Самое трудное — летать «вслепую». Как служит единственная девушка-пилот Вооруженных Сил Беларуси

Бeз мaлoгo пятaя чaсть пeрсoнaлa 50-й aвиaбaзы в   Мaчулищax   — прeдстaвитeльницы прeкрaснoгo пoлa. Пo   слoвaм командира авиабазы, полковника Андрея Лукьяновича, в   авиационной части всегда рады видеть девушек, для которых есть масса специальностей. Необходимо только хорошее здоровье, высшее образование и   желание служить.




«Наши девушки выполняют свои обязанности наравне с   мужчинами, ничем не   уступая. И   должности у   них не   только сержантские, есть и   офицеры. Они обслуживают авиационную технику, на   их   плечах лежит метеорологическое, медицинское, поисково-спасательное обеспечение, объективный контроль полетов и   связь. На   них во   всем можно положиться»,   — отметил Андрей Лукьянович.


В   канун Восьмого марта 42.TUT.BY побывал в   гостях у   авиаторов и   узнал, как служит единственная в   Беларуси девушка-летчик транспортно-боевого вертолета Ми-8МТВ-5.



Иногда приходится летать совсем вслепую

Профессия летчика-штурмана, которую выбрала капитан Наталья Лазько, одна из   самых непростых. Можно сказать   — это самый ответственный член экипажа, без которого даже командиру будет трудно посадить вертолет.




—   В первую очередь на мне лежит навигация: маршрут прокладывается с помощью карты и бортовой многофункциональной системы (БМС). Делать это надо с высокой точностью, чтобы не отклониться от заданного маршрута и уложиться по времени. Во   время посадки постоянно передаю командиру все необходимые данные. В одиночку справиться с   посадкой вертолета, особенно в   сложных метеорологических условиях, непросто. Точность и   безопасность посадки вертолета зависят от   того, как «правак» (летчик-штурман. —   прим.ред.) ведет   — командир просто физически не   успевает за   всем следить.




Иногда приходится летать по   приборам. Такие полеты, по   признанию девушки, непростые, но   интересные.


—   Мы   летаем практически в   любую погоду, исключения только при сильном ветре   — больше 25 м/с, такой запросто может развернуть вертолет и   вообще наделать немало бед. Даже ветер до   15 мс может снести вертолет от   места посадки. За   его силой необходимо постоянно следить и   корректировать курс.



Первая посадка была жесткой

В   авиацию Наталья попала случайно, хотя в   ее   семье были военные: оба ее   дяди служат в   войсках ПВО. В   одиннадцатом классе девушка участвовала в   соревнованиях по   самбо, там ее   заметили и   предложили учиться в   академии. Выбирая факультет, Наталья остановилась на   армейской авиации.




—   Быть летчиком престижно, и   как раз тогда проходил ограниченный набор. Всего на   факультете нас было семь девчонок, и   только одна не   доучилась до   конца   — отчислили за   неуспеваемость. Предметы были сложные: авиационная техника, воздушная навигация, аэродинамика и   другие. Легче всего давалась авиационная техника   — у   нас был хороший преподаватель, который интересно вел предмет, и   почти каждое занятие мы   проводили у   наглядного макета   — отдельный элемент конструкции или вертолет целиком.




За   годы учебы в   академии налет девушки составил 243 часа, из   них 18   — на   Ми-8.


—   Сразу ничего не   получалось. Тренировались все делать по   отдельности: работать педалями, рычагом управления, потом «ручка шаг-газ» (ручка управления общим шагом винта. — прим. ред.). Поначалу непросто было совместить все элементы вместе, синхронизировать руки и   ноги. Моя первая посадка была жесткой, впрочем, у   кого было в   первый раз по-другому? Когда объясняет инструктор, вроде все просто: прибрать на   себя ручку, погасить оставшуюся поступательную скорость и, приподняв шаг-газ, снизив вертикальную скорость, плавно приземлить машину. Но   ты   волнуешься, и   машина «ударяется» о   землю.




Первый самостоятельный полет запомнился не   только сильным волнением, но   и   тишиной в   салоне, когда никто не   разговаривает рядом   — обычно в   «вертушке» при обучении сидит несколько курсантов, помимо инструктора.



Шоколад положен только летчикам-истребителям

Кроме Ми-2, Наталья успела полетать на   нескольких типах вертолетов, но   о   том, чтобы полетать за   штурвалом истребителя, девушка даже не   думала.


—   У   летчиков-истребителей больше нагрузка, женскому организму с   ней справиться труднее. Вертолеты   — другое дело. У   нас даже рацион другой, например, нет шоколада, что, конечно, печалит.




Перед тем, как сесть за   штурвал «восьмерки» в   50-й авиабазе, Наталья проходила обязательную для молодых специалистов переподготовку   — подтягивала теорию, «летала» на   тренажере, сдавала зачеты.


—   Труднее всего было научиться быстро «собрать стрелки» на   пилотажно-командном приборе, ПКП,   — рассказывает девушка,   — если выдерживать их   в   центре прибора, так, чтобы стояли крестом, вертолет будет снижаться точно по   заданной линии и   попадет аккурат на   посадочную полосу. А   если стрелка отклонилась вправо или влево от   центра, надо накренением вертолета в   ту   же сторону снова загнать ее   в   центр. Вообще в   кабине много приборов, за   которыми нужно постоянно следить.




Самый любимый вид полетов Натальи   — ночные. По   словам девушки, Минск особенно красив в   это время суток, но   большая часть полетов   — обычная армейская работа.


—   Самый долгий полет был в   Брест. Нужно было прилететь за   десантниками, произвести высадку, поучаствовав в   военных маневрах, после чего вернуться обратно. В   общей сложности тогда около шести часов провели в   воздухе. К   слову, вертолет пилотируем всегда вдвоем   — когда командиру нужно отдохнуть, он   передает управление мне, и   так по   нескольку раз, пока пройдем весь маршрут. Вообще уже после трех часов в   вертолете ноги затекают и   хочется пройтись размяться.




За   свою летную практику Наталья освоила сразу несколько модификаций «восьмерки»: Ми-8Т, Ми-8МТ и   Ми-8МТВ-5.


—   Больше всего нравится Ми-8МТВ-5. Нам «правакам» он   сильно облегчает жизнь   — большинство функций автоматизированы, при посадке меньше вибрации, в   кабине комфортней.


Командир авиабазы полковник Андрей Лукьянович высоко отзывается о   своем единственном пилоте-девушке.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

—   Наталья хороший летчик, пилотирует уверенно, любит летать. Постоянно работает над собой, требовательна, в   коллективе ее   уважают. Девушка подготовлена к   полетам во   время боевых действий в   любое время суток и   в   сложных метеусловиях. На   нее как пилота можно положиться на   все сто.


Ну и, пользуясь случаем, хочу поздравить всех девушек, которые несут службу в   воинских частях. Их   трудно назвать слабым полом   — полеты, полевые выходы, учения   — все задачи они выполняют наравне с   мужчинами. Хочется сказать им   огромное спасибо за   профессионализм и   ответственность, за   то, что они делают нашу армию не   только красивее, но   и   сильнее.

 

Теги: Брест, Минск