«Система образования мне только помогала». Как белоруска в 17 лет придумала новый экоматериал

Истoчник мaтeриaлa:
IT.Tut.by

Aнaстaсии Рубникoвич 17 лeт, и   oнa учится в   11-м клaссe 20-й гимнaзии гoрoдa Минскa. Тoлькo пoслe урoкoв oнa нe   идeт к   рeпeтитoрaм пo   «цетэшным» предметам и   даже не   смотрит сериалы, а   бежит (как девушка сама говорит) в   Республиканский центр экологии и   краеведения. Там она вместе со   своим научным руководителем Олесей Александровной Шевелевой придумала два инновационных материала, которые могут заменить натуральную кожу и   пластик с   ПВХ.





Готовьтесь: сейчас вы   посмотрите на   трутовики другими глазами

Буквально неделю назад Настя приехала из   Бразилии: там она представляла Беларусь на   конкурсе Mostratec и   заняла второе место. Но   о   нем позже. Медали медалями, главное, что школьнице удалось создать по-настоящему инновационную вещь. Говоря простыми словами, Настя придумала и   воплотила замену натуральной коже и   пластику из… мицелия грибов. Короче, из   грибницы.


—   Это микокожа, которая в   будущем может стать заменой натуральной коже. У   нее ведь процесс получения долгий, энергозатратный и   негуманный,   — улыбается Настя. —   А   производство кожзама вредит окружающей среде как минимум тем, что в   атмосферу выделяется углекислый газ. Наш материал абсолютно такой   же, как кожа, по   качественным характеристикам, но   при этом он   биоразлагаемый, экологически безопасный, эластичный и   прочный.




Так выглядит выросшая «микокожа»

Готовую микокожу можно будет покрасить красителем в   любой цвет. Но   главная фишка материала в   том, что он   саморастущий. То   есть ему можно задать любое лекало   — например, для будущей сумочки   — и   мицелий гриба, как живое существо, «зарастет» ровно по   вашей мерке.


—   Чтобы сделать эту работу, потребовалось два года. Это был долгий и   не   могу сказать, что легкий, процесс именно из-за подбора нужных грибов-продуцентов. То   есть тех, из   которых в   дальнейшем можно будет производить материал,   — объясняет девушка. —   Все началось просто с   идеи, а   дальше мы   ездили в   лес, собирали разные грибы и   смотрели из   выборки, какие лучше всего подходят. Оказалось, это трутовики (например, вешенки и   боровики)   — популярные в   нашей стране грибы. Ведь надо, чтобы они были дешевые и   доступные   — это повлияет на   стоимость материала.




Настя подчеркивает, что одной щепотки грибочка хватит, чтобы культивировать неограниченное количество мицелия, из   которого все делается:


—   Можно получить хоть 1000 чашек Петри с   мицелием одновременно!


Выделить суперрезультативные грибы по   качеству оказалось не   так просто. Зато их   мицелий прекрасно подошел и   для второго материала, созданного Настей и   Олесей Александровной. Речь о   микобрикете, которым можно заменить ДВП, ДСП и пенопласт.   Материал, как заверяет школьница, такой   же прочный.


—   Что самое главное   — при этом легкий и   водостойкий. И, конечно, экологически чистый. В   состав микобрикета входит не   только мицелий, который в   этом случае используется в   качестве клея, но   и   опилки, поэтому удается сделать его твердым. Мы   брали и   смешивали ингредиенты, придавали им   нужную форму и   потом запекали в   термошкафу. То, что получается, можно использовать для чего угодно. Вот для столешницы, например.


Еще один плюс микобрикетов в   том, что они быстро растут. А   еще после использования могут быть удобрением. Схема такая: материал отработал свой век, его смешали с   почвой   — и   получили готовое калийное удобрение (в   этих трутовиках много калия).



«Подумали: „А   вдруг?“   — и   сделали за   пару лет»

—   В   мире сейчас большие проблемы с   пластиком, и   наш проект помогает эти проблемы решить. Кроме того, есть еще и   вопрос с   отходами,   — подчеркивает Настя. —   Например, опилки   — это отходы деревообрабатывающей промышленности. Они сегодня используются плохо   — по   сути, просто сжигаются или выбрасываются. А   мы   из этого делаем новые материалы. А   микокожу мы   растим на   картофельном отваре.




Микокожа и   микобрикет должны по   задумке стать очень дешевыми, ведь на   их   производство требуется мало затрат и   никаких сложных компонентов. Получится или нет, пока непонятно: Настя и   ее   научная руководительница еще ищут финансирование, чтобы запустить линию по   выпуску новых материалов в   Беларуси.


—   Мы   были на   конкурсе, и   к   нему была очень ярая подготовка,   — улыбается девушка. —   Поэтому вопрос с   поиском спонсоров пришлось отложить. Сейчас мы   хотим больше времени уделить этому вопросу и   общаться с   разными организациями, чтобы наконец начать производство у   нас в   стране. Не   хотелось   бы, честно говоря, куда-то за   границу продавать проект. Хотелось   бы принести пользу Беларуси.


