Рутениевый «детектив» в Европе: Беларусь полагается на оценки МАГАТЭ

Инфoрмaция o   тoм, чтo в   aтмoсфeрe нaд   Eврoпoй был oбнaружeн рaдиoaктивный изотоп рутений-106, стала появляться в   ряде европейских СМИ еще в   начале октября. Несмотря на   то, что концентрация вещества была весьма незначительна и   не представляла угрозы для   здоровья людей, а   вариант аварии на   какой-либо АЭС специалисты отмели сразу, европейские исследователи до   сих пор продолжают попытки установить возможный источник загрязнения.


©
Sputnik/ Александр Лыскин
Радиоактивное облако над Европой: в Казахстане опровергли причастность

Радиоактивный изотоп рутений-106   — искусственный элемент, являющийся результатом деления ядерных материалов (урана, плутония, тория) при   цепной реакции. Он используется для   лучевой терапии опухолей глаз, а   иногда и   в качестве источника энергии для   спутников. Поэтому в   качестве возможных версий рассматриваются авария спутника, утечка на   объекте по   переработке ядерного топлива и   производству рутения-106 в   медицинских или   исследовательских целях либо на   объекте медицинского профиля.

Всеобщее молчание

Официальных сообщений о   каких-либо происшествиях, которые могли бы стать причиной выброса рутения-106, не   поступало. При этом различные учреждения в   своих оценках приходят к   порой противоречивым выводам. Так, специалисты Института ядерной безопасности Франции (IRSN) в   качестве предполагаемой причины события выдвигают версию выброса рутения-106 на   ядерном объекте в   России или   Казахстане.

Собственные расследования по   установлению причин появления рутения-106 проводят и   другие страны   — в   частности, Украина.

«Очевидно, что где-то произошел точечный концентрированный выброс радиоактивных веществ. Установить точное место и   причины – самый актуальный вопрос. У МАГАТЭ нет подтверждений, что источник загрязнения находится в   России   — у   них изначально была низкая концентрация вещества»,   — сообщил в   своем заявлении председатель мониторинговой миссии МАГАТЭ по   радиологическим аспектам Александр Коноплев.

Наибольшее количество радиоактивного изотопа приборы зафиксировали в   воздухе, меньше   — в   почве и   водоемах. По мнению эксперта, это свидетельство того, что загрязнение носит воздушный характер и   выброс произошел в   атмосфере.

«Пока нельзя исключать, что произошла авария спутника. Это подходит под   предполагаемые характеристики загрязнения: локальный концентрированный выброс над   поверхностью земли»,   — сказал Коноплев.


©
Sputnik / Ирина Петрович

Угроза радиации: как прошли учения на БелАЭС
18

В свою очередь глава правления Венгерской инженерной академии Жужа Сентдерди отметил, что эти выбросы не   связаны с   ядерным циклом.

«В сообщениях СМИ сразу появились догадки, что изотопы проникли в   воздух с   территории России, российские ведомства надлежаще тщательно рассмотрели этот вопрос, и   российские заявления полностью совпадают с   сообщением МАГАТЭ и   венгерского регулятора: данные выбросы никак не   связаны с   ядерным топливным циклом. К тому же показатели в   России концентрации Ru-106   — 115 microBq/m3 на   два порядка меньше, чем в   Украине, Италии или   Словении»,   — отметил Сентдерди.

Белорусская версия

По словам белорусских специалистов, установление источника появления радиоактивного изотопа рутения-106 в   атмосфере находится в   компетенции МАГАТЭ.

«Система радиационного мониторинга окружающей среды Белгидромета зафиксировала в   атмосферном воздухе на   территории Республики Беларусь крайне незначительный след активности рутения-106 в   период с   3 по   4 октября. С тех пор, по   данным постоянного мониторинга, рутения мы больше не   обнаруживали. А то количество, которое попало в   атмосферу в   нашей стране в   сентябре-октябре, было крайне мало и   не представляло опасности. Зафиксированные активности удалось о6наружить только благодаря высокоточному оборудованию. Для примера   — с   его помощью в   свое время мы смогли зафиксировать радиоактивное загрязнение воздуха, обусловленное аварией на   Фукусимской АЭС, т. е. наша система очень хорошо реагирует на   подобного рода события»,   — рассказала первый заместитель начальника Центра радиационного контроля и   мониторинга природной среды Государственного комитета по   гидрометеорологии Республики Беларусь Мария Герменчук.

Та информация, которая сейчас появляется в   СМИ, в   определенных аспектах принципиально неверна   — начиная с   того, что, как   утверждается в   заголовках, над   Европой висит рутениевое облако. Однако в   результате однократного выброса (который мог иметь место, судя по   результатам наблюдений) это просто невозможно. Так что «облако», которое висит над   Европой,   — явное преувеличение.

Ни одна служба систем радиационного мониторинга   — ни   наша, ни   российская, ни   украинская,   — не   может назвать точное место, откуда рутений мог попасть в   атмосферу. Это могло случиться при   внештатной ситуации на   каком-либо из   ядерных производств (как подсказывает опыт, скорее всего связанных либо с   производством источников, инициирующих излучение), либо там, где находят применение радиоизотопы. Но вряд ли это были атомные станции: в   таком случае, кроме рутения-106, были бы обнаружены и   другие вещества, являющиеся продуктами распада радиоактивного урана. Обязательно присутствовали бы изотопы йода и   цезия. Они очень легко обнаруживаются, все системы настроены именно на   мгновенное реагирование на   йод и   цезий.

Задача радиационного мониторинга окружающей среды   — определить опасность для   населения и   окружающей среды. Для Беларуси опасности, к   счастью, нет. Мы знаем, где находятся атомные станции, мы за   ними наблюдаем как   за потенциальными источниками загрязнения. Но знать все производства, где могут просто использоваться радиоактивные элементы, достаточно сложно. Это находится в   компетенции МАГАТЭ, агентство имеет полную картину загрязнений атмосферного воздуха по   Европе, так что в   вопросе о   потенциальном источнике стоит полагаться на   заключения этой организации.