Новая песня Wargaming на старый лад: обзор финальной версии Master of Orion (и розыгрыш ключей)

В   фeврaлe этoгo гoдa кoмпaниeй Wargaming былa вoскрeшeнa oднa из   нeкoгдa пoпулярнeйшиx игрoвыx сeрий   — Master of   Orion, принaдлeжaщeй к   жaнру 4X-стрaтeгий (исслeдуй, рaсширяй, эксплуaтируй, уничтoжaй). Спустя пoлгoдa нахождения в   стадии раннего доступа, игра, наконец, вышла в   релиз, и   теперь доступна всем желающим. А   каким именно изменениям она подверглась за   время тестирования и   стоит   ли тратить время на   построение своей космической империи читайте в   нашем обзоре.




Изображение: WG   LabsНедостатки предрелизной версии

В рецензии на   предварительную версию игры главным недостатком перезапущенной франшизы мы   назвали чрезмерно упрощенный игровой процесс   — колонизировать звездные системы было очень легко, а   враги часто следовали лишь одним им   понятной логике.


Так, например, при попытке захвата принадлежащих вражеской стороне колоний игроки просто не   встречали серьезного сопротивления. В   результате чего все сражения превращались в   скучное и   монотонное занятие, где выигрыш той или иной стороны зависел лишь от   количества кораблей во   флотах противоборствующих сторон, а   никак не   от   тактики ведения боя.




Изображение: WG   Labs

Еще одним существенным недочетом февральской версии игры можно считать практически нулевое влияние дипломатии. Зачастую казалось, что лидеры противоборствующих рас предлагают или отвергают предложения о   сотрудничестве совершенно случайным образом, нисколько не   обращая внимания на   уже сложившиеся в   ходе игры внешнеполитические связи.


По   словам разработчиков, эти и   многие другие недочеты за   время нахождения игры в   стадии раннего доступа были устранены. Проверим, пошли   ли внесенные изменения игре на   пользу, а   также выясним, стоит   ли перезапуск некогда легендарной космической эпопеи внимания как фанатов серии, так и   новых, еще незнакомых с   франшизой игроков.



Дипломатия теперь играет более значительную, но   все еще не   решающую роль

Не   будем вновь рассказывать о   всех тонкостях игровой механики (со   времен февральского релиза в   этом плане ничего не   изменилось   — читайте подробнее), а   просто напомним, что подавляющее количество времени в   игре вы   будете заниматься всего тремя делами   — строительством зданий на   подконтрольных планетах, открытием новых технологий и   перемещением своего боевого флота по   разным звездным системам.


Все эти действия в   конечном счете сказываются на   темпах вашего развития.




Основной   же целью является полное порабощение галактики и   населяющих ее   разумных существ. А   вот каким образом вы   этого достигните   — переговорами, экономическим превосходством или военной диктатурой, должно зависеть от   вас.


Термин «должно» мы   употребили не   случайно   — не   зависимо от   того, какая из   десяти доступных рас была выбрана вами в   начале игры (о   них немного позднее), без военных действий не   обойтись. Подчинить себе планеты противника только экономическим или политическим путем всё еще не   получится.

Важно, что теперь дипломатия в   этом процессе играет более значительную роль. Если раньше предложения о   сотрудничестве поступали в   достаточно хаотичном порядке, то   сейчас лидеры враждующих фракций предлагают заключить тот или иной договор по   вполне понятным и   логичным причинам.


Так, например, заключив торговые союзы с   двумя пока что не   враждебными вам фракциями и   договорившись об   открытии своих посольств в   каждом из   них, может вполне оказаться что две эти расы находятся на   пороге войны.


А   установив более плотные связи с   одной из   них вы   автоматически ухудшите отношения со   второй   — об   этом лидеры сторон не   преминут вам лишний раз напомнить, предупредив об   опасности принятия подобных решений. Придется выбирать, с   кем из   сторонников выгоднее остаться в   хороших отношениях, а   с   кем пойти на   конфликт.


Также можно попробовать заслать на   территорию врага разведчиков, но   если их   поймают, то   о   дипломатических связях можно забыть   — в   лучшем случае их   депортируют и   прекратят вести с   вами торговлю, а   в   худшем просто казнят, и   о   дружественных отношениях можно забыть.




Ведя войну с   агрессивно настроенным соседом на   равных условиях, когда на   протяжении десятка ходов ни   одна сторона не   может получить лидерство, противник может предложить заключить перемирие (обычно на   определенное число ходов) дабы восстановить силы. Соглашаться с   таким предложением или попробовать «задавить» агрессора оставшимся флотом   — решать вам.


Так что искусственный интеллект поумнел. Теперь решения о   заключении союзов между вами и   другими фракциями более осознанные и   несут хоть какой-то смысл. Правда, независимо от   того в   каких отношениях вы   находитесь с   союзником, в   конечном счете он   все равно объявит вам войну.



Воевать стало сложнее, но   все также скучно

Война   — самый действенный способ обретения господства в   игре. Поэтому созданием и   прокачкой сильного флота лучше озаботиться заранее   — он   вам, в   отличии от   множества модификаций наземных строений, точно пригодится.


В   ранней февральской версии игры особого смысла в   улучшении уже существующих или создании своих уникальных кораблей просто не   было   — куда проще было построить многочисленную, и   совсем не   обязательно мощную флотилию, и   пустить ее   на   завоевание вражеских колоний.


Теперь   же ситуация изменилась в   лучшую сторону. С   добавлением в   игру нескольких уровней сложности на   голом энтузиазме далеко не   уедешь   — на   высоких уровнях корабли постоянно нужно прокачивать, а   иначе неприятель просто разгромит весь ваш пусть и   многочисленный, но   не   мощный флот.