Тандем из   Насти и   научной руководительницы сложился спонтанно: школьница пришла на   курсы в   Республиканский центр экологии и   краеведения, и   там один из   них вела как раз Олеся Шевелева.


—   И   меня так заинтересовала тема грибов! —   вспоминает Настя. —   Когда Олеся Александровна рассказала, какой разнообразный мир грибов и   какие у   них свойства, я   загорелась изучением деталей. Дальше и   появилась наша совместная идея создать «грибной» материал. Мы   подумали: «А   вдруг?» И   вот   — на   базе центра сделали за   пару лет.



«Без руководителя я   бы   мало что могла сделать»

Девушка признается: на   занятия в   центр она не   шла   — бежала. И   со   стереотипом о   том, что многое за   школьников делают их   педагоги, в   чем-то согласна.


—   Конечно   же, без руководителя я   бы   мало что смогла сделать. У   меня нет таких знаний и   навыков. Например, методики, как выделять нужные вещества, я   не   знаю. Но   у   нас был такой дуэт в   работе, что я   считаю, мы   были как равные партнеры. Я   очень благодарна своему руководителю за   такую возможность, и   благодаря ей   я   полюбила науку. Теперь пронесу эту любовь через всю жизнь: мне кажется, если ты   уже вошел в   науку, то   не   можешь оттуда выйти чисто эмоционально.




Медали Насти, привезенные с   конкурсов

С   результатом работы Настя сперва пошла на   республиканский конкурс научных проектов школьников и   заняла первое место. Дальше девушку при поддержке Министерства образования пригласили в   команду из   победителей разных олимпиад, конкурсов и   научно-практических конференций. Уже из   этих людей и   выбирают представителей Беларуси на   разных международных конкурсах.


Таким способом школьница сперва съездила представить проект в   США, а   теперь вот   — в   Бразилию. Причем последнюю поездку проспонсировала компания Coca-Cola, к   которой руководители Республиканского центра экологии и   краеведения обратились.


На   обоих конкурсах Настя заняла второе место. Девушка признается: подробностей о   проектах команд, занявших первое место, она не   помнит, кроме того, что они были из   Китая. Зато говорит, что там тоже «передовые работы, хорошие».


—   На   конкурсе есть много секций: на   тему экологии, биологии, ботаники, робототехники и   так далее. Я   была представлена в   первой, но, если точнее, категория называется Environmental management (с   англ. «менеджмент окружающей среды»   — Прим. TUT.BY). Всего участников было 1,5 тысячи.


Сравнить несравнимые проекты сложно   — Настя тоже так думает. Но   считает, что все справедливо: критерии оценок на   таких конкурсах известны заранее. Это владение темой, английским языком, актуальность работы   — и   все такое.



«Поступать буду в   Беларуси. Точно знаю, у   нас клевые преподаватели»

Несмотря на   отличный старт для международной карьеры, девушка за   границу уезжать не   планирует.


—   Вообще, я   пока еще не   знаю, куда буду поступать, но   специальность точно будет связана с   биологией. Склоняюсь к   биологическому факультету БГУ. Ну… или в   другой какой-нибудь вуз пойду,   — говорит Настя. —   У   меня еще есть почти целый год, чтобы с   этим определиться.


—   Тебя не   смущает, что рейтинг белорусских университетов не   лучший в   мире? Да и   в   нашей науке к   тому   же мало денег…


—   У   нас клевые преподаватели   — это вот я   могу сказать стопроцентно. Та   же   самая Олеся Александровна, о   которой я   уже говорила… Таких учителей у   нас много   — которые прививают любовь к   предмету, тягу к   знаниям. По   поводу финансирования науки ничего не   могу сказать: я   даже в   университете еще не   учусь. Но   пока что система образования мне только помогала   — теми   же самыми конкурсами хотя   бы.




Родители девушки работают врачами   — так что, можно сказать, в   чем-то их   интересы с   дочкой пересекаются. Например, в   музыке: вместе с   ними Настя ходила на   концерт A-Studio.


—   Еще я   люблю очень литературу: русскую и   белорусскую,   — вообще читать. Языки тоже   — можно сказать, я   такой филолог больше,   — удивляет школьница. —   Нравится история. Биологию и   химию я, конечно   же, тоже люблю. Но   сейчас говорю о   тех предметах, которые от   них «отличаются».


Находить время на   тома «Войны и   мира», которую как раз читают в   старших классах, у   школьницы легко получается с   помощью электронной книги   — ее   можно возить с   собой повсюду. Есть еще лайфхак: многое Настя читает летом, а   потом вспоминает по   ходу дела.


—   Читать   — это узнавать мнения других людей: я   люблю не   только классику, но   и   современных авторов. Это   же классно   — иметь свое мнение по   поводу разных произведений, особенно тех, что делают шум в   мире. Если мы   не   совершенствуемся, то   не   живем. Я   так считаю.




При всех Настиных стремлениях, золотую медаль она пока не   получила не   только на   международных конкурсах, но   и   даже в   своей гимназии. Хотя в   дневники школьницы только «девятки» и   «десятки».


—   Просто есть одна «восьмерка». Будешь смеяться по   какому предмету! По   физкультуре,   — говорит Настя и   хохочет.

 

Теги: Минск