Подарок для Путина: что известно об истребителе МиГ-21

Вo   врeмя сaммитa в   Нью-Дeли, нaмeчeннoгo нa   4−5   oктября, премьер-министр Индии Нарендра Моди собирается подарить российскому президенту Владимиру Путину три «винтажных» истребителя МиГ-21. Этот жест должен будет продемонстрировать российско-индийскую дружбу. Самолеты передадут в   состоянии, пригодном для полета. Но   упаковку и   транспортировку должна будет оплатить Москва. Чем знаменит МиГ-21   — читайте на   42.TUT.BY.



Летающий «Калашников»

Конструкция МиГ-21 оказалась настолько удачной, а   эксплуатация беспроблемной, что самолет завоевал большую популярность в   мире, став самым массовым в   третьем поколении. СССР поставлял этот боевой самолет всем своим союзникам, поэтому 21-й «засветился» в   большинстве военных конфликтов второй половины прошлого века.




Фото: vladtime.ru

За   характерную форму крыла (дельтовидная и   треугольная) советские летчики прозвали МиГ-21 «Балалайкой». Сталкивающиеся с   ним в   бою летчики НАТО дали более грозное прозвище   — «летающий Калашников».


Во   время войны во   Вьетнаме за   полгода воздушных боев ВВС США потеряли 47 самолетов, сумев сбить только 12 МиГ-21, что заставило американских военных разработать специальную тактику борьбы с   советским истребителем.



Самолет-рекордсмен

Если брать все модификации истребителя МиГ-21, а   также его китайскую копию JJ-7 и   JJ-7А, то   можно утверждать, что этому советский истребителю принадлежит своеобразный рекорд: его выпускали с   1959 по   2017 год.




Фото: www.facebook.com/Modern-Chinese-Warplanes

А   еще этот самолет на   пике своего производства был невероятно дешевым. Версия МиГ-21МФ стоила меньше, чем БМП-1. Количество выпущенных машин также впечатляет, только в   Чехословакии и   Индии было выпущено рекордное количество истребителей   — 11   496 штук.


На   момент своего появления в   60-х годах этот истребитель установил несколько скоростных рекордов. На   доработанной версии истребителя под обозначением E-66 летчик-истребитель Георгий Мосолов смог становить 31   октября 1959 года абсолютный рекорд скорости на   дистанции 15/25 км   — 2388 км/ч. Спустя год   — 16   октября 1960 года   — в   копилке истребителя появился еще один рекорд на   дистанции 100 км   — 2146 км/ч.



На   вооружении блока НАТО

По   крайней мере две страны, входящие в   НАТО, имеют на   вооружении истребители МиГ-21   — это Румыния и   Хорватия. Румынские 21-е были модернизированы при помощи израильской компании Elbit Systems. Всего местные ВВС располагают чуть более чем тремя десятками 21-х.




Фото: Министерство обороны Хорватии

Первый МиГ-21 появился в   ВВС Хорватии благодаря угону. Летчик Данила Борович дезертировал на   нем из   ВВС Югославии. В   последующем тем   же путем хорватские ВВС приобрели еще два таких самолета. Истребитель хорватским военным так понравился, что после они закупили еще два с   небольшим десятка 21-х в   Германии.


По   мере выхода из   строя хорватским военным приходилось искать, где можно восстановить эти истребители. Результатом стал скандальный контракт стоимостью 132,9 млн хорватских кун (около 22,5 млн долларов США), предусматривавший ремонт на   «Одесавиаремсервисе» пяти истребителей МиГ-21бис и   двух учебно-боевых самолетов МиГ-21УМ ВВС Хорватии. Однако вместо продления ресурса хорватские военные получили негодные самолеты.



Машина для асов

На   МиГ-21 одержал семь подтвержденных побед в   воздушных боях арабский летчик Бассам Хамшу в   70-х годах. Он   был первым арабским пилотом, кому удалось сбить израильский истребитель F-4E «Фантом». Бассам погиб в   противостоянии с   истребителем F-15, в   разы более совершенной машиной, нежели МиГ-15.




На   истребителе МиГ-21ПФ с   бортовым номером «4326» ас   Нгуен Ван Кок сбил 7   мая 1968   г.   над Долуонгом истребитель-бомбардировщик F-4B Bu№   151485 т   эскадрильи У   Г-92. Фото: coollib.com

На   МиГ-21 одержал от   11 до   13 побед вьетнамец Нгуен Ван Кок, который до   сих пор считается самым результативным асом в   своей стране. Это помогло пилоту высоко подняться в   военной карьерной лестнице   — в   1990 году Ван Кок стал заместителем командующего ВВС Вьетнамской народной армии, спустя девять лет   — главным инспектором Министерства обороны. В   отставку ас   ушел в   2002 году.