Создает аватара, имитирует боль: как белорусы сделали «одежду будущего»

Бeлoрусский прoeкт Teslasuit сoздaeт «умную oдeжду», кoтoрaя мoжeт считывaть движeния, пeрeдaвaть oщущeния нa   рaсстoянии и   стимулирoвaть мышцы. Недавно создатели проекта побывали в   Лас-Вегасе на   CES   — крупнейшей в   мире технологической выставке   — и   до   сих пор разбирают электронные   письма от   тех, кто заинтересовался их   разработкой. 42.TUT.BY побывал в   офисе компании и   выяснил, как устроена одежда нового поколения и   кто может ее   носить.





Компьютер, который можно носить на   себе

Создатели проекта   — Сергей Хурс и   Роман Александрович. Больше пяти лет назад они задумались о   том, как сделать эффекты в   5D-кинотеатрах более реалистичными. Итогом нескольких лет работы стала компания VRTek с   офисами в   Минске, Бресте и   Лондоне. Сейчас в   ней около 60 сотрудников, расширение продолжается.


Здесь разрабатывают Teslasuit   — «умный костюм», который покрывает все тело. В   него встроены электронные платы, процессор, оперативная память и   аккумулятор, заряда которого хватает на   два дня работы. По   сути это компьютер, который можно носить на   себе. Весит он   около двух килограммов.


Система захвата движения «понимает» положение скелета человека в   пространстве. Точность   — один миллиметр в   пространстве или полградуса при вращении. Сооснователь компании Дмитрий Михальчук показывает на   экране планшета программу, которая на   ходу создает виртуальный «аватар» человека.




Система обратной связи дает тактильный ответ и   воздействует на   мышцы тела с   помощью электрических импульсов. К   примеру, если в   виртуальной реальности вы   стреляете из   оружия, плечо сожмется из-за отдачи. Если в   игре вас убили, по   рукам пойдут волны. Если перед вами стена   — не   получится вытянуть руку.



«Мы   поработали над тем, чтобы мозг воспринял пулю как настоящую»

«Умную одежду» можно применять для игр в   виртуальной реальности. Костюм обеспечит полное погружение и   интерактивность между виртуальным объектом и   человеком.



—   Если в   игре в   вас попадет пуля   — вы   не   почувствуете ту   же   боль,   — объясняет Дмитрий Михальчук. —   Но   мы   очень хорошо поработали над тем, чтобы мозг воспринял это как настоящую пулю. Само ощущение состоит из   ряда моментов, один перетекает в   другой. Сначала это точечное чувство, потом оно растекается, потом приходит тепло. Для дополнительного реализма мы   встроили климат-контроль и   передаем температурные ощущения на   кожу.


У   меня часто спрашивают, возможен   ли сильный удар? Удар   — это передача кинетической энергии. Мы   не   можем ее   откуда-то взять, если ее   нет, ведь это просто костюм, который надет на   человека. Но   мы   создаем постударное ощущение, которое растекается по   коже.


Костюм может быть полезен спортсменам: тренировки в   нем эффективнее, чем обычные.


—   Для спортсменов это хороший тренажер без тренажера. Достаточно надеть костюм, и   программа будет стимулировать мышцы. Вкупе с   системой захвата движений мы   будем знать, в   какой позе стоит человек и   какие мышцы сейчас более эффективно стимулировать. Доказано исследованиями, что миостимуляция повышает уровень проработки   процентов на   30, плюс задействует мышечную память. Мышцы помнят о   том, что они сильные, и   запоминают правильность техники.




Дмитрий Михальчук, сооснователь TeslasuitПомощь в   космосе и   после инсульта

Также систему можно применять для тренингов   — например, по   игре в   гольф.


—   Допустим, мы   считываем с   профессионала правильность движений, делаем из   него виртуальный аватар и   даем его как тренера. На   словах можно долго передавать: «бедрами не   крути», «наклонись». А   в   виртуальной реальности есть визуальное взаимодействие: мы   видим, как он   правильно замахивается, с   какой скоростью бьет.


