Секретные материалы: обзор мистического экшена Control

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

Control   — мистичeский экшeн прo дeвушку с   пaрaнoрмaльными спoсoбнoстями. Нoвый кoнцeптуaльный прoeкт Remedy, кoтoрый сочетает в   себе все, за   что мы   любим игры финской студии: нетривиальный сюжет, увлекательный геймплей и   теоретические выкладки по   квантовой физике в   интерактивном формате.




История студии Remedy   — это притча о   восхождении на   индустриальный Олимп и   последующем падении. Некогда авторы Max Payne и   Max Payne 2 задавали тренды и   были в   авангарде развития видеоигр как интерактивного искусства.


Покончив с   историей Макса Пэйна, студия на   пике своих творческих возможностей занялась созданием невероятно дорогой и   амбициозной игры в   духе Дэвида Линча и   Стивена Кинга   — Alan Wake. Долгие годы на   деньги Microsoft Remedy разрабатывала эксклюзив для Xbox 360, по   пути разделила его на   несколько частей и   в   итоге выпустила незаконченным.


История писателя Алана Уэйка, который с   женой отправляется в   американскую глушь, чтобы восстановиться и   найти вдохновение (но   обретает только связь с   потусторонними силами), оканчивалась на   мощном сюжетном повороте. Продолжения не   последовало: игра не   принесла Microsoft много денег, потому Alan Wake 2 был отменен.


Microsoft дала студии второй шанс: сделать полностью новую игру на   запуске Xbox One. Ей   стала Quantum Break. Экшен про перемещения во   времени ловко совмещал видеоигру и   сериал с   живыми актерами. Но, как и   Alan Wake, он   не   получился сверхприбыльным, и   Remedy перестала быть внутренней студией Microsoft.




К   чему этот рассказ? Первая игра независимой Remedy   — герметичный триллер Control, созданный на   осколках (как идейно, так и   технологически) Quantum Break. И   он   невероятно пронзительно показывает, что финны умеют делать восхитительные игры. В   определенных обстоятельствах. Когда на   кону выживаемость студии.


Control рассказывает историю девушки Джесси Фейден, которая отправляется в   Федеральное бюро контроля на   поиски своего брата Дилана. И   все   бы ничего, но   Бюро занимается исследованием паранормальных явлений, и   вообще это закрытый объект, который, впрочем, находится прямо на   Манхэттене (но   благодаря высочайшей конспирации незаметен для обывателей).


Сотрудники Бюро отыскивают по   миру необычные предметы, которые по   разным причинам обрели потусторонние силы, доставляют их   в   лабораторию и   изучают. Такая   же судьба ждет и   людей, которые проявляют паранормальные способности. И   по   мнению Джесси, ее   брат Дилан находится в   стенах Бюро.


Джесси попадает в   Бюро в   момент, когда в   нем все неладно. На   свободу вырвалось нечто, что превращает сотрудников в   некое подобие зомби с   неестественными навыками: они могут левитировать, бросаться в   героиню предметами, взрываться на   месте. И   это помимо того, что многие вполне неплохо пользуются табельным оружием (часть зараженного персонала Бюро   — подготовленные бойцы спецназа).




Джесси тоже непроста. Во-первых, какое-то существо, живущее в   ее   голове, помогает ей   пробраться в   Бюро, хотя то   закрыто изнутри в   силу чрезвычайной обстановки. Во-вторых, после определенных событий девушка проходит инициацию и   становится директором Бюро.


Это позволяет ей   пользоваться необычным пистолетом, который меняет форму и   превращается то   в   дробовик, то   в   пулемет, то   еще в   какое-нибудь диковинное оружие. Вдобавок со   временем Джесси обретает паранормальные способности, и   уже сама может метать во   врагов куски бетона и   офисные стулья.


С   точки зрения игрового процесса Control   — экшен в   условном открытом мире. Джесси может свободно перемещаться между разными этажами Бюро, исследуя его закоулки по   мере развития сюжета и   повышения уровня доступа. Сам по   себе Старейший дом (именно так называется здание Бюро)   — место необычное. Оно меняет свои очертания, «пересобирает» отдельные комнаты и   вообще-то является порталом в   астральное измерение.


Как связан наш мир и   астральное измерение? Почему Бюро управляется каким-то Советом, которого никто никогда не   видел, и   оно общается только напрямую с   Директором? Какие эксперименты проводились в   Бюро? Где Дилан? И   почему Джесси так легко возглавила самую засекреченную организацию на   планете? Авторы старательно дозируют информацию, а   на   некоторые вопросы дают размытые ответы.




Вообще Control   — это такая 20-часовая серия «Секретных материалов» вперемешку с   «Твин Пиксом». Безумно интересно, что будет дальше, но   совершенно непонятно что происходит прямо сейчас. С   каждым выполненным заданием, с   каждым пройденным этапом появляется все больше вопросов. И   милая история о   заговорах и   паранормальных явлениях постепенно переходит в   плоскость метафизики и   параллельных измерений.


И   за   этой трансформацией безумно интересно наблюдать. В   перерыве между перестрелками игрок находит записки, отчеты и   другие документы, оставленные сотрудниками до   инцидента. Все они проливают свет на   происходящее и   часто отражаются непосредственно в   игре. Например, с   одной такой записки начинается квест по   поиску необычного предмета, который дает Джесси новую способность. И   это просто второстепенная активность, которую невнимательный игрок пропустит.


Впрочем, не   только флер таинственности и   желание разобраться в   происходящем двигает игрока вперед. В   Control банально интересно играть. Прямо во   время стрельбы можно переключать режим пистолета, чтобы по-разному противостоять разным типам врагов. Кого-то проще убить вблизи из   дробовика, а   кого-то   — сверхмощным револьвером. Патроны у   пистолета бесконечны, но   после нескольких выстрелов ему нужно время, чтобы восстановить боезапас.


В   итоге вырисовывается четкий боевой паттерн, в   котором стрельба плавно перетекает в   использование непробиваемого щита, стремительные увороты и   метание подручных предметов во   врагов. Джесси довольно хрупкая девушка, поэтому долго под пулями не   выстоит, нужно постоянно двигаться и   пользоваться способностями. Благодаря интуитивному и   отзывчивому управлению каждая стычка доставляет неописуемое удовольствие.




В   отличие от   Quantum Break, Control менее мейнстримовая игра. Не   в   том смысле, что она перегружена сложными механиками (тут все как раз в   порядке, играть приятно), а   в   том, что авторы говорят на   темы, претенциозности которых позавидовали   бы Нолан и   Кубрик. Что есть реальность? Действительно   ли мир, который мы   наблюдаем, существует в   том виде, в   котором мы   его воспринимаем? Вдруг мы   видим только малую его часть? Что, если есть другие реальности?


Control   — глубокая сюжетная игра с   тщательной проработкой мира и   отточенным геймплеем. Да, видно, что сделана она не   на   большие деньги. Да, в   Старейшем доме иногда бывает тесно и   хочется большего масштаба. Но   как первая игра независимой Remedy, это успех. Главное, чтобы она хорошо продалась. Тогда, быть может, когда-нибудь мы   увидим Alan Wake 2.