Вести.net: бесплатный Сан-Франциско и итоги «черной пятницы»‘ />

Xaкeрскиe aтaки нa гoрoдскую инфрaструктуру — ужe рeaльнoсть. Как метро Сан-Франциско стало бесплатным, и как тратили деньги в «Черную пятницу» — прямо сейчас в программе Вести.net.

Хакеры взломали компьютерную систему муниципального транспорта Сан-Франциско. В выходные жители города могли пользоваться общественным транспортом бесплатно. MUNI — компания, обеспечивающая работу автобусов, троллейбусов, легкого метро и легендарных кабельных трамваев — была вынуждена отключить системы оплаты проезда из-за совершенной кибератаки.

Хакер, скрывающийся под псевдонимом Andy Saolis, сумел проникнуть в компьютерную систему муниципального транспорта Сан Франциско и заблокировать данные на 2 тысячах серверов. На дисплеях появилось сообщение: «Вас взломали. Все данные закодированы». И предложение обратиться за ключом на адрес электронной почты на «Яндексе». За разблокировку неизвестный злоумышленник требовал выкуп в размере 100 биткоинов — то есть, примерно 73 тысячи долларов.

По данным прессы, атака вывела из строя четверть компьютеров MUNI, однако не помешала работе самого транспорта. Под ударом оказались, помимо прочих, базы данных, система оплаты проезда и электронная почта сотрудников.

Ранее в этом году в похожей ситуации оказался госпиталь Лос-Анджелеса, системы которого также были заблокированы неизвестным хакером, потребовавшим более 3,5 миллиона долларов.

Примечательно, что инцидент произошел вскоре после выхода видеоигры Watch Dogs 2, сюжет которой также развивается в Сан-Франциско и рассказывает о хакере, который имеет возможность взламывать различные электронные устройства, включая городскую инфраструктуру.

***

В Америке подводят итоги «черной пятницы» — первого дня сезона рождественских распродаж. В этом году американцы поставили новый рекорд по объему потраченных денег.

По данным исследования, проведенного компанией Adobe, за один день покупатели приобрели товаров на 3,34 миллиарда долларов — примерно на 21 процент больше, чем в прошлую «черную пятницу».

При этом сумма покупок, совершенных при помощи мобильных устройств, впервые перевалила за рекордную отметку в 1,2 миллиарда долларов. Это ровно на треть больше, чем в прошлом году. По словам представителей крупнейших американских торговых сетей — Amazon, Walmart и Target — около 60 процентов покупок в День Благодарения и «черную пятницу» были сделаны при помощи мобильных устройств.

Причем, по данным Adobe, владельцы устройств Apple потратили в среднем на 8 долларов больше, чем пользователи Android. Средний чек составил 144 и 136 долларов соответственно. При этом самыми популярными товарами в этом году стали совсем не дешевые 4k-телевизоры, компьютеры и планшеты Apple, приставки Xbox.

Помимо этого некоторые американцы тратили свои деньги и на вовсе бесполезные развлечения. Так, создатели игры Cards Against Humanity устроили акцию HolidayHole, что можно перевести как «Праздничная Дыра». Они наняли экскаватор, оплачивать работу которого должны были пользователи Интернета. Экскаватор копал яму пока пожертвования поступали на счет организаторов мероприятия. В итоге авторы акции собрали свыше 100 тысяч долларов.

После рекордной черной пятницы» исследователи Adobe предсказывают рост продаж и в так называемый киберпонедельник — день, когда товары со скидками появляются в интернет-магазинах. По предварительным подсчетам, американцы потратят в этот день не меньше 3,3 миллиарда долларов.

Впрочем, все эти впечатляющие цифры меркнут в сравнении с распродажей, которую с 2009 года устраивает китайская компания Alibaba в День холостяка — 11 ноября. В этом году Alibaba за 24 часа смогла реализовать товаров почти на 18 миллиардов долларов. Каждую секунду серверы компании обрабатывали по 140 тысяч заказов из 207 стран и регионов.

В России такие специализированные дни скидок пока не укоренились, но некоторые компании пытаются занять место в этой нише. Так, с 2013 года в Рунете существует сайт blackfridaysale.ru, с которым сотрудничают свыше 300 продавцов. Владельцы сайта, ООО Блэк Фрайдэй, даже запатентовали торговый знак Black Friday в России, который пыталась отсудить компания М.Видео.

Суд, однако, отклонил заявку М.Видео, отправив дело в Роспатент. В итоге Ассоциация компаний интернет-торговли, куда входит М.Видео, решила организовать альтернативные распродажи под названием «Настоящая черная пятница» и открыла сайт realblackfriday.ru. Поэтому в этом году в Рунете работало сразу два сайта, посвященных онлайн-распродаже.

В общей сложности на двух площадках было зарегистрировано около 500 магазинов. По данным Газета Daily, сайт «настоящей черной пятницы» посетило 750 тысяч человек, 14 процентов из которых интересовались смартфонами, 12 процентов — бытовой техникой, 9 процентов — ноутбуками и планшетами. По информации сайта Roem.ru, в этом году «черная пятница» в России дала почти двукратный прирост продаж в по сравнению с результатом предыдущей недели.