Человек будет повторять за   аватаром в   виртуальной реальности   — так можно хорошо научиться технике. Через систему ощущений мы   можем корректировать, где что повернулось. Можем донапрячь нужные мышцы и   увеличить скорость удара.


Есть применение «умной одежды» и   в   медицине: стимуляцию мышц и   нервных окончаний можно применять для реабилитации после травмы или инсульта. Еще один вариант   — отправить костюм в   космос, чтобы помочь космонавтам избежать атрофии мышц.




А   вот на   рынок игрушек для взрослых Teslasuit не   стремится.


—   Мы   как бизнесмены должны были рассмотреть все аспекты. Проведя анализ, мы   знаем, что миостимуляционные устройства других видов   — самые продаваемые в   магазинах. Но   мы   пока не   смотрим в   эту сторону, у   нас все-таки народный продукт. Мы   не   можем взаимодействовать с   этой индустрией, это будет репутационный провал.



Что будет, если взломать костюм?

Костюм можно стирать, но   для ежедневной носки он   не   предназначен   — он   тяжелее, чем привычная нам одежда.


—   Сейчас Teslasuit   — это не   одежда на   каждый день. Но   мы   готовим субпродукт, который выпустим на   следующем этапе. Мы   бы   хотели, чтобы пользователи носили его постоянно и   извлекали из   этого пользу. Например, есть определенные группы людей с   заболеваниями нервной системы, которые нуждаются в   мониторинге. Врач сможет узнать, как они вели себя до   визита, во   время вспышки. Также это важно для престарелых людей: если он   не   двигается, а   пульс подскочил   — в   этом случае нужно вызывать скорую.




Программа для управления «обратной связью»

Интересуемся: что будет, если костюм замкнет или кто-то решит его взломать?


—   На   аппаратном уровне у   нас стоят «вотчдоги»   — системы, которые защищают от   зависания. Если софт зависает, они делают микроперезагрузку, которая происходит мгновенно. На   западе к   нам подходят мамы: «Так здорово, по   закону детей нельзя отшлепать, а   ведь костюм надеть и   шлепнуть телефон   — можно». Мы   отвечаем: костюм ограничен так, чтобы не   причинять вреда здоровью. Конечно, можно попытаться взломать Wi-Fi или Bluetooth. В   принципе это возможно, но   это не   поможет. Он   на   аппаратном уровне сделан так, чтобы не   навредить.



«Пока люди записываются в   очередь»

В   январе проект Teslasuit представили на   CES   — Международной выставке потребительской электроники, которая каждый год проходит в   Лас-Вегасе. На   ней собрались тысячи молодых разработчиков и   именитых производителей техники.


На   белорусов там обращали немало внимания, о   Teslasuit написало множество зарубежных СМИ. Издание BBC News поместило проект белорусов в   список самых «крутых» проектов выставки.




Сотрудник VRTek в   костюме Teslasuit

Костюм можно купить   — но   пока с   задержкой в   год. Сейчас компания принимает предзаказы на   версию для разработчиков, которые изучат, как новинку можно интегрировать с   их   продуктами. По   словам создателей костюма, новую технологию уже захотели попробовать больше тысячи человек.


Окончательной цены устройства пока нет. В   компании надеются, что стоимость версии для разработчиков уложится в   2500 долларов. Цена костюма для геймеров, по   расчетам создателей, должна быть сопоставима с   ценой компьютера.


—   Официально в   широкую продажу мы, скорее всего, запустимся в   октябре. До   этого срока мы   поставим костюмы только определенным партнерам, с   которыми ведем переговоры уже больше года. После выставки получаем по   две тысячи электронных писем в   день   — этим людям сможем поставить устройства уже в   следующем году. Пока люди записываются в   очередь.

 

Теги: Брест, Минск