Пять самых опасных шпионских миссий ВВС США

Пoслe тoгo   кaк СШA вступили вo   Втoрую мирoвую вoйну, aвиaрaзвeдкa получила новый импульс для развития. Американцы систематически собирали разведданные, находясь в   воздушном пространстве других государств, но порой за   это приходилось платить сбитыми самолетами. Business Insider выбрал пять примеров американских шпионских миссий, которые показывают, насколько опасным было это занятие.



Первая потеря от   советского огня

В   50-е годы прошлого века, когда еще не   было никаких спутников-шпионов и   знаменитых У-2, разведка велась обычными самолетами, переделанными под разведывательные цели. Со   стороны американцев это были переделанные соответствующим образом бомбардировщики B-24 Liberator.




PB4Y-2S Privateer. Фото: wikimedia.org

Данная модификация получила обозначение PB4Y-2 Privateer. 8   апреля 1950 года этот самолет вылетел с   авиабазы Висбаден в   Западной Германии в   сторону Балтийского моря, чтобы собрать данные о   советских военно-морских силах в   этом районе и   по   возможности проследить за   ракетными испытаниями.


Когда PB4Y-2 Privateer зашел в   советское воздушное пространство, советские военные подняли на   его перехват поршневые истребители Ла-11, перед которыми стояла задача принудить нарушителя к   посадке. На   предупредительную очередь с   советского истребителя   американцы отвечают огнем, но   не   на поражение, а   чтобы отпугнуть Ла-11 и   продемонстрировать решимость прорываться.


После этого Ла-11 сбивают над Латвийской ССР американский самолет-разведчик, весь его экипаж — десять человек   — погибает.



Спецоперация в   Армении

Второго сентября 1958 года американцы потеряли модифицированный С-130А, который поддерживал разведывательную миссию в   интересах Агентства безопасности вооруженных сил (Armed Forces Security Agency), более известного сегодня как Агентство национальной безопасности (АНБ).




Фото: Lockheed Martin

С-130, принадлежавший 7406-й эскадрилье боевой поддержки ВВС США, вылетел с   аэродрома Адана, Турция. Противовоздушная оборона СССР, следившая за   полетами западных разведывательных аппаратов у   своих границ, засекла нарушение воздушного пространства и   подняла в   воздух истребители МиГ-17.


Уйти от МиГов   американцу не   удалось, и   он   был сбит. С-130 упал в   54 километрах северо-западнее Еревана, у   села Саснашен Арагацотнской области, все 17 членов экипажа погибли.



По   приказу Хрущева

В   июле 1961 года с   авиабазы в   Великобритании поднялся разведывательный самолет ERB-47H Stratojet (рег. номер 53−4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США). Самолет должен был провести разведку у   северных берегов России.




Фото: wikimedia.org

Миссию завершить до   конца не   удалось   — разведчик был сбит советским перехватчиком МиГ-19 над Баренцевым морем к   северу от   Кольского полуострова. В   Кремле утверждали, что самолет нарушил воздушное пространство СССР. А   вот шпион Олег Пеньковский утверждал, что американский разведчик был сбит по   приказу Хрущева,   хотя и   находился в   тот момент над нейтральными водами.


Когда Хрущеву доложили, что Stratojet сбит, он   сказал: «Молодцы, пусть они даже не   приближаются». Четверо из   шести членов экипажа погибли, двоих выживших выловили из   холодной воды советские военные. Пленные содержались семь месяцев в   СИЗО КГБ (на   Лубянке), но   ни в   чем противозаконном не   признались, поэтому были освобождены за   отсутствием состава преступления в   1961 году.



Последний полет DeepSea 129

После окончания войны в   Корее   американцы продолжали следить за   положением дел на   полуострове. Миссии были очень рискованными, военные КНДР жестко реагировали на   каждое вторжение в   их   воздушное пространство.


Не   стало исключением и   15   апреля 1969 года, когда разведывательный самолет EC-121M с   тактическим номером PR-21   из   состава эскадрильи воздушной радиоэлектронной разведки VQ-1 ВМС США в   07.00 по   местному времени взлетел с   авиабазы «Ацуги» в   Японии.




WC-121N Super Constellation. Фото: wikimedia.org

Самолет взял курс на   северо-запад Японского моря, экипаж намеревался пролететь вдоль воздушной границы с   Советским Союзом и   КНДР.


В   10.15 были перехвачены сигналы из   КНДР, свидетельствующие о   том, что американский самолет-разведчик обнаружен, но поскольку   ЕС-121М шел за   пределами воздушного пространства Северной Кореи, в   Пентагоне посчитали, что опасности нет.


Некоторое время спустя был зафиксирован взлет пары северокорейских МиГ-21, и   в   14.00 по   местному времени была утрачена связь с   ЕС-121М.


Во   время поисков на   месте предполагаемого падения самолета американцам удалось обнаружить тела двух членов экипажа пропавшего ЕС-121М. Примечательно, что атака на   американский разведчик с   позывным DeepSea 129 произошла именно в   день празднования 57-го дня рождения Ким Ир   Сена.



Китайский камикадзе

Иногда случается так, что самолеты-разведчики получают тяжелые повреждения даже без огня со   стороны истребителей-перехватчиков противника. Достаточно опасного маневра со   стороны не   слишком опытного оппонента, как это случилось с   американским самолетом ЕР-3Е Orion.




Фото: airwar.ru

Пилот поднятого на   перехват американского разведчика китайского истребителя J-8-II маневрировал настолько опасно, что в   какой -то момент потерял контроль над машиной и   протаранил ЕР-3Е. Китайский летчик погиб, а   его самолет упал в   море.


ЕР-3Е получил серьезные повреждения и   был вынужден   приземлиться на   остров Хайнань. Экипаж разбил все секретное оборудование и   сдался китайским властям. Трофейный ЕР-3Е был разобран до   винтика для подробного изучения и   впоследствии   возвращен США в   июле 2001   г.