Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by
В пoслeднee врeмя aктивизирoвaлись пeрeгoвoры oб oтмeнe рoумингa между Россией и Беларусью. В частности, 2 августа в Полоцке запланированы переговоры с российской стороной для формирования итоговых позиций по данному вопросу. Но что именно предлагает российская сторона, и что — белорусская? Разобраться в этом вопросе нам помог директор Национального центра обмена трафиком Игорь Авдеев.
Фото: NordWood Themes / unsplash.com
Когда начали обсуждать «отмену роуминга»?
Впервые идея об отмене роуминга между Россией и Беларусью была предложена летом 2017 года главой Совета Федерации России Валентиной Матвиенко. Президент Беларуси Александр Лукашенко поддержал это, и в дальнейшем данный вопрос выносился на обсуждение Совета министров Союзного государства.
Что предлагает российская сторона?
Краеугольный камень в позиции российской стороны — отмена платы за входящие звонки при нахождении абонентов в роуминге.
Что это означает для обычных абонентов? Если белорус приедет в Россию, ему не придется платить за входящий звонок. И наоборот — если россиянин путешествует по Беларуси, с него не спишут деньги за входящие. Ситуация схожа с той, что сейчас существует внутри каждой из стран: местные абоненты не оплачивают входящие независимо от того, из сети какого оператора осуществляется звонок на их мобильный номер.
Позиция выглядит выгодной для абонентов. Однако, как поясняют в НЦОТ, здесь есть свои нюансы. Во-первых, речь идет только о бесплатных входящих звонках. Тарифы на все другие услуги в роуминге предлагается оставить на откуп рынку. Это может привести к повышению других роуминговых тарифов (на исходящие звонки, смс, интернет), поскольку сотовые операторы будут заинтересованы в поиске источников компенсации потерь за бесплатные водящие.
Так, в Европейском Союзе отмена роуминга, которая длилась в общей сложности с 2007 по 2017 год, привела к росту внутренних тарифов на услуги сотовой связи для всего населения на 5−10%. Вместе с тем, в РФ, где роуминг внутри страны отменили только в июне этого года, тарифы для населения уже выросли на 3%.
Во-вторых, российский вариант, по словам представителей НЦОТ, не предполагает какого-либо четкого механизма, обязывающего операторов обеспечить этот самый «ноль за входящие» либо снизить тарифы на другие услуги в роуминге (исходящие звонки, смс-сообщения). Идея заключается в том, что все эти задачи выполнит «невидимая рука рынка», как только регуляторы договорятся о максимально возможном паритетном снижении для операторов цен на терминацию их трафика в сопредельную страну (в данном случае — Беларусь и Россию).
В какие сроки произойдет снижение розничных тарифов (и произойдет ли вообще) не затянется ли процесс, не потребуется ли вмешательство регуляторов и антимонопольных органов для понуждения операторов к честной и открытой конкуренции — четких ответов на эти вопросы от российской стороны пока нет.
Что предлагает белорусская сторона?
Белорусская сторона предлагает воспользоваться опытом Евросоюза и ввести предельные максимальные розничные тарифы для всех звонков в роуминге. Другими словами, белорусы выступают за установление равных для граждан двух стран тарифов в роуминге — в 2−10 раз ниже, чем те, что существуют сейчас.
В этом случае будет фактически реализован принцип «роуминг как дома» — роуминговые абоненты при поездках в Республику Беларусь и Российскую Федерацию будут обслуживаться в сетях местных операторов по тарифам, максимально приближенным к тарифам, действующим для домашних абонентов. А все остальное население двух стран не станет за свой счет оплачивать ценовые привилегии для роуминговых абонентов.
Кроме того, белорусской стороной предлагается поэтапный переход к отмене роуминга, как это было в ЕС. Предполагается, что этапность необходима для анализа изменения ситуации на рынке, предупреждения лавинообразного увеличения «серого» нелегального трафика, а также недопустимости покрытия ценовых привилегий для роуминговых абонентов за счет всего населения страны.
Ведь один из возможных негативных сценариев отмены роуминга — резкое увеличение объема нелегальной терминации международного телефонного трафика (фрод). Как отмечает Игорь Авдеев, в этой ситуации ничто не помешает ушлому человеку приехать в Беларусь с чемоданом SIM-карт из России и терминировать международный трафик.
Почему предложение белорусской стороны пока не приняли?
Основной аргумент российской стороны — законодательством РФ не предусмотрено регулирование розничных тарифов. Директор НЦОТ отмечает, что белорусская сторона готова создать для операторов особые льготные условия для терминации трафика роуминговых абонентов — но тогда операторы должны одновременно снизить розничные тарифы. Иначе весьма вероятна ситуация, когда вся выгода от снижения операторских ставок терминации международного трафика осядет на счетах операторов сотовой связи, а рядовой абонент останется ни с чем.
«Мы не тормозим процесс, а подходим более осознанно, основываясь на опыте Евросоюза, — подытоживает Игорь Владимирович. — Мы готовы прийти к „нулю за входящие“ — но поэтапно, с анализом, защитой рынка и РБ, и РФ от фродовых звонков. Так как заинтересованы, чтобы человек гарантированно получил приемлемые тарифы на абсолютно все услуги в роуминге».