Привeт, плaнeтa, этo прoгрaммa Вeсти.net. Нaкoнeц мы oтвaжились выпoлзти нa улицу и в Мoсквe, xoтя нa сaмoм дeлe xoлoднoвaтo, чeгo уж тaм. Глaвную нoвoсть нa этoй нeдeлe мы выдeлить нe смoгли, но сам собой образовался у нас в этом выпуске тематический блок, посвященный персональным ассистентам. Речь идет, конечно, не о секретаршах-красотках, а о цифровых помощниках, о которых на этой неделе говорили, и не раз.
***
На прошедшей в Нью-Йорке на конференции Disrupt бывшие сотрудники Apple Даг Киттлаус и Адам Чейер продемонстрировали нового цифрового ассистента по имени Viv. Работа над ним началась четыре года назад после того, как Киттлаус продал Apple свой стартап Siri. Впервые о разработке нового помощника Киттлаус объявил в 2014 году, пообещав, что новый цифровой ассистент сможет «сделать все, что попросит пользователь».
Главная особенность новинки заключается в способности ассистента работать со сторонними приложениями. Viv — это открытая платформа, которая уже поддерживает около 50 сервисов, при помощи которых пользователь может заказать всевозможные товары, забронировать рестораны и вызывать такси. Все эти действия Viv выполняет автоматически, а все, что нужно сделать пользователю, это отдать команду. Как и другие электронные помощники, Viv умеет понимать человеческую речь. Помимо этого, ассистент может определять намерение пользователя и держаться в контексте разговора, то есть помнит, о чем ее спрашивали несколько минут назад.
«Отправь маме цветы на день рождения. Наши друзья из компании Pro Flowers предлагают несколько опций, но моей маме нравятся тюльпаны. Как насчет тюльпанов? Это мне подходит. Она знает, где живет моя мама, и мне ничего не надо вводить. Цветы уже в пути», — говорит создатель Viv Даг Киттлаус.
По словам Киттлауса, Viv не обладает заранее запрограммированными вариантами ответа. При каждом голосовом запросе создается новая исполнительная программа, которая находит и связывает все необходимые сервисы, генерирует интерфейс и диалог с пользователем. Можно сказать, что Viv — это программа, которая пишет саму себя. И это делает Viv крайне гибким инструментом, который легко масштабируется для выполнения любых задач. Киттлаус продемонстрировал этот механизм на примере, как было заявлено, намного более сложного запроса – «Будет ли теплее 20 градусов у моста Золотые Ворота послезавтра после пяти вечера?»
«За 10 миллисекунд Viv написала программу из 44 шагов. Она выяснила из контекста, что мост Золотые Ворота — это достопримечательность, а «послезавтра» — это определенный день недели. И подключила все необходимые для ответа на запрос сервисы», — объясняет Киттлаус.
В компании считают, что Viv даст пользователям единый голосовой интерфейс для взаимодействия со всеми существующими приложениями, а разработчики получат в лице ассистента новый канал для распространения всевозможных сервисов и товаров.
С этой точкой зрения согласны и аналитики. По их мнению, индустрию ожидает новый сдвиг в сторону универсальных ассистентов из-за того, что потребители устали от приложений. По статистике, пользователи скачивают менее одной программы в месяц и, в основном, пользуются лишь тремя приложениями на своих смартфонах. Именно из-за этого разработчики пытаются внедрить в наиболее популярные программы — мессенджеры или почту — новые возможности. К примеру, ботов, как это делает Telegram, Microsoft и Facebook.
Примечательно, что основным платформодержателям — Apple и Google — практически не требуется популяризировать отдельные приложения. Их цифровые ассистенты — Siri и Google Now — уже встроены в прошивку смартфонов. И из-за этого они уже обладают колоссальной аудиторией. Однако из-за закрытости платформ они практически не связаны со сторонними приложениями и по большому счету выполняют только функции голосового поиска в Интернете. Во многом из-за этого у них появляются все новые, независимые от платформы конкуренты. Такие, как, например, Hound, а теперь и Viv. Впрочем, до сих пор неизвестно, останется ли Viv самостоятельным или будет продан крупному игроку, как когда-то Siri.
А уже под конец недели будто бы в ответ на появление этого Viv случилась утечка, причем, сразу в несколько средств массовой информации, о том, что Google выпустит своего персонального цифрового ассистента, причем, в неожиданной упаковке.
