда, на   более скромном расстоянии, до   80 километров.


Версия Су-27СМ3 является, таким образом, полноценным истребителем поколения 4+ и   на   ближайшие десятилетия должна стать основой истребительного флота России вместе с   перехватчиками МиГ-31БСМ. Последние, кстати, тоже представляют собой глубокую модернизацию весьма старого самолета (он   состоял на   вооружении с   начала 80-х, а   базовая модель МиГ-25   — вообще с   конца шестидесятых). Авионика, системы РЭБ и   датчики Су-27СМ3 очень похожи на   таковые у   Су-35, но   его эффективная площадь рассеяния больше почти на   треть   — самолет гораздо легче обнаруживается радаром.




Источник: Military Watch

Другими преимуществом Су-35 являются векторы с   изменяемым вектором тяги, делающие самолет сверхманевренным   — чего нет у   Су-27СМ3. Однако плюсом модернизированного 27-го является его сравнительно низкая стоимость. Также он   превосходит по   эффективности китайский J-11B и   российский Су-30. Обновление парка истребителей до   этой версии дает российским ВВС больший эффект, заявляет Military Watch, чем замена всех самолетов на   Су-35.