В ближaйшee врeмя сoтoвaя связь в минскoм мeтрo будeт нe тoлькo нa станциях, но и в тоннелях между ними. Можно будет разговаривать, смотреть онлайн-видео и загружать файлы без прерываний. Сегодня было объявлено о запуске первого полностью покрытого 3G-связью участка — между станциями «Малиновка» и «Петровщина».
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BYКак это работает
Как стало известно ранее, обеспечение связи в тоннелях — совместный проект трех операторов, за каждым из которых будет закреплен определенный участок. Работы будут вестись синхронно, очередность запуска перегонов будет определена позже.
velcom получил право запустить первый «тестовый» перегон — речь идет о тоннеле между «Малиновкой» и «Петровщиной». Сообщается, что стоимость покрытия тоннелей между ними в 3−4 раза дороже строительства одной «обычной» базовой станции. А проект по покрытию всех перегонов метро обойдется в несколько миллионов долларов.
Для обеспечения связи velcom проложил по всей длине тоннеля специальный излучающий кабель (фидер), который подключен к двум базовым станциям 3G с шестью секторами. Такое техническое решение позволяет добиться равномерного покрытия всего тоннеля и необходимого уровня сигнала в каждой его точке.
Так выглядит излучающий кабель вблизи. Он может передавать 2/3/4G-сигнал и даже Wi-Fi.
Кабель начинается там, где заканчивается станция (на фото — черный посередине).
Кабель выставлен на уровне окон поезда, чтобы не экранировала металлическая обшивка вагонов.
Как рассказал Сергей Барамыкин, начальник управления планирования радио и транспортной сети velcom, всего между двумя станциями проложено 3,5 тысяч метров кабеля (расстояние между станциями 1,7 км, кабель проложен в двух тоннелях). Чтобы зафиксировать его под определенным углом для наиболее эффективного распространения сигнала, мобильный оператор разработал специальные крепления, которые установлены через каждый метр тоннеля.
В «недрах» станции «Малиновка». Сергей Барамыкин показывает базовую станцию, обеспечивающую связь на платформе и в первой части перегона до «Петровщины».
Он отметил, что обеспечение связью перегонов — задача не из простых. Здесь большое количество поглощающих и отражающих поверхностей, перепады высот, извилистые пути. К тому же нужно учитывать большую концентрацию абонентов в метро. Работы по покрытию первого перегона длились 3,5 месяцев.
Как было
Для чистоты эксперимента мы решили проверить, как обстоят дела с 3G на станциях и в перегоне за день до включения связи в тоннеле.
Тест-драйв проводился на смартфоне Samsung Galaxy S7, с официального сайта нами качался один из дистрибутивов Linux.
Для начала мы проверили скорость интернета на самих станциях. Замер проводился около двух часов дня — в такое время загруженность сот не максимальная, но и не на минимуме.
И на «Петровщине», и на «Малиновке» максимальная скорость загрузки составила около 3,5 мегабайт в секунду (в пересчете на более привычные Мбит/с — примерно 28). Это очень хороший показатель для сети третьего поколения.
Второй тест — попытка загрузки файла в самом тоннеле. Спустя несколько секунд после отправления от «Петровщины» скорость скачивания начала падать, пока не опустилась до нуля — связь полностью оборвалась. При приближении к «Малиновке» прием восстановился, и загрузка продолжилась. В итоге с момента закрытия дверей на одной станции до их открытия на второй мы смогли скачать около 100 МБ.
Смотрите, как это было, в коротком видеоролике:
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Как стало
Уже вечером 28 июня связь появилась и в тоннеле между станциями (хотя официально об этом было объявлено лишь на следующий день). Повторяем контрольный замер скорости на обеих станциях — получаем около 26 Мбит/с. Всё так же, как днем.
Поезд въезжает в тоннель в сторону «Малиновки», и о чудо — никакого привычного падения уровня приема! Speedtest показывает незначительное снижение скорости — до 24−25 Мбит/с (можно списать его на погрешность). Таким образом, никакого снижения качества интернета вы попросту не почувствуете.
Возвращаемся назад и проводим аналогичный дневному эксперимент по скачиванию файла. Теперь результат гораздо лучше — «от дверей до дверей» на том же отрезке у нас получается загрузить уже 320 МБ вместо 100. Максимальная скорость при этом достигла 3,3 мегабайт в секунду (26 Мбит/с — опять же, как на станции).
Еще один (последний эксперимент) — разговор в течение всего перегона. Здесь никаких проблем не возникло — связь держалась от «Петровщины» до «Малиновки», и никаких обрывов не было. Впрочем, говорить в таких шумных условиях совершенно некомфортно.
Теперь осталось дождаться, чтобы такая же качественная связь появилась во всех тоннелях минского метро.