Россия и Беларусь два года договариваются об отмене роуминга. Что сейчас предлагают стороны

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

В   пoслeднee врeмя aктивизирoвaлись пeрeгoвoры oб oтмeнe рoумингa   между Россией и   Беларусью. В   частности, 2   августа в   Полоцке запланированы переговоры с   российской стороной для формирования итоговых позиций по   данному вопросу. Но   что именно предлагает российская сторона, и   что   — белорусская? Разобраться в   этом вопросе нам помог директор Национального центра обмена трафиком Игорь Авдеев.




Фото: NordWood Themes / unsplash.com

Когда начали обсуждать «отмену роуминга»?

Впервые идея об   отмене роуминга между Россией и   Беларусью была предложена летом 2017 года главой Совета Федерации России Валентиной Матвиенко. Президент Беларуси Александр Лукашенко поддержал это, и   в   дальнейшем данный вопрос выносился на   обсуждение Совета министров Союзного государства.




Что предлагает российская сторона?

Краеугольный камень в   позиции российской стороны — отмена платы за   входящие звонки при нахождении абонентов в   роуминге.


Что это означает для обычных абонентов? Если белорус приедет в   Россию, ему не   придется платить за   входящий звонок. И   наоборот   — если россиянин путешествует по   Беларуси, с   него не   спишут деньги за   входящие. Ситуация схожа с   той, что сейчас существует внутри каждой из   стран: местные абоненты не   оплачивают входящие независимо от   того, из   сети какого оператора осуществляется звонок на   их   мобильный номер.


Позиция выглядит выгодной для абонентов. Однако, как поясняют в НЦОТ,   здесь есть свои нюансы. Во-первых, речь идет только о   бесплатных входящих звонках. Тарифы на   все другие услуги в   роуминге предлагается оставить на   откуп рынку. Это может привести к   повышению других роуминговых тарифов (на   исходящие звонки, смс, интернет), поскольку   сотовые операторы будут заинтересованы в   поиске источников компенсации потерь за   бесплатные водящие.


Так, в   Европейском Союзе отмена роуминга, которая длилась в   общей сложности с   2007 по   2017 год, привела к   росту внутренних тарифов на   услуги сотовой связи для всего населения на   5−10%. Вместе с   тем, в   РФ, где роуминг внутри страны отменили только в   июне этого года, тарифы для населения уже выросли на   3%.


Во-вторых, российский вариант, по   словам представителей НЦОТ, не   предполагает какого-либо четкого механизма, обязывающего операторов обеспечить этот самый «ноль за   входящие» либо снизить тарифы на   другие услуги в   роуминге (исходящие звонки, смс-сообщения). Идея заключается в   том, что все эти задачи выполнит «невидимая рука рынка», как только регуляторы договорятся о   максимально возможном паритетном снижении для операторов цен на   терминацию их   трафика в   сопредельную страну (в   данном случае   — Беларусь и   Россию).


В   какие сроки произойдет снижение розничных тарифов (и   произойдет   ли вообще) не   затянется   ли процесс, не   потребуется   ли вмешательство регуляторов и   антимонопольных органов для понуждения операторов к   честной и   открытой конкуренции   — четких ответов на   эти вопросы от   российской стороны пока нет.




Что предлагает белорусская сторона?

Белорусская сторона предлагает воспользоваться опытом Евросоюза и   ввести предельные максимальные розничные тарифы для всех звонков в   роуминге. Другими словами, белорусы выступают за   установление равных для граждан двух стран тарифов в   роуминге   — в   2−10 раз ниже, чем те, что существуют сейчас.


В   этом случае будет фактически реализован принцип «роуминг как дома»   — роуминговые абоненты при поездках в   Республику Беларусь и   Российскую Федерацию будут обслуживаться в   сетях местных операторов по   тарифам, максимально приближенным к   тарифам, действующим для домашних абонентов. А   все остальное население двух стран не   станет за   свой счет оплачивать ценовые привилегии для роуминговых абонентов.


Кроме того, белорусской стороной предлагается поэтапный переход к   отмене роуминга, как это было в   ЕС. Предполагается, что этапность необходима для анализа изменения ситуации на   рынке, предупреждения лавинообразного увеличения «серого» нелегального трафика, а   также недопустимости покрытия ценовых привилегий для роуминговых абонентов за   счет всего населения страны.


Ведь один из   возможных негативных сценариев отмены роуминга   — резкое увеличение объема нелегальной терминации международного телефонного трафика (фрод). Как отмечает Игорь Авдеев, в   этой ситуации ничто не   помешает ушлому человеку приехать в   Беларусь с   чемоданом SIM-карт из   России и   терминировать международный трафик.




Почему предложение белорусской стороны пока не   приняли?

Основной аргумент российской   стороны   — законодательством   РФ не   предусмотрено регулирование розничных тарифов. Директор НЦОТ отмечает, что белорусская сторона готова создать для операторов особые льготные условия для терминации трафика роуминговых абонентов   — но   тогда операторы должны одновременно снизить розничные тарифы. Иначе весьма вероятна ситуация, когда вся выгода от   снижения операторских ставок терминации международного трафика осядет на   счетах операторов сотовой связи, а   рядовой абонент останется ни   с   чем.


«Мы   не   тормозим процесс, а   подходим более осознанно, основываясь на   опыте Евросоюза,   — подытоживает Игорь Владимирович. —   Мы   готовы прийти к   „нулю за   входящие“   — но   поэтапно, с   анализом, защитой рынка и   РБ, и   РФ от   фродовых звонков. Так как заинтересованы, чтобы человек гарантированно получил приемлемые тарифы на   абсолютно все услуги в   роуминге».