Трaнсгрaничнaя тoргoвля сo знaкoм «экспoрт»: в России стартует экспериментальная программа, которая позволит не только покупать, но и продавать через Интернет. Что мешало сделать это раньше, где будут продаваться отечественные товары и какова во всем этом роль Почты России — все подробности в программе Вести.net.
C сентября небольшие российские компании смогут продавать свои товары за рубеж по упрощенной схеме. Это инициатива Института развития Интернета, которая была поддержана таможенной службой и Почтой России.
Трансграничная торговля из-за рубежа, когда иностранные продавцы продают свои товары на территории России, уже давно стала реальностью — на нее приходится большая часть почтовых отправлений из-за границы. А вот историй успеха с обратным знаком, когда отечественные производители экспортировали свою продукцию, значительно меньше. И на то были объективные причины.
Дело в том, что до последнего времени возможности продавать иностранным покупателям у российского бизнеса не было. Вернее, такая возможность была, но сопряжена она была с немалыми трудностями.
«Любое предприятие в любой точке страны, не заходя на таможню, не заполняя декларации, которые невозможно заполнить, просто выставляет на зарубежную площадку свой товар — нож, шкатулку, кирпич, все что угодно, — написав цену 200 долларов. Просто получит на свой счет рубли, придет на почту и отправит товар», — объясняет советник президента РФ Герман Клименко.
Сразу оговоримся: пока что это эксперимент, потому что российские таможенные правила просто не предусматривают подобной процедуры для розничного экспорта. И другой немаловажный момент: сам эксперимент стал возможен только в последнее время, после того как Почта России перестала быть лишь поводом для злых шуток, а превратилась в отлаженный механизм доставки.
«Когда меня учили, предположить, что розничный бизнес будет хоть когда-то эффективен, было невозможно. Тогда логистика стоила очень дорого и была трудна. Появились RFID-метки, фасовка, и выяснилось, что сам по себе розничный экспорт, штучный — он оказался эффективен. Но мы оказались к этому юридически не готовы. Мы полностью завалены розничным импортом. От нас — были технически не готовы, законодательно не были готовы. Это какое-то наследие от социализма, когда экспортировать мог только «Внешэкономбанк», — говорит Герман Клименко.
Первой площадкой, участвующей в эксперименте, с большой долей вероятности станет AliExpress. Точнее, Tmall Global — китайский онлайновый агрегатор товаров, также принадлежащий Alibaba и ориентированный на продажи импортных товаров в Китае. Уже сейчас понятно, что российским предпринимателям придется столкнуться с рядом весьма специфических проблем.
«В отличие от брендов других стран, у потребителей нет такой четкой ассоциации российского бренда с какой-то категорией товаров, как есть в Италии, во Франции и в Германии. Есть какие-то старые представления еще из Советского Союза. А новых нет. Есть определенная проблема, но, в том числе с помощью таких проектов, как на Tmall Global, мы и воспитываем новое восприятие России как страны, которая поставляет товары для конечного потребителя», — говорит директор по развитию бизнеса AliExpress в России Марк Завадский.
Правда, до конца не ясно, какие именно отечественные товары будут востребованы у иностранных покупателей. Если спрос на российские товары все же будет, эксперимент будет продолжен и на самом AliExpress.
Стоит напомнить, что продаются они там и сейчас. Правда, по весьма странному и урезанному сценарию: купить их могут только жители стран участников Таможенного союза.