Также надо помнить и   о   защите своих колоний   — вокруг них необходимо выстраивать как защитные аванпосты, так и   специальные военные станции на   орбитах собственных планет, призванных отбивать атаки захватчиков.


Ведь, пустив весь флот на   завоевание соседствующей колонии противника, третья, казалось   бы, дружественная фракция может зайти к   вам с   тыла и   объявить войну, не   встретив должного сопротивления.


Другое дело, что сами схватки ничуть не   изменились. Выбирать придется из   трех режимов: частичного управления, полного управления и   управления искусственным интеллектом. Большой разницы между ними нет   — при частичном и   полном управлении действие переносится на   специальную арену, где ваши корабли перестреливаются с   армией противника.




При желании можно переключиться на   специальную кинокамеру и   наблюдать за   развитием событий с   разных ракурсов (тем самым активировав режим управления ИИ), которые игра подбирает самостоятельно.


В   бою можно отдавать приказы, но   особого смысла в   этом нет   — ваш флот прекрасно справится и   без вас. При чем такое положение дел справедливо для любого уровня сложности. А   если ждать окончания боя наскучило, то   можно сходу воспользоваться почти магической кнопкой   — авторасчет   — при которой компьютер сам рассчитает исход боя, сэкономив несколько минут времени.



Новые расы и   единое для всех дерево прокачки

Как и   было обещано, в   финальной версии игры появились все недостающие расы из   «классических» игр серии, которых теперь насчитывается десять штук (дополнительную одиннадцатую расу терранов можно заполучить, лишь купив коллекционное издание игры).




Каждая из   рас номинально обладает уникальными способностями, кои должны влиять на   игровой процесс. Так, люди являются хорошими дипломатами, булрати   — прирожденными воинами, псилоны лучше всех разбираются в   науке и   так далее.


Но, в   независимости от   выбранной фракции, начинать игру придется с   одних и   тех   же действий, строя одни и   те   же сооружения на   колонизированных планетах и   создавая абсолютно одинаковые по   спецификациям военные корабли, различающиеся между собой лишь внешним видом.


В   основном различия между расами заключаются лишь в   скорости прокачки отдельных умений. Но   если вам срочно понадобилось улучшить навык, связанный с   развитием научно-технического прогресса, а   среди достоинств выбранной вами расы быстрого развития науки не   числится, то   проблему получится решить простым перераспределением «человеческих» ресурсов.


У   каждой колонии есть три характеристики: исследования, продовольствие и   производство   — при необходимости жителей планеты можно распределить по   этим трем направлениям вручную, как того требует ситуация. В   нашем случае понадобилось   бы перекинуть несколько поселенцев на   исследовательские работы.

К   тому   же дерево прокачки для всех рас одно и   тоже.


С   одной стороны, это помогает сохранить баланс, а   с   другой еще больше нивелирует и   без того малочисленные отличия между существующими фракциями.



В   итоге

Финальная версия игры стала гораздо лучше своего февральского варианта. Все нововведения вкупе дали нужный эффект   — играть стало сложнее, а   значит и   интереснее.


На   высоких уровнях сложности враждующие расы становятся куда хитрее. Нельзя сказать, что вариантов их   реакции на   ваши действия очень много (обычно все ограничивается «внезапным» нападением на   вашу колонию, подписанием акта о   сотрудничестве или наоборот, «дружбы» против какой-либо расы), но   эти действия враги совершают в   самый не   подходящий момент, существенно меняя ваши планы.


Еще один плюс   — возросшая роль подготовки к   нападению на   противоборствующую расу. Теперь простым численным превосходством победу одержать не   получится, а   военные корабли придется постоянно модернизировать. Правда, при наличии у   вас и   вашего противника одинаковых по   мощности флотилий все, скорее всего, снова сведется к   простому численному перевесу.




Изображение: WG   Labs

К   очевидным минусам отнесем минимальные отличия между всеми существующими в   игре фракциями и   практически полное отсутствие необходимости самому участвовать в   баталиях   — компьютер справится с   этим и   без вас.


Зато в   многопользовательском режиме не   самая большая роль дипломатии и   не   всегда адекватные действия искусственного интеллекта стираются   — с   реальными игроками играть куда сложнее и, соответственно, увлекательнее. Также для победы становится жизненно необходимым вести бои самостоятельно, ведь живой противник куда изобретательнее компьютера.


В   итоге мы   получили достаточно интересную игру со   своими преимуществами и   недостатками. Сможет   ли проект привлечь новых игроков, до   этого незнакомых с   этой игровой серией? Думаем, что   да. При условии, что им   в   принципе нравится жанр пошаговых космических стратегий. Фанаты   же приобретут игру при любых условиях, ведь с   момента выхода предыдущей части прошло уже порядка двадцати лет.


Всем остальным игру можно порекомендовать лишь в   качестве не   самого плохого образчика ныне практически забытого жанра 4X-стратегий.


Наша оценка: 7 из   10 баллов.



Розыгрыш ключей к   игре

В   честь выхода финальной версии игры 42.TUT.BY совместно с   Wargaming разыгрывает 5 ключей для активации игры в   Steam. Их   получат первые 5 людей, отправивших правильные ответы на   5 вопросов ниже на   адрес 42@tutby.com с   темой «Master of   Orion». Желаем удачи!


1. Какая планета считается родной для расы саккра?


2. На   что похожи космические корабли псилонов?


3. Какая форма правления в   государстве силикоидов?


4. Как называется должность правителя рассы дарлоков?


5. Какой климат на   родной планете расы клаконы   — Холдан 1?