Сoздaннaя вo врeмя вoйны сaмoxoдкa СУ-152 была грозным оружием. Одним попаданием она срывала с немецких «Тигров» и «Пантер» башни, проламывала крупповскую броню. Оказывается, во время войны в СССР разрабатывалась самоходка с еще более мощным 203-мм орудием, об этом пишет портал Warspot.
Фото: warsport.ru
Проект был представлен к рассмотрению 5 июня 1943 года. Самоходку планировалось создавать на шасси танка КВ-1с с минимальными переделками и использованием деталей рубки, выпускавшейся в то время САУ СУ-152.
В качестве основного вооружения планировалось использовать 203-мм гаубицу М-17. Боекомплект САУ, согласно проекту, должен был состоять из 16 раздельных выстрелов.
После рассмотрения проекта в Управлении самоходной артиллерии Главного бронетанкового управления Красной армии (УСА ГБТУ КА) было решено изготовить опытный образец. Главное артиллерийское управление Красной армии было против такого решения, и в конце концов проект Су-204 отправился на полку.
Опытная буксируемая гаубица корпусной артиллерии М40, на основе которой было создано орудие М-17. Фото: wikimedia.org
Решающими оказались результаты испытаний, на которых бетонобойный снаряд 203-мм гаубицы на дистанции 2000 м всего на четыре процента превзошел по эффективности аналогичный боеприпас 152-мм пушки МЛ-20, а на дистанции в 200 метров его характеристики оказались на шесть процентов ниже.
Впрочем, от идеи полностью не отказались. 12 июня 1943 года Сталин подписал постановление ГКО № 3564сс «О подготовке производства 203-мм мортир „М-4“». В связи с этим конструкторов посетила идея создать САУ с таким орудием.
Испытания 203-мм корпусной мортиры М-4, 1943 год. Фото: warsport.ru
Точные сроки работы над новой самоходкой неизвестны. Если опираться на даты в технической документации проекта, работы велись в апреле 1943 года. Было принято решение использовать шасси тяжелого танка КВ-1с, а вот конструкцию рубки решили использовать иную, чем в Су-152. Тяжелый вес боеприпасов обуславливал работу двух заряжающих. Для извлечения снарядов из укладок даже был разработан специальный механизм.
Продольный разрез СУ-203. Фото: warsport.ru
Несмотря на мощное действие осколочно-фугасного снаряда, производившего большие разрушения по сравнению со 152-мм, САУ так и не была принята на вооружение. Дело в том, что снаряд орудия МЛ-20 пробивал 1200 мм бетона, а М-4 — всего 800.
Да и скорострельность 203-мм гаубицы М4 составляла всего 1,5 выстрела в минуту.
К слову, САУ с 203-мм орудием особой мощности все-таки была построена, но по совершенно другой концепции. Она получила название С-51, но в серию так и не пошла.