Стоять или идти? Инженер объяснил, как выгоднее ехать на эскалаторе

Нa   эскaлaтoрe принятo exaть так: справа стоят, а   слева идут. Но   эффективна   ли эта система? Об   этом для издания The Conversation написал Лесли Строудерман, профессор промышленного и   системного проектирования из   Университета штата Миссисипи.




Изображение: Tama66 / pixabay.com

Когда проектируют дороги, здания и   коридоры, специалисты учитывают пространство, которое необходимо человеку, чтобы чувствовать себя комфортно   — своеобразную «буферную зону». Для стоящего человека это 0,3 м², а   для идущего   — 0,75 м². Это значит, что на   эскалаторе может поместиться больше стоящих пассажиров, чем идущих   — и   разница превысит два раза.


В   2016 году в   лондонском метро провели эксперимент: на   одной из   станций метро ввели правило   — на   эскалаторе можно было только стоять, и   справа, и   слева. В   результате пропускная способность эскалатора выросла на   27%. Больше людей проходили через станцию за   то   же время, что и   раньше. Правда, это оказалось выгодно не   для всех.


«Социальный обычай на   транспорте отдает предпочтение индивидуальному пассажиру,   — пишет Лесли Строудерман. —   Традиция подниматься по   левой части эскалатора дает возможность некоторым людям двигаться быстрее, хотя это снижает пропускную способность эскалатора и   увеличивает общее время в   пути для других. Чтобы улучшить механизм   в   целом, следует учитывать эффективность на   уровне системы».


Проектировщики считают, что множество людей в   одном месте образуют плотную толпу. В толпе пешеходы, как правило, идут гораздо медленнее, чем на   открытой местности. Так получается из-за нехватки места, а   еще из-за необходимости каждого пешехода принимать множество решений: «Мне ускориться?» «Помедленнее?» «Обогнать этого человека?» «Остановиться?» Огромное количество вопросов приводит к   тому, что многие просто повторяют за   окружающими. Тактика «иди за   потоком» делает ходьбу менее обременительной в   плане рассуждений.


Поэтому когда люди подходят к   эскалатору, они часто просто делают то   же   самое, что человек перед ними. Если человек впереди идет, они идут. Если человек впереди стоит, они стоят. Все, что нужно   — это кто-то, кто задаст «моду».


«Встаньте с   обеих сторон эскалатора,   — предлагает Строудерман. —   Другие повторят. Одно изменение поможет каждому быстрее добраться до   места назначения, особенно когда транспорт переполнен».