***
Компания Google работает над устройством с голосовым интерфейсом и функциями виртуального персонального помощника. Внутри компании, как сообщает издание Recode, его уже окрестили Chirp, но это лишь рабочее название. Журналисты уверены, что в Google разрабатывают конкурента акустической системе с голосовым интерфейсом Amazon Echo, которая была запущена в 2014 году и изначально состояла из компактной колонки с голосовым помощником Alexa. На презентации было заявлено, что оно предназначено не только для воспроизведения потоковой музыки, но может напоминать о предстоящих событиях, сообщать новости и прогноз погоды и даже отвечать на вопросы пользователя, получая сведения из Интернета.
Персональный помощник, которого создают специалисты Google, тоже будет иметь голосовой интерфейс. А внешне, как утверждают источники издания Recode, устройство Google будет напоминать беспроводной маршрутизатор OnHub, который интернет-гигант показал в прошлом году. В Сети появлялись слухи, что созданием подобного рода устройства в Google занимались специалисты компании Nest Labs, приобретенной Google за три с лишним миллиарда долларов в начале 2014 года. Однако Nest якобы неоднократно нарушала график разработки, и в результате проект был передан в другие руки.
По данным недавнего опроса, проведенного MindMeld, 2015 год стал переломным в принятии голосовых помощников в смартфонах: 55 процентов американских пользователей полагаются на голосовые помощники ежедневно, и это при том, что первый виртуальный ассистент Siri увидел свет пять лет назад. На самом деле, официальной статистики или каких-то глобальных исследований по использованию голосовых помощников во всем мире просто нет, однако наметилась интересная тенденция в визуализации виртуальных персональных ассистентов или голосовых помощников в виде отдельных от смартфонов устройств. Первым был Amazon с его Echo, а в феврале на Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне были представлены и, например, Xperia Agent — мини-робот от Sony, робошар от LG и другие.
«Для обычного пользователя дом является безопасным местом, чтобы поговорить, в том числе, с компьютером без социальной неловкости. Дом также отличное место с точки зрения акустики и тренировки системы распознавания голоса владельца: ведь тут ассистента не собьет с толку шум улицы, автомобилей или разговаривающих прохожих. Кроме того, Amazon позиционирует Echo для двух сценариев использования: медиа — искать новостей и слушать музыку, и интернет-шоппинг — две вещи, которые люди склонны делать каждый день. Это и позволило Echo стать привычным устройством, которое легко вошло в жизненный обиход пользователей», — отметил Джаред Циммерман, глава подразделения Google Voice Platform.
Почти за полтора года, по приблизительным оценкам, Amazon продал 3 миллиона устройств.
На самом деле, если смотреть на дело с точки зрения немалого количества пользователей, озабоченных своей приватностью, промедление Google с выпуском такого помощника становится понятным. Google зарабатывает на рекламе — контекстной. Чтобы реклама была контекстной, он должен знать своего пользователя, пусть обезличенно, но знать. То есть анализировать вашу историю поиска, переходов, получать контекст из email, даже ваших передвижений. А теперь представьте, что у вас дома стоит микрофон, а шнур тянется в поисковик. Не факт, что продать эту идею и людям и защитить ее в прессе будет так уж просто.
С другой стороны, стремление вынести цифрового ассистента за пределы телефона — практика общая и не слишком новая. Microsoft еще до Cortana что-то подобное встраивал в Xbox. А тот же самый Siri работает, например, и на последней модели одной из самых распространенных в мире телеприставок – Apple TV. Правда, не в России. Впрочем, и обычной Siri, неспециализированной, по моим личным наблюдениям, в России не пользуется вообще никто, по крайней мере, вокруг меня.
***
Но вернемся к Amazon, вокруг продукта которого крутился весь прошлый сюжет. Это, конечно, удивительная компания, интересы которой простираются куда дальше интернет-торговли — от персональных помощников, самой большой облачной платформы и, как выясняется, до планов по завоеванию видеопространства.
Amazon анонсировала новую платформу для видеоблогеров. Новинка получила название Amazon Video Direct. С ее помощью создатели видеороликов смогут выкладывать свои творения на сервис Amazon Video, а также управлять учетной записью и настраивать способы монетизации своего творчества. В частности, пользователи из США, Великобритании, Германии, Австрии и Японии могут продавать свои видеоролики или сдавать их напрокат. Видеоконтент также можно сделать бесплатным и доступным для всех, разместив в нем рекламу.
Есть и другой способ заработка — получать роялти за видео, доступное подписчикам платного сервиса Amazon Prime. Помимо этого, авторы видеороликов смогут принять участие в программе Amazon Stars, в которой самые популярные видеоблогеры будут получать ежемесячную премию.
Таким образом Amazon пытается привлечь к своему сервису Amazon Video новых авторов и расширить общее количество видеоконтента. Сегодня пользователям Amazon Video доступны в основном фильмы и телепередачи, на которые компания ежегодно тратит свыше 3 миллиардов долларов. Главными конкурентами Amazon Video считаются Netflix и Hulu. Теперь компания начнет соперничать еще и с площадками для любительских видео, такими, как Vimeo и Youtube.
Впрочем, последние, в свою очередь, наоборот, стремятся занять свое место среди платных площадок. Не так давно Youtube запустил платный сервис RED, избавляющий пользователей от рекламы и предлагающий оригинальный контент с локальными «звездами». Vimeo тоже планирует запустить свой сервис по подписке, и для этого даже приобрела нью-йоркскую компанию VHX.
***
Ну, а теперь гораздо более важная с практической точки зрения новость. «Яндекс» наконец-то сподобился выкатить в своих картах пешеходные маршруты. Ура!
«Яндекс» запустил пешеходные маршруты. Теперь «Яндекс.Карты» могут составить маршрут для пеших прогулок, посчитать их расстояние и время пути. Пешеходный режим работает в крупных городах России, Украины, Беларуси и Казахстана. Максимальная длина пеших маршрутов составляет 50 километров.
Можно сказать, что в мире складывается новый тренд. В крупных городах, не считая разве что Лос-Анжелеса, люди начинают отказываться от автомобилей. Из-за этого картографы, которые ранее делали упор на автомобильную навигацию, начинают создавать пешеходные карты. Помимо «Яндекса», так поступили и его прямые конкуренты — Mail.ru Group. О том, что побудило картографов обратиться к пешеходным маршрутам, рассказал главный ментор карт Maps.me Юрий Гурский: «Когда мы писали стратегию, было ясно, что отказ от автомобиля — это большой мировой тренд. Даже когда мы были в Сан-Франциско, весь аэропорт был заклеен плакатами про то, как город борется с автомобилями. И понятно, что у наших конкурентов карты не заточены на пешеходов вообще — там нет дворовых дорожек, переходов. Именно поэтому мы инвестируем в пешеходные графы и не инвестируем в общемировые пробки. Мы понимаем, что во многом это игра против тренда».
Однако здесь создатели пешеходных карт сталкиваются с большой трудностью. Дело в том, что граф пешеходных маршрутов гораздо сложнее автомобильных. Он должен учитывать не только известные дороги, но и всевозможные тропинки и пешеходные переходы. Разработчики решают эту проблему разными способами. К примеру, российский картографический сервис 2ГИС выпускает на улицы целую армию контролеров, которые регулярно обходят вверенные им участки и вносят правки в карты. Правда, такой способ отнюдь не дешевый и подходит компании из-за того, что вся система монетизации 2ГИС зависит от актуальности данных. Более крупные игроки, в частности, «Яндекс» и Mail.ru, прибегают к помощи сообществ картографов-любителей. Так, карты «Яндекс», занимающие второе место по полярности в России после Google, используют данные своих же народных карт, а международный картографический сервис Mail.ru — Maps.me — черпает данные о неизвестных дорожках из открытых карт Open Street Maps, некоего картографического аналога «Википедии».
Другие картографы нередко используют для составления пеших маршрутов графы автомобильной навигации, просто снимая некоторые ограничения, к примеру, направление движения. Из-за этого маршрут прокладывается в обход и вынуждает пешехода делать ненужные крюки, будто он находится за рулем.
Мы сравнили пешеходные маршруты от разных провайдеров на примере двух районов Москвы, где живет один из сотрудников нашей программы. На них видно, как Google использует автомобильные карты. При этом «Яндекс» не смог провести маршрут максимально коротким путем, а в одном из случаев и вовсе проложил дорогу через закрытую воинскую часть.
Так строго мы отнеслись к «Яндекс» не из злорадства, а просто оттого, что он самый крупный российский игрок и вообще играет роль такой «Хрустальной совы» отечественного хайтека, так что надо соответствовать. В общем, даже если сразу не получилось — поправляйте карты.
***
Ну, а теперь страничка корпоративной гордости. Хвастаемся успехами коллег! На прошедшей в Москве ежегодной конференции игровых разработчиков DevGAMM «Студия Интерактивных Мультфильмов», работающая над игровыми проектами, основанными на мультфильмах ВГТРК, таких, как «Ми-ми-мишки», «Бумажки» и «Аркадий Паровозов», анонсировала игру по мотивам нового мультипликационного сериала «Сказочный патруль». Помимо этого, разработчики поделились результатами исследования игровых предпочтений самых маленьких геймеров.
По прогнозам, в ближайшие пять лет рынок детских игр в России будет расти. В силу того, что большая часть подобных проектов делается на Западе и не переводится на русский язык, эта ниша до сих пор остается свободной для российских разработчиков. Сегодня объем этого рынка измеряется миллионами пользователей. Согласно собранным данным, больше 70 процентов детей в возрасте от 2 до 12 лет регулярно играют в видеоигры на той или иной платформе, и это примерно 17 миллионов человек. Маленькие дети в основном играют на планшетах, реже — на смартфонах. Чем взрослее становится ребенок, тем чаще он начинает играть на компьютере.
Руководитель проекта «Интерактивный мульт» Алексей Ильин отмечает: «У 50 процентов детей в России есть личный iPad или Android-планшет. Это дети от 2 до 9 лет. У этой категории в 50 процентах случаев есть свое устройство. Мы думали, что достаточно много смартфонов, но смартфонов чуть меньше. Именно планшеты покупают родители для детей. Раньше было очень много компьютеров, но сейчас их количество снижается. Компьютеры есть у 30 процентов детей, и раньше их было больше. Их вытесняют планшеты — очень активно и очень быстро. Это значение – 50 процентов — еще три года назад было в два раза меньше. Три года назад было 25-процентное проникновение. Сейчас — уже 50. Через пару лет достигнет 70 процентов. Фантастические цифры!»
Исследование также затрагивает и отношение родителей к играм их детей. Как показали опросы, оно достаточно противоречивое. Так, около 75 процентов опрошенных считают, что игры негативно влияют на здоровье и психику детей. При этом столько же респондентов благодарны играм за то, что с ними можно оставить ребенка и продолжить заниматься своими делами. Поэтому неудивительно, что в большинстве случаев дети играют в видеоигры в одиночестве. Чуть реже — с друзьями.
«Мы выяснили, что 71 процент родителей считают, что в западных играх гораздо больше жестокости и насилия, чем в российских, и они бы отдали предпочтение игре российского производства, если бы у них был выбор. Но у них нет выбора, потому что таких игр крайне мало. Причем, чем моложе родители, тем более ярко выражена эта тенденция», — отмечает Алексей Ильин.
Примечательно здесь и то, что сами дети предпочитают играть в обучающие, логические игры, пазлы и головоломки. Лишь по достижении подросткового возраста часть из них, в первую очередь, мальчики, переходят на всевозможные стрелялки и бродилки. Результаты исследования также показали, что игромания — это исключительно мужская страсть. Именно мальчики регулярно проводят за играми более трех часов в день, а девочки активней мальчиков используют мобильные устройства.
В силу юного возраста дети не могут покупать игры самостоятельно, поэтому они вынуждены выпрашивать их у своих родителей, которые, в свою очередь, вообще не хотят тратить на них свои деньги. Поскольку встраивать внутренние покупки в детские игры — негласное табу, разработчикам приходится искать другие способы монетизации. Так, «Студия Интерактивных Мультфильмов» прибегает к проверенному способу демо-игр. То есть выпускает урезанную версию игры бесплатно и полную версию — за деньги.
Алексей Ильин поясняет: «Сверхприбыли получить с этого нельзя, но рынок детских игр отличается тем, что детские бренды живут очень долго. Советские мультики до сих пор смотрят наши дети. Те бренды, по которым мы выпускаем игры сейчас, будут жить и через пять-десять лет. Соответственно хвост установок и хвост продаж очень длинный, он сильно растянут во времени. Выпуская линейку продуктов и переводя пользователей между этими продуктами, показывая, что это качественные, хорошие продукты, мы формируем лояльную аудиторию, которая будет покупать и в дальнейшем. И прибыльность этого сегмента у нас будет только расти».
Время нашей непременной десертной рубрики: «Фишка недели».
На этом итоговая программа Вести.net прощается с вами до следующей недели. Планета – пока!